Место и роль религии в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Место и поле действий функций религии меняются в ходе развития общества. Это отражается в ряде понятий: “сакрализация”, “секуляризация”, “религиозный плюрализм” и др. Сакрализация (лат. sacer — священный) может быть охарактеризована как вовлечение в сферу религиозного санкционирования различных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов.

Содержание

1. Место и роль религии в обществе.

2. Католицизм как направление христианства, особенности его вероучения, культа и церковной организации.

3. Русские православные секты (Духовные христиане): Христововерие (хлысты), Скопчество (скопцы), Духоборы, Субботники («иудействующие»), Прыгуны, Молокане.

Работа содержит 1 файл

религоведение.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Прыгуны  

Сами себя прыгуны  называли "духами", а свою секту - "сектою духов".    

 Уже через  20 - 25 лет после того, как возникла  эта секта (30-е годы XIX

в.), ее приверженцы  разделились  на  два  направления:  первоначальных  или

обычных  прыгунов  и  пры-гунов-максимистов.  Коренное  отличие  между  ними

состоит в том, что первые за Бога признают Иисуса Христа, а вторые  -  живую

личность, в то время инициатора второго направления -  Максима  Рудометкина,

известного тогда  главу этого направления в  Закавказье.    

 Молитвенные  собрания у прыгунов-максимистов  раньше бывали двух родов: с

духом (т. е. с  духодействием, с прыганием) и без  духа. На собраниях с  духом

прыгуны прыгают. Свое прыганье они называют "духовной пляской". В  некоторых

общинах прьиуны  прыгали голыми, ссылаясь при этом на Адама и Еву, которые не

стыдились своей  наготы. Духовную пляску прыгуны совершают  в  такт  одной  из

своих песен, имеющей  название "Нову песню мы  поем,  путем  истинным  идем",

которая является по мотиву плясовой, но духовного содержания.     

 Собрания  прыгунов обычно продолжаются  долго, иногда по 5 и более часов.

На  собраниях  кто-нибудь  из  "осененных  духом"  занимается  пророчеством.

Собрание  заканчивается  так  называемым  братским  целованием,  после  чего

прыгуны молча  расходятся по домам.    

 Прыгуны молчаливы.  Их вероучение наложило запрет  на  всякие  проявления

веселости. Всякие другие песни, кроме  "духовных",  у  прыгунов  воспрещены.

Всякая пляска мирского характера также строжайше запрещена.     

 В быту  у прыгунов приняты посты в  виде,  так  называемых,  "жертв"  или

"духовных  бань", цель которых -  очиститься  от  грехов.  По  существу,  это

сводится  к  общественному  обеду  (или,  как  они  говорят,  "жертва"   или

"обедец"). Тот прыгун, который очищается  от грехов, должен провести "жертву"

или "обедец", на которые он приглашает своих "братьев" и  "сестер"  и  перед

ними  кается  в  своих  грехах  и   просит   у   них   прощения.   Подобными

жертвоприношением и духовным  плясом  отмечаются  у  прыгунов  также  обряды

свадеб, крещения, похорон.    

 У  прыгунов  имеется  особого  рода  книга  -  Требник   (рукопись   на

церковно-славянском языке), которая носит название "Обряд". Обычные  прыгуны

этот Требник почитают наравне с Библией. В этом Требнике изложен  не  только

обряд, но и сущность прыгунского вероучения. Прыгуны-максими-сты  за  основу

своего вероучения и обряда берут сочинения Максима  Рудометкина  (книгу  "Дух

жизни" и другие).     

 Обычные прыгуны и прыгуны-максимисты верят в наступление  тысячелетнего

царства для "праведников", т. е. для прыгунов, для всех же  "неправедников",

т.  е.  неверующих  и  ина-коверующих,  должно  наступить  мучение.  Требник

трактует, что  в тысячелетнем царстве  "праведные"  работать  не  будут,  что

кормить их будет  Бог, что они "ужирятся" и будут  только играть на  гуслях  и

органах, т. е. услаждаться  музыкой. Максим  Рудометкин  даже  называл  сроки

начала этого  тысячелетнего царства прыгунов (1857, I860 и др. годы).    

 Ныне прыгуны,  в том числе и максимисты, не  имеют живых царей. Во  главе

общин стоят  пресвитеры со штатом пророков и пророчиц.     

 Прыгуны не  едят свинины, не покупают говядины  и баранины.  По  их  вере

скот для пищи должен  резать  только  единоверец,  т.  е.  прыгун.  Посты  у

прыгунов, в отличие  от молокан,  более  строгие.  Во  время  постов  они  не

принимают никакой  пищи и даже сладкого чая, хотя бы они  и постились не  1  -

2 - 3 дня, а  целых 5 и даже 7 суток.    

 Прыгуны бород  своих не бреют и стараются даже не подстригать их, т.  к.

в Священном  Писании сказано: "Не касайтесь  края бороды своей". Прыгун должен

жениться  на  прыгунке.  Если  прыгун  женится  не  на  прыгунке,  то   жена

обязательно потом  должна стать приверженцем их веры.     

 Во время похорон в доме  умершего  (а  затем  на  кладбище)  проводятся

псалмопение и  чтение молитв. После похорон справляются  молитвы.    

 Прыгуны празднуют,  по существу, и христианские, и  иудейские праздники -

Рождество Христово, Крещение, Пасху,  Троицу  (Пятидесятницу),  Память  Труб

(Судный День), Кущи и др. Некоторые из этих  праздников отмечаются по лунному

календарю. 

Молокане 

 Молокане -  одна  из  старейших  русских  сект,  возникновение  которой

относится к 60-м  годам XVIII в. Относительно названия: одни  объясняют,  что

молокане считают  свое учение "молоком духовным", другие говорят, что  местом

поселения первых молокан является река Молочные воды, третьи  полагают,  что

сектанты в "постные  дни" пьют только  молоко.  Сами  молокане  себя  именуют

"духовными  христианами-молоканами".    

 В первой  трети XIX в. в молоканстве выделился  ряд толков. Те  верующие,

которые  придерживались  вероисповедных  положений  первоначального  периода

развития молоканства, стали называться ПОСТОЯННЫМИ МОЛОКАНАМИ.      

 Основой вероучения  у постоянных молокан является  Библия, которую  имел

каждый верующий. По их мнению, она состоит из 5  частей:  1)  закона  с  его

догматами и  постановлемиями; 2) история еврейского народа;  3)  философии  -

книги притчей, премудростей; 4) пророчеств;  5)  беллетристики.  Троицу  они

представляли  следующим  образом:   Бог-Отец-Память;   Бог-Сын-Ум;   Бог-Дух

Святой-Воля. Отрицали водное крещение, святость церкви,  церковнослужителей,

семь таинств  не признавали за таинства и т. д.    

 Одним  из  требований  молоканской  секты  было   удешевление   церкви,

упрощение ее  организации,  церемониала,  об-рядностей.  Обряды  совершались

бесплатно, что, несомненно, было весьма привлекательным  для бедных крестьян.

Экономическая взаимопомощь, обещание "царства Божьего"  на  земле  укрепляли

молоканские группы, но полного равенства не было.    

 Руководителем  молоканской общины является  пресвитер  (от  греческого  -

старший), избираемый  из  числа  активных  верующих.  Пресвитер  служит  без

денежного вознаграждения.  В  общине  имеются  еще  заместитель  пресвитера,

проповедники, чтецы, сказитель и сказительницы, певчие.     

 В XIX -  начале  XX  в.  молоканские  общины  и  их  руководители  были

непременными  участниками всех радостных и  печальных событий в  жизни  каждой

молоканской семьи: рождения  детей,  вступления  в  брак,  смерти  родных  и

близких и т. д. В настоящее время положение  несколько  изменилось:  рождение

детей отмечается в кругу семьи и без приглашения  пресвитера,  свадьбы,  как

правило, тоже проходят без участия пресвитера, а вот  похороны и связанные  с

ними поминки  с его обязательным участием.    

 Молокане  признают и отмечают следующие  религиозные праздники: Рождество

Христово,  Крещение  Господне,  Благовещение,  Пасху,  Вознесение  Господне,

Троицу (Пятидесятницу), Преображение господне.    

 Отдельные  молоканские общины отмечают  и другие праздники  (Ильин  день,

Петров день) и  некоторые  гражданские  (День  Победы,  например),  а  также

сельские традиционные праздники (жатвы - в августе и  урожая  -  в  ноябре).

Всем гражданским  и  традиционным  праздникам  молокане  придают  религиозный

смысл.    

 Молокане  в определенной степени держат  посты, т. е.  воздерживаются  от

приема мяса, молока и другой "скоромной" пищи, т. к. постом, по их взглядам,

можно добиться от Бога необходимых  благ  для  человека.  Такие  посты,  они

проводят перед  началом весенних работ, после снятия урожая, для освобождения

себя от того или  иного  греха,  болезни,  вымаливания  здоровья  для  своих

близких и т. п.    

 Молокане  представляют себе посты в  двух смыслах: физическом и  духовном.

Под духовными  постами они имеют в виду  воздержание  от  всякого  рода  зла:

пьянства, курения, сквернословия, увеселений и пр.    

 Если человек  умирает, молокане  считают,  что  такова  воля  Бога.  При

погребении умерших  религиозных обрядов  у  молокан  почти  никаких  нет.  Но

поминки по умершим  обязательны. Для исполнения дел, связанных  с  похоронами,

у молокан имеются  специально выделенные  для  этого  мужчины  и  женщины.  В

похоронах они  участвуют с начала и до конца  этого обряда.    

 Молокане  ждут  Второго  Пришествия  Иисуса  Христа  и   считают,   что

Воскресение мертвых  будет. В определенной степени они  признают Рай и Ад.    

 В грехах  против своих собратьев  молокане  исповедуются  открыто  перед

всеми членами  своей общины и просят  у  них  прощения  при  наречении  имени

ребенку у молокан  совершается обряд дуновения  пресвитера  в  уста  ребенку,

через которое  будто бы младенцу передается "дух  святости". Это  они  считают

крещением "Святым Духом". Теперь родители для свершения  этого  обряда  очень

редко приглашают пресвитера общины. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  Кулаков  А. Е.

  “Религии  мира”. Учебное пособие.

Тальберг  Н.

“История  христианской церви.”

Пишель  Р.

“Будда, его жизнь и учение.”

Мень  А.

“Истроия  религии: в поисках Пути, Истины и  Жизни.” 

Информация о работе Место и роль религии в обществе