Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:27, лекция
Существует три теории о происхождении душ. Первой по времени является теория предсуществования душ, известная еще в язычестве, развитая Платоном, затем неоплатониками, и в христианстве усвоенная Оригеном. Ориген считал, что праведный Бог мог изначально создать только разумные существа, по природе равные между собой; это неизбежно привело его к учению о предсуществовании душ и о всеобщем восстановлении. По его представлению, все души созданы Богом одновременно при самом начале творения («от вечности»), и с тех пор существовали в невидимом мире как чистые духи. Некоторые из них остыли в любви к Богу, а поэтому, в зависимости от степени отступления от Бога, одни ниспали в низшую иерархию – стали ангелами, другие для покаяния приобрели телесность и стали людьми, а третьи – демонами. Злоупотребление свободной волей (падение) сделало необходимым для них очищение: для этого они и посылаются на землю, соединяются с телами, и в зависимости от своего нравственного состояния обрекаются на неодинаковую участь в условиях земной жизни. Церковь осудила это мнение на V Вселенском соборе: «Церковь, наученная божественными писаниями, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена». В системе, созданной Оригеном, циклическая концепция времени подразумевала вечное возвращение новых миров к единственному миру «умов», – т.е. окончательное спасение будет состоять в восстановлении всех умов – и ангелов, и демонов, и людей – в их первоначальном единстве и равенстве.