Скифская религия была призвана
идеологически обеспечивать власть
знати и царей. Это племенная религия с
тенденцией к созданию национально-государственной
религии.
Определение «племенная религия»
вполне правомерно для скифской религии,
как религии общества, в котором
племя являлось основным типом этнической
и социальной общности.
Преобладающей формой религии
был культ племени, бога воителя,
что являлось отражением значения племени
как военной и социальной единицы,
а так же могущества племенной
и военной знати. В скифской религиозной
системе выделился общегосударственный
пантеон высших богов, возглавляемый
триадой Табити-Папай-Апи. Высокое положение
древних женских богов свидетельствует
о матриархальных пережитках в религии.Скифская
религия в целом была иранской, но ее облик
отличался, пичем существенно, от религии
Персии. В ней наиболее выражены черты
периода индоиранской и индоевропейской
общности, очевидно за счет слияния с религиозными
представлениями до скифского населения
Северного Причерноморья.Скифская религия
– это религия кочевников-скотоводов,
что сказалось в слабом развитии обрядности
и в богатой зооморфной символике искусства.
Однако скифы в период переднеазатских
походов несомненно испытали влияние
новых представлений о власти над оседлым
населением, новой традиции и новой символики.
Эта тенденция усиливается к IV в. до н.э.
«Естественный демократизм» кочевого
общества был к этому времени значительно
потеснен деспотическими порядками. Распад
родовых связей отразился в почитании
героев и вождей, в распространении мистических
учений в среде знати. Уровень развития
скифской религии соответствовал развитию
антропоморфных представлений о мире.
В первую очередь антропоморфизация коснулась
образов и сюжетов скифов царских, утверждению
которых и служила скифская религия и
искусство
Список использованной
литературы
- Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию. – М.: Наука, 1989.
- Андрух С.И. «…Смешанные с кимерийцами скифы.»// Вестник древней истории. – 2000.- №3.- с.63-73.
- Советская историческая энциклопедия, том 12. – М., 1969.
- Жебелев С.А. Северное Причерноморье. Исследования и статьи по истории Северного Причерноморья античной эпохи. – М. – Л., 1953.
- Смирнов А.П. Скифы. – М., 1966.
- Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.
- Анохин В.А. Монеты Атея //Скифские древности. Киев, 1973.
- Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Л., 1974.
- Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии (VII-III вв. до н.э.). М., 1991.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1990.
- Хазанов А.М. Скифское жречество. СЭ №6. 1973.
- Рыбаков. Б.А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. / Б.А. Рыбаков.// М. наука - 1979
- .Геродот. История. Книга 4. Пер.- Г.А. Стратановского, содержание - Ф.Г. Мищенко.
- Энциклопедия «Кругосвет»
- Граков Б. Н., Скифы, 1971
- Гуляев, В. И. Скифы, Расцвет и падение великого царства. М., Алетейа, 2005,
- Раевский Д.С « Мир скифской культуры» 2006
- Краткая история скифов. Т. М. Кузнецова - М,1992
- Переводчикова Е.В. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи - М,1994
- Фиалко Е.Е. Искусство скифов - Николаев,1997