Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:16, реферат
Огромную роль в развитии Древнего Египта сыграла мифология как отражение мировоззрения и мировосприятия египтян. Египетская мифология, которая начала формироваться ещё в VI-IV тысячелетиях до н. э., задолго до возникновения классового общества, на протяжении многих веков оказывала влияние на все сферы жизни египтян. Объяснение явлений действительности основывалось на мифологических представлениях, и какую бы сторону жизни в Древнем Египте мы не рассматривали, всюду присутствуют сакральные знаки и символы, всюду реальное тесно переплетается с мифическим.
Введение . . . . . . . . . . . . 3
1.Культура Древнего Египта . . . . . . . . . 4
2. Религия Древнего Египта . . . . . . . . . 5
3. «Книга Мёртвых» . . . . . . . . . . 7
4. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . 11
4.1. Осирис . . . . . . . . . . . 12
4.1.1.Разное из разных источников . . . . . . 14
4.2. Исида . . . . . . . . . . . 15
4.2.1. В чём же крылось обаяние этого культа? . . . . 16
4.2.2. Разное из разных источников . . . . . . 17
4.3. Амон . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . 22
Библиографический список . . . . . . . . . 23
4.2.2.
Разное из разных источников
Итак. Исида есть женское начало природы, и она вмещает в себя всякое порождение, потому Платон восхваляет ее как «кормилицу» и как «всеобъемлющую», а большинство - как «многоименную» из-за того, что она принимает всяческие виды и формы, изменяясь по воле разумного начала. Она имеет врожденную любовь к Первому и Самому могущественному, что тождественно добру, и жаждет его, и стремится к нему. А доли зла она избегает и не принимает; являясь для обоих почвой и материалом, она по собственному побуждению склоняется всегда к лучшему, дает ему из себя потомство, позволяет осеменять себя истечением и подобием, и радуется этому, и счастлива, что зачинает и наполняется творениями. В материи же творение является образом сущности, а возникающее - подобием сущего.
Поэтому мифы, не противореча сути, рассказывают, что душа Осириса вечна и бессмертна, что плоть многократна разрывает и прячет Сет и что Исида, странствуя, отыскивает и снова складывает тело: ибо сущее, сверхчувствительное и благое сильнее уничтожения и перемены. Его образы отпечатывает на себе чувственное и телесное начало, принимая от него идеи, формы и подобия, которые, как печать на воске, остаются не навсегда; ими завладевает сила беспорядочная и вносящая расстройство, явившаяся сюда из высших сфер и ведущая войну с Гором, которого Исида родила как чувственное подобие нематериального тела.
Когда Исида снова воскресила Осириса и взрастила Гора, который окреп благодаря испарениям, туману и облакам, то Сет был побежден, но не уничтожен. Так богиня не позволила уничтожить природу, поскольку нельзя чтобы был один только порядок в мире. «Не могут существовать отдельно добро и зло. Но должно быть некое смещение, чтобы было прекрасно».
Египтяне называют самую яркую звезду Исидой, потому что она вызывает разлив.
Нефтида
- родила Анубиса; Исида приняла его
как своего ребенка, ибо Нефтида - это
то, что под землей и невидимо, а Исида
- то, что над землей и зримо. (Анубис был
зачат Осирисом и Нефтидой).
4.3.
АМОН
Культ Амона, как одного из самых почитаемых божеств в Древнем Египте, зародился в Фивах, а затем распространился на север и по всему Египту. Сохранилось большое количество изображений этого солнечного бога в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и диском солнца. Это изображение Амона в образе барана, Охраняющего фараона Тахарку из храма Амона у скалы Гебель-Баркал в Напате, относящееся к VIII в. до н. э.; стенная роспись с изображением фараона, совершающего возлияние Амону, из Дейр-эль-Бахри, относящаяся ко времени XVIII династии.
Крупнейшим храмом Амона стало официальное верховное святилище Египта – Карнакский храм в Фивах. Во время праздника Амона («прекрасного праздника долины») их этого храма при огромном стечении народа выносили на барке статую божества. Воплощённый в этой статуе Амон изрекал в этот день свою волю, вещал оракулы, решал спорные дела.
Вторым по размерам и значению фивамским святилищем Амона был Луксорский храм, построенный при фараоне VIII династии Аменхотепе III и ставший одним из основных египетских архитектурных памятников.
Одним из основных циклов мифов Древнего Египта связан с Осирисом, богом производительных сил природы, увядающей и воскресающей растительности. Уже в эпоху Древнего царства умершие фараоны отождествлялись с Осирисом и, по верованию египтян, благодаря магическому погребальному обряду могли возродиться, как Осирис в распространённом сказании о его смерти по вине своего младшего брата Сета и воскрешении женой Осириса Исидой. Начиная с эпохи Среднего царства, с Осирисом отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Представление о нём как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера.
Следует отметить, что львиную долю текстов занимают многочисленные имена богов, предметов и животных с заклинаниями для их подчинения умершему и отождествления и ним.
Влияние Книги Мёртвых на жизнь египтян оказалось огромным. Для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую их часть, должен был знать каждый. Некоторые главы из текста содержат только потрясающие своей красоты виньетки, это указывает на то, с какой убеждённостью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта. Одной из важнейших составных частей представления о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о чём уже упоминалось ранее, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках. Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ («душа» - не точное, но единственное определение). При чём каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой «душе» заботились, что отражалось в погребальном обряде.
Краткая характеристика каждой «души»:
Предполагалось, что КА нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то КА мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.
Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке. Здесь, однако, сердце рассматривается, как центр духовной жизни человека и его мышления, а также орган, в котором проявляются все его пороки и добродетели, и оно олицетворяло всё, что для нас сегодня слово «совесть».
Все
верования относительно этих частей
духовного и материального тел появились
не одновременно, т.к. даже египтяне иногда
не понимали назначений некоторых из «душ»
(судя по противоречиям в текстах), что
говорит об их древнем происхождении.
Из всего этого вытекает вывод о вере египтян
в то, что умерший незримо находится с
ними и в то же время общается с богами.
Следовательно, живые могут благоприятно
повлиять на мнение богов о себе через
души своих родственников, вознеся им
жертвы. Это обуславливало столь трепетное
отношение к «душам» и имени умершего.
Заключение
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, приносили им жертвы, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считается бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался «сыном солнца» с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.
Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колонн, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.
Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VII в до н.э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.
Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей.
Собранный
тысячелетиями опыт древнеегипетской
культуры через Грецию и Рим
обогатил Западноевропейскую и
мировую цивилизацию.
Библиографический
список