Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:30, контрольная работа
Место и поле действий функций религии меняются в ходе развития общества. Это отражается в ряде понятий: “сакрализация”, “секуляризация”, “религиозный плюрализм” и др. Сакрализация (лат. sacer — священный) может быть охарактеризована как вовлечение в сферу религиозного санкционирования различных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов.
1. Место и роль религии в обществе.
2. Католицизм как направление христианства, особенности его вероучения, культа и церковной организации.
3. Русские православные секты (Духовные христиане): Христововерие (хлысты), Скопчество (скопцы), Духоборы, Субботники («иудействующие»), Прыгуны, Молокане.
В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.
Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация, относя к последней все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.
Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в.
Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.
Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.
В-седьмых
(это связано с предыдущим пунктом),
религия способствует упрочению
и закреплению определенных общественных
порядков, традиций и законов жизни. Так
как религия более консервативна, чем
любой другой общественный институт, она
в большинстве случаев стремится к сохранению
устоев, к стабильности и покою. (Хотя,
безусловно, и это правило не обходится
без исключений.) Если вы помните из новой
истории, когда в Европе зарождалось политическое
течение консерватизма, у его истоков
стояли деятели церкви. Религиозные партии
находятся, как правило, в правой охранительной
части политического спектра. Их роль
в качестве противовеса бесконечным радикальным
и подчас неразумным преобразованиям,
переворотам и революциям очень важна.
Покой и стабильность очень нужны сейчас
и нашему Отечеству
2. Католицизм как направление христианства, особенности его вероучения, культа и церковной организации
Католицизм, православие и выделившийся из католицизма протестантизм являются основным ветвями христианской религии. Католицизм (грец католикос - вселенський, всемирный). Его истоки- от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной Церковью. Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви принято считать великую схизму 1054 г., порожденную разногласиями, начавшимися приблизительно с IX века. Окончательный раскол произошел в 1274 г. Главной причиной раскола христианства является политическая борьба духовенства за сферы влияния (влияния как своей Церкви, так и личного). Неудивительно, что раскол начинается именно во время процесса утверждения христианства в западной и восточной Европе, а заканчивается к тому времени, когда соединение церковной и государственной политики (особенно в странах западной Европы) становится наиболее сильной.
Однако имеется один немаловажный фактор, сыгравший определенную роль в расколе Церквей. Это - различие в понимании христианства, связанное с различием менталитета народов западной и восточной Европы. Это различие менталитетов рационалиста и мистика. В плане менталитета народов - это различие между западным, имеющим более выраженную рационалистическую тенденцию, менталитетом и восточным, где более выражена мистическая тенденция.
Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.
Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.
Центр
культа - храм. Готический стиль в
архитектуре, распространившийся в
Европе в конце Средневековья, немало
способствовал развитию и укреплению
католической церкви. Важные элементы
культа - праздники, а также посты, регламинтирующие
бытовой уклад жизни прихожан.
3. Русские православные секты (Духовные христиане): Христововерие (хлысты), Скопчество (скопцы), Духоборы, Субботники («иудействующие»), Прыгуны, Молокане.
Христововерие (хлысты)
Вечная история с избавлением
от похоти и смирением духа стала лейтмотивом
скопчества. Однако столь радикальный
вариантов, чтоб то, что «болит» просто
взять и отрезать раньше не было. А начиналось
все с секты хлыстов, о которой можно много
чего интересного рассказать. Притулился
к ней, уже больше полувека существовавшей
и плодившейся на удобренной почве некий
Кондратий. Человеком он был не глупым
и, видно, честолюбивым. К тому же фанатичным.Посмотрел
он на то как хлысты живут, все ему понравилось,
идею «национальную» он перенял, ну а уж
править-то решил самостоятельно Умный
Селиванов понимал, что ничего ты с природой
человеческой не сделаешь, если даже такие
истово верующие как хлысты периодически
во грех впадают, и решил вопрос радикально
– резать по живому.
Перво-наперво он отказался от идеи множественности
христов (у хлыстов, что не община, то Богородица
или Христос были) и провозгласил себя
единственным и не повторимым, вторым
после Иисуса. Таким образом, он пресек
всякую возможность появления конкурента,
посадив себя на абсолютно недосягаемый
пьедестал.
Понимая, что стабильная религия всегда
связана с властью, Селиванов подводит
базу под фразу. Оправдание своей доктрины
скопцы начинали с сотворения человека.
Бог сотворил людей бесполыми. В своем
первоначальном состоянии люди были подобны
ангелам, бесстрастны и блаженны. Но, когда,
соблазненные злым духом, они нарушили
заповедь Божию, блаженству их настал
конец. На теле у них тотчас же выросли
подобия запрещенных плодов: у Евы - груди,
у Адама - семенные железы и появилось
вместе с тем половое влечение. Но Господь
решил спасти падшее человечество и послал
Авраама и приказал ему обрезаться, т.е.
оскопиться. После этого процесса человек
возвратился бы в прежнее ангельское состояние.
Но заповедь обрезания оказалась непосильной
для извращенной грехом человеческой
природы.
Тогда Бог отверг весь род израилев и послал
для новой проповеди своего сына Иисуса,
чтобы тот проповедовал заповедь оскопления.
Скопцы верили, что все апостолы были первоначально
скопцами, но затем «лепость» стала побеждать
и первых христиан. Число скопцов быстро
сокращалось, и, ко времени превращения
христианства в официальную религию, оно
уже забыло главную заповедь, которая
соблюдалась только некоторыми святыми,
вроде Николая Чудотворца или Иоанна Златоуста.
Мир окончательно погряз в «лепости»,
но пришел, как и предрекали, второй раз
Христос для суда над миром и окончательного
утверждения заповеди оскопления. Этот
Христос и есть Кондратий Селиванов.
На что же приходилось идти вновь обращенному?
Изначально у мужчин отрезались только
яички, но так как способность к половому
акту при таком оскоплении сохранялась,
то начали отрезать и член. У женщин, как
правило, отрезалась грудь или выжигались
соски, а так же делались надрезы на половых
губах и отрезался «похотник», то есть
клитор.
Операции это были тяжелые и болезненные,
многие вообще не переживали процедуры,
иные - долго потом болели. После оскопления
лица и тела мужчин менялись, поскольку
происходил гормональный сбой.
Духоборы
Название "духоборы" или "духоборцы" появилось в 1785 г. Оно было дано секте екатеринославским архиепископом Амвросием, говорившим, что учение секты противоречит Св. Духу. Сами сектанты истолковали это название по-своему, заявив, что отрицая религиозную обрядность, они являются поборниками духа, "борцами за дух".
Основатель: казак Силуан Колесников (ок. 1775 – 1785), живший в селе Никольском Екатеринославской губернии.
Активными проповедниками учения секты были Илларион Побирохин, торговец шерстью из села Горелова Тамбовской губернии и Савелий Капустин, отставной капрал, имевший громадное влияние на сектантов.
В конце XVIII в. духоборчество утвердилось в Харьковской, Екатеринославской и Тамбовской губерниях. Оттуда учение распространилось на земли донских казаков, в Саратовской, Астраханской, Пензенской и других губерниях и стало проникать далеко на северо-запад и северо-восток, в Рижскую, Пермскую губернии и в Сибирь.
В XVIII в. правительство относилось к духоборам весьма строго: их ссылали на каторгу или на поселение, нередко подвергали телесным наказаниям, отдавали вне очереди в рекруты и т.д. Источником вероучения духоборы считают "внутреннее откровение", или "просвещение Бога Слова, обитающего в душе человека". Плодом этого внутреннего откровения является предание, которое хранится в памяти и сердцах. Предание именуется "Животной книгой". "Животная книга" состоит из псалмов, которые составлены духоборами по подобию псалмов Давида, частью из отдельных стихов и слов этих псалмов, изречений из Св. Писания и молитв Православной Церкви. По мнению духоборов, псалмов этих бесчисленное множество. Знать все псалмы или всю "Животную книгу", одному человеку невозможно, в полноте она содержится только в роде духоборов. Между отдельными духоборами она разбросана по частям, так что если сложить заключенные в каждом частицы предания, то получится полная "Животная книга". Неповрежденность обитающего в памяти и сердцах предания, или "Животной книги", основывается на том, что Бог Слово якобы обитает в роде духоборов и не дает ошибиться. Просвещение Богом Словом каждого человека, содержание в его сердце части "Животной книги" неодинаково: один может быть более просвещенным, другой менее. Поэтому у духоборов существует огромный авторитет "учителей", которые "вещают глаголы жизни".
Св. Писание в глазах духоборцев стоит гораздо ниже "Животной книги": оно – лишь второстепенный источник вероучения, так как в нем наряду с истиной есть много неточностей. Духоборы верят в единого Бога, признают и Св. Троицу, но понимают ее в смысле различных действий и проявлений единого существа. Согласно их учению, в природе Троица открывается так: Отец есть свет. Сын – жизнь. Дух Святой – покой. В человеке Отец – память. Сын – разум, Дух Святой – воля. Таким образом, у духоборцев нет даже представлений о личном, внемирном Боге, и Троица их является не тремя отдельными ипостасями, а силами в мире и способностями в человеке. Душа человека, по мнению духоборов, согрешила духовно еще до рождения и за свое падение была изгнана в видимый мир, как в темницу. Души людей после смерти переходят в другие тела: благочестивые – в человеческие, злые – в тела животных. Переселение души совершается приблизительно от 6-и до 15-летнего возраста, когда духобор заучивает несколько псалмов "Животной книги". До этого времени он имеет не душу, а только дух, который есть простое дыхание, не имеющее бытия. Духоборы отрицают искупительную жертву Христа. Искупление воспринимается ими как духовное просвещение. Об Иисусе Христе они говорят, что Он – один из праведных людей, только более других просвещенный божественным словом, более других одаренный божественным разумом. Цель страданий Иисуса состояла только в том, чтобы подать пример страдания за истину. Божественный разум, бывший в Иисусе Христе, после Его смерти переселился в апостолов, затем в их преемников и, наконец, в род духоборов. Душа Христа также пребывает среди сектантов, воплощаясь в отдельных личностях – лидерах секты. Будущая жизнь, по учению духоборов, будет заключаться не в воскресении бренных тел, а в воскресении падшего духа. По учению духоборов, они – живые храмы Божии, престолы Бога. Церковь – это личное "я" духобора. Они утверждают, что в духоборе воплощается Св. Троица: он есть и священник, и жертвенник, и жертва. Сердце есть алтарь, воля – жертва, священник – душа, поэтому в Церкви не может быть иерархии и священства. Духоборы отвергали почитание креста, икон, мощей, молитвы святым и таинства. Все таинства они трактуют "духовно": причащение бывает через слово, мысли, веру и сердечное желание. Исповедь есть сокрушение сердца пред Богом, хотя можно иногда исповедовать грехи друг перед другом. Брак должен совершаться без всякого обряда, – требуется только воля, взаимная любовь, соизволение родителей и клятва в душе пред всевидящим Богом, что сочетающиеся будут верны друг другу.
Духоборы не имеют молитвенных домов или особых помещений для молитвенных собраний. Нет и определенных дней для общественной молитвы. Молитва состоит в том, что все присутствующие читают по очереди наизусть псалмы из "Животной книги", причем должны обязательно читаться разные псалмы без повтора, сколько бы людей ни присутствовало. Затем читаются "начатки" духоборческого катехизиса и ведутся благочестивые беседы, в заключение устраивается «братская трапеза»
Субботники («иудействующие»)
СУББО́ТНИКИ (в
просторечии жидовствующие, новые жиды), народное
название секты иудействующих, возникшей на рубеже
17–18 вв. в центральных районах России
в среде помещичьих крестьян. Факты, подтверждающие
преемственную связь субботников с ересью
жидовствующих 15–16 вв., отсутствуют. Первые
документальные сведения о субботниках
относятся лишь к началу 18 в. Субботники
(под разными названиями) упоминаются
в письмах 1700-х гг. публициста и экономиста
И. Посошкова и в «Розыске о раскольничьей
барынской вере...» (написан в 1709 г., опубликован
в 1745 г.) митрополита Дмитрия Ростовского,
который писал о сектантах-щельниках (на
Дону): «... иже по-жидовски субботу постят».
Конкретно о субботниках сообщалось лишь
то, что они в религиозных целях празднуют
не воскресенье, а субботу и отвергают
почитание икон. На начальном этапе субботничество
развивалось как типичное радикально-антитринитарное
движение. Субботники отвергали христианское
вероучение и культ, в основе их вероучения
был Ветхий завет. В нем их привлекали
запрет пожизненного рабства, мотивы обличения
господствующих классов, а также идея
единобожия (а не Троицы) и отрицание «кумиров»
(икон). Некоторые группы субботников считали Иисуса не
Богом, а одним из пророков. В культе они
стремились выполнять библейские предписания
(обрезание, празднование субботы и
еврейских праздников, пищевые и др. запреты
и т. д.), что по форме сближало их с иудаизмом.
Однако исповедуемое ими учение в разных
губерниях имело свои специфические особенности,
и как свидетельствует синодский указ
от 1825 г., «существо секты не представляет
полного тождества с еврейской верой».
Этим объясняется усилившееся, особенно
со второй половины 19 в., стремление субботников
заимствовать формы учения непосредственно
у евреев. В субботничестве сложились
различные и часто несовместимые толки.
Их возникновению способствовал ряд причин:
отсутствовали постоянные контакты субботников
с евреями (не имевшими права жительства
вне черты
оседлости);
субботники проживали разбросанно, связь
между ними была затруднена; группы субботников
появились в разное время и имели разный
генезис. Все эти толки можно разделить
на две группы: собственно субботники
(то есть иудействующие или перешедшие
в иудаизм по Галахе) и христианские секты,
празднующие субботу, соблюдающие некоторые
предписания и обряды иудаизма.иудействующие
группы или секты, в той или иной степени
отступающие от догматов христианства под влиянием иудаизма либо
отождествляющие себя с евреями. Часто
к иудействующим в периоды обострения
религиозной и политической борьбы относили
различные течения, учения которых возникли
не под непосредственным воздействием
иудаизма. Еще в эпоху эллинизма в районе Черного моря
и восточного Средиземноморья, а затем
в Риме появились склонявшиеся
к иудаизму, увлеченные идеей монотеизма группы так называемых
себоменой (греческое `почитатели`), число
которых в 1 в. н. э. возросло, видимо, до несколько
сотен тысяч (по другим данным — несколько
миллионов). Они соблюдали субботу,
поклонялись единому Богу и отвергали
языческие культы. Боязнь подвергнуться обрезанию привод