Национальные религии. Даосизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Цивилизация старого Китая уже ушла в прошлое. Но ее мудрость, вобравшая в себя опыт духовных исканий и подвижничества сотен поколений, не умерла и не может умереть. Даосизм, как часть и, может быть, самая важная часть этой мудрости, не потерял своей жизненности и сегодня. Заветы древних даосов обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир.

Содержание

Введение
1. История возникновения религиозного даосизма.
2. Даосская религиозная мистика: теория и практика бессмертия.
3. Даосизм и современность.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕЛИГИЯ _САША.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Однако стремление представителей школы Правильного единства придать  этой организации всекитайский характер, объединив даосов своего направления  по всей стране, потерпело неудачу. Фактически работа проводилась только шанхайским филиалом, а грандиозные планы Генеральной ассоциации остались на бумаге [212, с. 434].

Центральная ассоциация даосизма в Пекине также стремилась приобрести всекитайский характер, сплотив  даосов школы Совершенной истины всей страны. Однако наиболее полно эти планы удалось воплотить лишь в пров. Сычуань. В 1913 г. восемь настоятелей крупнейших даосских монастырей провинции стали инициаторами создания Главной дочерней ассоциации даосизма пров. Сычуань (Сычуань даоцзяо цзун фэньхуй). Последняя реорганизация и переименование ее произошли в 1946 г., после чего она получила название Ассоциации даосизма пров. Сычуань (Сычуань шэн даоцзяохуй). Основные направления работы ассоциации — распространение даосских правил и морально-этических норм, создание образовательных курсов даосских знаний, благотворительность, развитие сельскохозяйственной и производственной деятельности, арбитражная деятельность в даосских сферах, охрана имущества монастырей. Последнее заседание Ассоциации даосизма пров. Сычуань состоялось за год до образования КНР, в 1948 г. В отчетном докладе было отмечено создание 57 дочерних уездных ассоциаций пров. Сычуань; в 38 уездах их формирование только начиналось [212, с.432]. Эти данные свидетельствует о большой организационной работе Ассоциации.

Кроме того, до 1949 г. в Китае был создан еще целый ряд даосских объединений: Главная дочерняя ассоциация даосизма Гуаньдун (Чжунго даоцзяохуй Гуаньдун цзун фэньхуй), ассоциации даосизма пров. Шэньси, Хубэй, Хунань, г. Ханчжоу и мн. др. Однако все они носили местный характер, были обособленными, некоторые прекратили работу вскоре после образования КНР [166, с. 5–6].

Следует отметить, что  первоначально даосские ассоциации создавались внутри каждого конкретного  направления. Противоречия между школами  Совершенной истины и Правильного единства отражались на процессе формирования АПД. Только в 1936 г. в Шанхае создается Ассоциация даосизма Китая (Чжунхуа даоцзяохуй), впервые объединившая даосов обеих школ. Однако во время войны против японских захватчиков (1937-1945) деятельность ее вынужденно прекратилась.

К тому же периоду относится  упадок Центральной ассоциации даосизма в Пекине и создание в 1941 г. Генеральной  ассоциации даосизма.Северного Китая (Хуабэй даоцзяо цзунхуй) под патронажем японских оккупационных властей с целью привлечь на свою сторону китайское население. Конфронтация ее с настоятелем пекинского Байюныуаня Ань Шилинем стала одной из возможных причин его трагической гибели в ноябре 1946 г.23.

После окончания войны  с Японией в даосских кругах усилилось  стремление к консолидации сил и созданию единой организации, которая бы носила всекитайский характер, объединив даосов школ Совершенной истины и Правильного единства. Зимой 1946 г. 63-й Небесный наставник Чжан Эньпу провел совещание с представителями даосских кругов Шанхая, где было предложено создать сеть территориальных ассоциаций с целью возможного создания на их основе всекитайской организации. В соответствии с этим планом в 1947 г. была создана Ассоциация даосизма Шанхая (Шанхай ши даоцзяохуй), которую возглавил Ли Лишань24. В апреле 1947 г. эта ассоциация опубликовала «План возрождения даосизма» («Фусин даоцзяо цзихуа-шу»), предложенный Чэнь Иннином.25 Вслед за этим Чжан Эньпу предпринял попытку создания всекитайской даосской ассоциации. Его идея нашла поддержку у председателя Ассоциации даосизма пров. Сычуань Ван Фуяна [212, с. 332, 432-433, 435-436]. Однако изменившаяся политическая ситуация отодвинула претворение в жизнь намеченной программы на десять лет.

Создание ВАПД состоялось уже после образования КНР. 26 ноября 1956 г. был создан организационный комитет ВАПД, а в апреле 1957 г. состоялся I съезд этой организации. Председателем ВАПД был избран настоятель монастыря Тайцингун г. Шэньяна Юе Чундай, впоследствии обвиненный в правом уклонизме и весной 1958 г. отстраненный от управления ассоциацией. Членами правления ассоциации стали 55 даосов школы Совершенной истины и 6 даосов — школы Правильного единства [166, с. 57-58]. Проведение политики «большого скачка» в конце 50-х гг. нанесло значительный урон как даосизму в целом, так и ВАПД. Только в 1961 г., после осуждения этого политического курса, стало возможным провести II съезд ВАПД, положивший начало планомерной работе ассоциации. На съезде присутствовало 99 делегатов, из которых 85 представляли школу Совершенной истины и 14 — школу Правильного единства; средний возраст участников съезда превышал 60 лет [166, с. 59]. Центральными задачами ВАПД были названы подготовка кадров и научно-исследовательская работа. С 1961 г. по 1966 г., согласно намеченному плану, была проделана следующая работа. В июне 1962 г. начали функционировать первые курсы повышения квалификации даосских кадров. Программа предполагала пятилетний срок обучения, однако начавшаяся «культурная революция» вынудила сделать досрочный выпуск в 1966 г. В ноябре 1961 г. при ВАПД был организован кабинет научного изучения даосизма, а с августа 1962 г. ассоциация начала выпускать «Журнал Всекитайской ассоциации последователей даосизма» (Даосе хуйкань). На местном уровне успели начать работу АПД пров. Сычуань (1962 г.) и организационный комитет АПД Шанхая (1956 г.). В трагическое десятилетие «культурной революции» эти, как и все другие религиозные организации были разгромлены 26.

Современные ассоциации последователей даосизма представляют собой общественные религиозные объединения негосударственного характера. Основной состав представителей ассоциаций — служители культа. Кроме них, членами АПД являются верующие и ученые-даологи. Формирование современных даосских ассоциаций происходит на территориальной основе. Истоком их следует считать даосские организации начала XX в. Сегодня даосские ассоциации, КНР представлены центральным объединением — ВАПД и целой сетью местных организаций — ТАПД разного административного уровня. Отношения между ВАПД и ТАПД строятся на «инструктивно-консультативной основе» со строгим соблюдением независимости и невмешательства в дела территориальных ассоциаций. Однако в последние годы ВАПД заметно усилила свое влияние. В связи с этим весьма показательно изменение ст. 12 Устава ВАПД от 1998 г., где четко выражено стремление распространить действие устава ВАПД не только на ее членов, но и «на даосов всего Китая». Ассоциации оказывают централизующее и координирующее влияние и демонстрируют достаточно эффективный адаптационный механизм института даосизма в современном обществе. Существуют примеры эффективной деятельности межконфессиональных религиозных организаций. В 1989 г. в пров. Хунань широко проводились торжества, посвященные 50-летнему юбилею даосско-буддийской ассоциации «Спасение от бедствий» (Фо дао цзюнань сехуй) [308, 1989, № 4, с. 60].

Влияние даосизма на общество не ограничивается ритуальной деятельностью, оно проявляется в благотворительности, охране окружающей среды, борьбе за мир. Благотворительность — проявление любви к ближнему — является неотъемлемой частью социального служения даосов. Совершение добрых дел — обязательное условие духовного развития человека и одновременно критерий истинности мистического опыта; Ее доктринальное обоснование выходит за рамки собственно даосских традиций. «По плодам их узнаете их» учит Священное Писание [6, с. 1019]. В даосской доктрине подобные положения зафиксированы в «Каноническом тексте нефритовой печати» («Юй цянь цзин»). Так, для достижения высокого совершенства духовной жизни даосам требуется совершить определенное количество добрых деяний: уровню земного бессмертного соответствуют 300 благих дел, а уровню небесного бессмертного — 1200. При этом даже один неблагочестивый поступок перечеркивает все прежние, и к подвигу личной аскезы следует приступать заново. Китайский народ столетиями сохраняет память и чтит целителей-бессребреников Сунь Сымяо и Тао Хунцзина, бессмертных благодетелей Юй Сяньгу и Ма Гу; юного Цюй Ту, пожертвовавшего людям свою кровь, покровителя добродетельных Янь Цзюньпина и др.

Идеал служения ближнему и общественному благу и ныне сохраняет значимость среди последователей даосизма Одновременно с этим благотворительная  деятельность даосов является действенной  проповедью и проводится по следующим  основным направлениям.

1. Финансовая помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий или техногенных катастроф. Инициаторами подобных акций стали слушатели первых женских курсов даосских знаний при ВАПД, которые в 1988 г. пожертвовали 660 юаней в помощь пострадавшим от землетрясения в пров. Юньнань [308, 1989, № 1, с. 62]. На ликвидацию последствий наводнения 1991 г. было перечислено: ВАПД и даосами пекинского Байюньгуаня — 16 тыс. юаней, даосами гор Цинчэншань — 2 тыс., АПД и монастырем г. Сиань — 4 тыс., АПД и даосами Шанхая — 21 тыс., АПД и монастырями Саньюаньгун и Чуньянгун г. Гуанчжоу — 40 тыс. и т. д. [308, 1991, № 4, с. 3, 4]. АПД г. Вэньчжоу активно участвовала в ликвидации последствий урагана 1994 г., вместе с АПД районов и уездов города пожертвовала 190 тыс. юаней [110, с. 11]. Во время наводнения 1996 г. в пров. Хубэй даосы монастыря Сяонаньюэ г. Шишоу передали пострадавшему населению 2200 юаней, 200 кг риса и 40 ящиков минеральной воды [308, 1996, № 3, с. 62]. Во время наводнения 1998 г. только ВАПД пожертвовала пострадавшим 100 тыс., а столичный Байюньгуань — 150 тыс. юаней. Активное участие в этой акции приняли ТАПД, монастыри и частные лица. По неполным статистическим данным, сумма, собранная даосами на местах, составила более 124 тыс. юаней [308, 1998, № 4, с. 33]. Интересен факт помощи даосов материкового Китая населению Тайваня, пострадавшему от землетрясения 1 сентября 1999 г.: один только шанхайский монастырь Байюньгуань пожертвовал 50 тыс. юаней [308, 1999, № 4, с. 47].

2. Оказание безвозмездной  медицинской помощи. Даосы монастырей Юйвагун и Шувангун пров. Аньхой регулярно оказывают врачебную помощь населению, не взимая платы [105, с. 22; 234, с. 18]. При АПД г. Вэньчжоу пров Чжэцзян действуют три пункта по оказанию бесплатной медицинской помощи. Кроме того, только в 1991 г. даосы Вэньчжоу пожертвовали 115 тыс. юаней на государственные нужды [308, 1992, № 3, с. 62]. В 1998 г. АПД г. Жуйань пожертвовала 10 тыс. юаней в фонд Красного Креста.

3. Участие в реконструкции  и постройке школ, больниц, дорог  и других социальных объектов. Даосы монастыря Бисяцы пров. Шаньдун перечислили 10 тыс. юаней на ремонт водохранилища [280, с. 15]. Даос Хун Чэнфан монастыря Цзиюньгуань пров. Чжэцзян пожертвовал 2000 юаней на строительство университета г. Вэньчжоу [302, с. 15]. АПД г. Вэньчжоу за несколько лет выделила более 100 тыс. юаней на ремонт дорог, мостов и постройку социально значимых объектов [308, 1990, № 2, с. 63]. Монастырь Байюньгуань пров. Шэньси пожертвовал 60 тыс. юаней на строительство учебного корпуса средней школы уезда Цзясянь [308, 1990, № 4, с. 62]. В июне 1991 г. даосы монастыря Бисяцы гор Тайшань пожертвовали 100 тыс. юаней на постройку школы в г. Тайань пров. Шаньдун [308, 1991, № 4, с. 63]. АПД г. Аньшань выделила 60 тыс. юаней для постройки водохранилища, предназначенного для тушения пожаров на горе Цяньшань [308, 1995, № 1, с. 36]. В 1996-1997 гг. даосы пров. Фуцзянь перечислили более 1 млн. юаней на постройку и ремонт социальных объектов и другие благотворительные цели [308, 1997, № 1, с. 12].

4. Финансовая поддержка учащихся детей из неимущих семей. Так, даосы монастыря Бисяцы гор Тайшань постоянно оказывают финансовую помощь школам г. Тайаня. В 1987 г. на счета школ города они перечислили 10 тыс. юаней [308, 1987, № 4, с. 63]. Монастыри Саньюаньгун г. Гуанчжоу и Пэнинсяньгуань Сянгана в октябре 1992 г. перечислили более 400 тыс. юаней — доход от совместной трехдневной службы — в фонд просвещения г. Гуанчжоу [250, с. 10]. Многие даосские ассоциации регулярно отчисляют деньги в фонд «Надежда», который осуществляет поддержку обучения детей из малоимущих семей. В 1993 г. на счет этого фонда ВАПД перечислила 1 млн. юаней — доход от службы в честь Неба Великих Ло [196, с. 5], АПД г. Жуйань — 280 тыс. юаней только за 1995 г. [308, 1996, № 4, с. 53]. Даосская ассоциация гор Уданшань с 1990 г. ежегодно перечисляет значительные суммы в фонд «Надежды». Монастырь Синьшань сюаньгун Сянгана пожертвовал в 2000 г. 1 млн. 500 тыс. юаней Народному университету Китая [308, 2000, № 2, с. 5].

5. Воспитание сирот,  охрана материнства и детства. Чзнь Гуанцзин — настоятель монастыря Саньтайдаоюань пров. Чжэцзян — воспитывает девять детей, потерявших родителей и кров [317, с. 55]. В Международный день защиты детей1 в 1986 г. даосы монастыря Бисяцы пров. Шаньдун выделили каждому ребенку г. Тайаня подарок и отрез ткани [280, с. 15].

Важнейшей сферой деятельности даосизма в современном Китае  является охрана природы. На доктринальном  уровне она обусловлена самоценностью  основного принципа проявления благой мощи Дэ — категории естественности. Природа рассматривается даосами как ее образ, воплощенный в этом мире. «Мудрый... отвечая колебаниям жизни, считает своим учителем природу...» [43, с. 298]. Бережное, мистически благоговейное отношение к природе во всех ее проявлениях является отличительной чертой даосской конфессии и в наши дни. Поэтому не случайно усиление внимания западного общества именно к этому аспекту даосской традиции. Последователи даосизма систематически проводят оценку экологической ситуации на территориях монастырей, на известных даосских горах и в близлежащих районах. На сегодня в горах Цинчэншань сохранено 837 видов лекарственных растений, а фауна насчитывает 290 видов животных и 20 — рыб. Поражает заботливое отношение даосов к каждому дереву, кустику, цветку. Неизгладимое впечатление оставляет вид старых, могучих деревьев гинкго — возраст некоторых экземпляров превышает 300 и даже 500 лет! Существует предание, согласно которому одно из деревьев гинкго посажено первым Небесным наставником около 2 тыс. лет назад, его может увидеть каждый гость гор Цинчэншань. Необычайно красивы монастырские сады с блгоухающими кустами роз, чая и белоснежными махровыми гардениями. На склонах гор живописно раскинулись фруктовые деревья. Монахи с любовью выращивают хурму, сливы, груши, киви, разнообразные цитрусовые и др. В горах Хуашань даосы оберегают более 1200 видов растений, 204 вида животных и 122 птиц [281, с. 10-12], в горах Маошань — 756 разновидностей лекарственных растений [152, с. 52]. Постоянна забота даосов об охране и поддержании природного равновесия в естественных биогеоцинозах. Так, монахи гор Гэшань пров. Цзянси высадили 6 тыс. деревьев [308, 1993, № 3, с. 17]. Насельники монастыря Сининтулоугуань пров. Цинхай за несколько лет высадили более 27 тыс. деревьев [105, с. 22]. В 1983-1988 гг. под руководством даоса Фань Гаодэ монастыря Хуашиянь пров. Ганьсу высажено более 40 тыс. деревьев [185, с. 17]. АПД гор Цинчэншань ежегодно высаживает до нескольких тысяч деревьев. Только в 1995 г. даосы горы высадили 7 тыс. саженцев, затратив на их приобретение 9 тыс. юаней [281, с. 11]. Гаошань даожэнь из пров. Юньнань 60 лет своей жизни посвятил охране и разведению тушань — исчезающего вида куннингамии [292, с. 201].

Информация о работе Национальные религии. Даосизм