Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:16, реферат
Огромную роль в развитии Древнего Египта сыграла мифология как отражение мировоззрения и мировосприятия египтян. Египетская мифология, которая начала формироваться ещё в VI-IV тысячелетиях до н. э., задолго до возникновения классового общества, на протяжении многих веков оказывала влияние на все сферы жизни египтян. Объяснение явлений действительности основывалось на мифологических представлениях, и какую бы сторону жизни в Древнем Египте мы не рассматривали, всюду присутствуют сакральные знаки и символы, всюду реальное тесно переплетается с мифическим.
Введение . . . . . . . . . . . . 3
1.Культура Древнего Египта . . . . . . . . . 4
2. Религия Древнего Египта . . . . . . . . . 5
3. «Книга Мёртвых» . . . . . . . . . . 7
4. Боги Древнего Египта . . . . . . . . . 11
4.1. Осирис . . . . . . . . . . . 12
4.1.1.Разное из разных источников . . . . . . 14
4.2. Исида . . . . . . . . . . . 15
4.2.1. В чём же крылось обаяние этого культа? . . . . 16
4.2.2. Разное из разных источников . . . . . . 17
4.3. Амон . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . 22
Библиографический список . . . . . . . . . 23
4.
БОГИ ДРЕВНЕГО
ЕГИПТА
Странные обычаи древних народов, связанные с поклонением разным животным, многочисленные ритуалы, посвященные им, заставляют задуматься о причинах их возникновения. Как бы ни был силен лев- царь зверей, человек всегда может победить его. И если не в единоборстве, то благодаря другим своим качествам, каких нет у зверей. А мощь быка бессильна перед выдержкой, хладнокровием и ловкостью тореадора. Почему же тогда повелители древней Ассирии, Крита, древнего Египта считали за честь запечатлеть себя в скульптуре с телом льва, быка? Или включить в число своих титулов имя, как «могучий бык»?
Древние народы поклонялись животным не за их силу. Ведь среди них были и совсем безобидные и слабые, как ягненок или рыбы. Они видели в них образ или символ очень важных небесных явлений. Поскольку вся жизнь человека целиком зависела от Солнца, то и причину такого отношения людей к животным надо искать не на земле, а на небе. Культ Солнца был самым распространенным на Земле. За его движением по небесной сфере тщательно следили сведущие и таких делах жрецы и заранее оповещали народ о наступлении очередных солнечных циклов. От них зависела жизнь людей, начало посевных работ, время сбора урожая и многое другое.
К
числу самых древних
Названия
созвездиям даны в незапамятные времена.
Правда, у разных народов они имели и другие
названия, но сам принцип зодиака сохранялся,
а смысловое содержание было близко.
4.1.
ОСИРИС
Самым популярным из богов, которые в былые времена наполняли надеждой и трепетом людские сердца на берегах Нила, был Озирис. И он же меньше всех бросался в глаза, когда перед нашим взором происходит длинный ряд египетских божеств: вот сокол-это Хор; вот гусь - это Геб или Амон; крокодил - Себек, бык - Хапи, гиппопотам - Таурт, пара львов - Шу и Тефнут, ястреб и змея - богиня Юга и Севера. Еще причудливые божества, человеческий торс коих сочетается с головой животного: на плечах Тота тонкая шея и длинный клюв ибиса; у Хнума баранья голова с завитыми рогами; вот страшная морда львицы Сехмет и голова кошки с настороженными ушками и острыми глазами - Баст.
Наряду с этими животными, кумирами древних племен, немного позднее перешедшими в разряд национальных божеств, с первых же времен объедененного Египта возникает бог, культ которого распространяется на все города.
Осирис, первоначально многообразный фетиш, то дерево, то бык, отделяется от тотемического своего происхождения; с очень древних пор он принимает чистый облик человека. В спокойной красоте этого лика, с овалом, удлиненном приставной бородой и высокой белой митрой, в миланхолических очертаниях этого тела, облаченного в саван, со скрещенными на груди руками, в которых он держит посох и бич пастуха, египтяне всех провинций неизменно признают «Повелителя человек» и «Владыку Вечности», бога, по внешнему виду подобного людям. Осирис жил на земле среди нас. Чем была его жизнь - это видели жрецы, но открывали неохотно. Иероглифические письмена кишат намеками на события и поступки его земного существования, но ни одного полного повествования о нем до нас не дошло. Приписать ли это таинственности, окружающей бога, «имени которого нельзя произносить»? К счастью, если египтяне безмолвствуют, греки, наравне с ними чтившие Озириса, дают нам возможность заглянуть в то, чем была осирийская легенда, сквозь цепь предположений и недоразумений в сказаниях, собранных Геродотом, Диодором и Плутархом. Озирис - сын бога Геба (Земли) и богине Нут (Неба), он унаследовал от отца престол двух Египтов. Это было в дни божественных династий; Ра создатель мира, и его потомки Шу и Геб уже управляли людьми. Ни один из них не познал смерти, но, застигнутые старостью и удрученные неблагодарностью людей они удалились на небо, предоставив более умелому богу привести в повиновение мятежное человечество. Этим руководителем, ожидаемым с сотворения мира, и был Осирис. Когда он родился, «голос провозгласил миру, что Владыка всего сущего появился на свет». Некий Памил из Фив имел о великом событии личное «благоветствие»: отправившись за водой в храм Юпитера (Амона), он услышал голос, «повелевавший ему объявить, что Великий Осирис, царь, благодетель Вселенной, только что появился на свет». По этой причине боги поручили Памилу выкормить ребенка и подготовить его к назначению.
Осирис преуспел там, где его предки его потерпели неудачу, и этим он обязан, быть может волшебным чарам Исиды, его сестры-супруги. Божественная чета преодолела все препятствия очарованием красоты, мудрости и доброты. Пришествие Властелина было неотложно необходимо: люди, которых создатель предоставил самим себе, вели дикий образ жизни, с трудом оспаривая ее у хищных зверей. Осирис научил их отличать съедобные растения, хлебное зерно, ячмень, виноград, произраставшие до сих пор без обработки вместе с негодными злаками. На глазах восхищенных людей Исида нарезала снопы и стерла муку; Осирис выдавил гроздья винограда, испил первую чашу, а там где не было почвы, годной для виноградников, он «научил обитателей выделывать бродиной напиток из ячменя. С этого времени, люди отвыкли поедать друг друга, а вместе с людоедством исчезли и местные войны.
Людям были неведомы подземные богатства. Осирис научил их распознавать металлические рудоносные жилы в горной породе; под его руководством были обработаны золото и медь, «изготовлено оружие, чтобы убивать хищных зверей, орудие для обработки земли, а позже изваяния богов». Обеспечив людей средствами обороны, Осирис посвятил их в общественную и духовную жизнь; он наделил их столицей - Стовратными Фивами, и подчинил их законам общего блага, научил их познанию нравственности, поклонению богам. В этой задаче ему помогал Тот, бог изящных искусств и словесности, с помощью которых и с установлением языка и письма успехи эти получили распространение и долговечность.
Вдвоем
они смягчили нравы, воспитали умы, подчинив
их методам точных наук, ритму игр и искусств,
музыкальному размеру. Также люди научились
читать в звездном небе, приобщаясь таким
образом к жизни, выходящей за пределы
земного удела. Теперь оставалось призвать
к цивилизации остальную часть человечества.
Предоставив управление Египтом жене
своей Исиде, Осирис собрал большое ополчение,
обошел землю и научил людей обработке
хлебных злаков. Он редко прибегал
к силе оружия: люди сами стекались к нему,
прельщенные его словом, обвороженные
его чарами танца, покоренные музыкой.
Осирис повсюду действует, как
благодетельный бог. Его
назвали «Существо Благое»
( Унефер), тот который посвятил себя спасению
всех людей.
4.1.1.
Разное из разных источников
Египетские
сказания утверждали, что смерть Осириса
наступила в 17 день месяца (завершение
полнолуния). Число 17 вторгается между
16 и 18, образно - квадрат (4х4) и прямоугольник
(6х3). Которые из всех плоских фигур имеют
периметр, равный занимаемой или площади,
и разрушает эпогдоническое отношение
(16+(1/8х16)=18), самоделясь на неравные части.
Предполагают, сто Сет - называется солнечные мир. Осирис - называется лунный мир.
Осирис - это греческое имя бога, но по словам Гермела второе греческое имя Осириса - Омфис, в точном переводе означает «благодетель».
Также
Осирис имеет имя составленное из
слов святой (оалос) и священный (иерос)
ибо он является общим разумным началом
сущего в себе, причем у древних
был обычай первое называть - святым,
а второе - священным.
4.2.
ИСИДА
В
Египте фараонов Исида занимала по
отношению к Осирису
Действительно, верующие, принявшие в первых веках нашей эры осирийское учение, отдали себя больше под покровительство богини, чем бога: они стали известными в римском мире под именем поклонников Исиды и в непродолжительном времени взяли верх над всеми остальными сектами.
Учение поклонников Исиды пользовалось влиянием только среди обиженных судьбой, которых скудность их жизни заставляла алкать надежды и утешения; оно привлекало к себе ученых, философов, артистов, проникнутых уважением к стране древней и чудесной культуры, с величественными и нетленными памятниками, чьи жрецы научили мудрости божественного Платона. Все, что являлось с берегов Нила, вошло в моду: бронза, вазы, мебель, ткани, драгоценные украшения. Старались вставить эти предметы в их начальную раму - живопись Помпей и Геркуланум.
Начиная
с 105 г.до н.э. были построены: Серапеум
в Пуццуоли и Исеум в Помпеях; в Риме был
свой храм Исиды во времена Суллы. Борьба
Антония и Клеопарты с Октавием временно
уронила египетский культ - он был воспрещен
в Риме в царствование Августа и Тиберия.
Но в 38 г. н.э. Калигула освящает на Марсовом
поле в Риме большой храм Исиды - Кампенсис;
отныне императоры дают пример почитания
богини, между тем как легионеры, купцы,
колонисты распространяют культ Исиды
в Африке, Галии, Германии - везде, где водружаются
римские орлы. В царствование Антония
он достигает своего апогея и становится
сильнейшим соперником зарождающегося
христианства. В течение 500 лет человечество
искало поддержки в учениях, исходящих
из Египта.
4.2.1.
В чем же крылось обаяние
этого культа?
Прежде всего, в том, что он был тайным, доступным лишь для посвященных. Было запрещено раскрывать его Таинства. И действительно, для писателя, Плутарх и Апулей, будто бы дающие нам проникнуть в это учение, на самом интересном месте обрывают свои разоблачения и торжественно замолкают. Так что сведения наши о теории посвящения весьма отрывочны: зато по развалинам храмов (из которых лучше всего сохранился помпейский) мы можем составить себе довольно точное представление о религиозной жизни последователей Исиды. Средоточием их жизни был храм Исеум, здание, ни в чем не походившее на греческие храмы, превосходные образцы которых сохранились в Пестуме, Агригенте и Сегесте.
Проникнем вместе с посвященными внутрь храма. Поклонник Исиды встает до зари, чтобы присутствовать при ранней службе или заутренях Исиды. Культ Исиды заимствовал в египетских ритуальных книгах свои троекратные богослужения в день.
При
входе в храм взорам посвященного
открывается следующая картина.
Духовенство стоя ожидает верных. Впереди
верховный жрец аскетического вида с головой
бритой или отмеченный тонзурой, с
безволосым лицом, по правилам ритуального
целомудрия; он облачен в холщевое одеяние,
голубовато-белый цвет которого напоминает
цветок льна, плода земли, дара Исиды и
Осириса. Чтобы душа его обитала в теле,
не отягченном материей, чтобы мог он проводить
свою жизнь « в наставлениях о размышлении,
в обучении божественным вещам», верховный
жрец должен воздерживаться от
всякого излишества в пище и питании. Как
и в Египте, он стоит во главе духовной
иерархии; ее составляют пороки, допущенные
к беседам с божеством; столисты, жрецы
и жрицы; на их обязанности лежит надевать
и снимать с изваяний богов облачения,
наполовину черные, наполовину яркие,
что указывало на наши познания о богах,
смешанны из света и тьмы; постофоры, которые
несут во время процессий маленькие наосы,
заключающие в себе статуэтки божеств.
О них говорилось, что они хранят в своей
душе, как в корзине, священное учение,
чистое от всяких предрассудков, недоступное
постороннему. Эти жрецы второго разряда
носят длинные светлые облачения, руки
их, грудь и бритая голова остаются обнаженными;
часто это бывали негры или египтяне, и
темное их тело резко выделялось над светлым
холщевым покровом. Что касается жриц,
они одеты в длинные прозрачные платья
в складках, волосы заплетены в косы, окружающие
лицо как диадемой; их отличительный знак
- шарф с бахромой, концы которого завязаны
узлом на груди.