Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:58, реферат
Целью данной работы является краткое знакомство с основными положениями культуры «Страны Восходящего Солнца». Культура Японии, долгое время формировавшаяся в изоляции, отличается своей самобытностью и непохожестью. Ее характерной чертой является то, что, жадно впитывая модные веяния и идеи Запада, японская культура всегда сохраняет свои истоки, и все новое накладывается на уже существующую базу, причудливо переплетаясь, что создает воистину удивительный и непознанный кладезь для исследований.
Введение 2
Основная часть 3
1. Краткая историческая справка 3
2. Религия 4
Синтоизм 4
Буддизм 5
Даосизм 6
Христианство 6
Секты 7
Взаимовлияние религий 7
3. Искусство 7
4. Литература 11
5. Живопись и гравюра 14
6. Архитектура 19
7. Декоративно-прикладное искусство 20
8. Икебана 24
Заключение 27
Литература 28
Приложение 1 29
В Японии издавна существовало множество фамильных школ оружейников, занимавшихся ковкой клинков, их полированием, изготовлением ножен и украшений для меча, производством луков, стрел, колчанов, доспехов и шлемов. О мастерстве многих оружейников (таких, например, как Масамунэ, жившем в конце XIII— начале XIV в.) ходили легенды, их считали волшебниками, общающимися с духами-ками, а творениям их рук приписывали магические свойства.
С глубокой древности известны в Японии лаковые изделия, их остатки находят в археологических памятниках эпохи Дзёмон. В условиях жаркого и влажного климата лаковые покрытия защищали деревянные, кожаные и даже металлические изделия от разрушения. Лаковые изделия в Японии нашли самое широкое применение: посуда, домашняя утварь, оружие, доспехи и т. д. Лаковые изделия служили также украшением интерьеров, особенно в домах знати. Традиционные японские лаки — красный и черный, а также золотистый; к концу периода Эдо началось производство желтого, зеленого, коричневого лака. К началу XX в. был получен лак белого, голубого и фиолетового цвета. Лак наносится на деревянную основу очень толстым слоем — до 30—40 слоев, затем полируется до зеркального блеска. Существует много декоративных техник, связанных с использованием лака: маки-э — использование золотой и серебряной пудры; уруси-э — лаковая живопись; хёмон — сочетание; лаковой живописи с золотой, серебряной и перламутровой инкрустацией. Японские художественные лаковые изделия высоко ценятся не только в Японии, но и на Западе, их производство процветает и по сей день.
Особое пристрастие испытывают японцы к керамическим изделиям. Наиболее ранние из них известны по археологическим раскопкам и относятся к периоду Дзёмон. На развитие японской керамики и, позже, фарфора значительное влияние оказали китайские и корейские технологии, в частности, обжига и цветного •глазурного покрытия. Отличительная черта японской керамики — мастер внимание уделял не только форме, декоративному орнаменту и цвету изделия, но и тем тактильным ощущениям, которые оно вызывало при соприкосновении с ладонью человека. В отличие от западного японский подход к керамике предполагал неровность формы, шероховатость поверхности, разбегающиеся трещинки, потеки глазури, отпечатки пальцев мастера и демонстрацию природной фактуры материала. К художественным керамическим изделиям относятся, прежде всего, чаши для чайных церемоний, чайники, вазы, горшки, декоративные блюда, сосуды для сакэ и т. д. Фарфоровые изделия представляют собой, в основном, тонкостенные вазы с изысканным декором, чайные и винные сервизы и разнообразные статуэтки. Значительная часть японского фарфора специально изготовлялась на экспорт в страны Запада.
Икебана (так по-японски называют аранжировку цветов) ведет начало со времен распространения буддизма в Японии. В VI в. в буддийских храмах, которые в последующие столетия возникли во всех областях Японии, по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма и названные рикка (что означает "стоящие цветы"), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Постепенно букеты рикка стали делать более низкими, и они продолжали быть господствующей формой аранжировки в храмах и дворцах вплоть до конца XII в. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сюмисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 м. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. С течением времени интерес к композиции рикка стал падать. В настоящее время она считается устаревшей. В XV в., во время сёгуната Асикага (1338-1573) появилась новая форма аранжировки. В этот период в национальных японских домиках была введена токонома. Сюда стали ставить букеты более простых композиций В XVI в., когда в обиход японцев начали входить чайные церемонии, сложилась новая форма аранжировки - нагэ-ирэ. Этот метод аранжировки называют натуралистическим, поскольку согласно правилам цветы расставляются в вазе в "естественном виде". Считается, что стебельки каждого цветка должны стоять самостоятельно, ничто не должно заслонять их. Но допускается подрезание листьев, стеблей и даже цветов. В XX в. в Японии получило развитие новое направление аранжировки - морибана, которое отражает влияние и западной цивилизации. В отличие от официально-торжественной рикка и натуралистической нагэирэ, предназначенных для исконно национальных домов, морибана подходит и к условиям европейского интерьера, так как особенностью этого стиля является установка букета в низких и плоских вазах. Морибана, сочетая в себе оба названных стиля, образует и третий - она как бы моделирует определенный пейзаж или кусочек японской природы. В связи с этим она обильнее, чем рикка или нагэирэ, допускает применение зелени и полевых цветов. Хотя в ее аранжировках и нет тех формальных элементов, которыми отличались предшествующие стили, все же идеи дзэн-буддизма в ней достаточно очевидны. Для составления букетов морибана используется кэндзан. Он представляет собой тяжелую металлическую подставку с игольчатыми стержнями, между ними вставляются стебли цветов и ветки. Составленные букеты обычно украшают гостиную, кабинет, спальню. Букет должен гармонировать с обстановкой. В основе японской аранжировки цветов лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю. Главная линия - это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным. Рядом с ним помещается второй стебель - символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син и наклонен в ту же сторону. Третий стебель- тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. К букету можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется. Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина - полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.
В Японии имеются различные школы составления букетов, и правила, установленные одной школой, не всегда признаются мастерами других. Тем не менее, главные правила искусства, выросшие на основе дзэн-буддизма, являются общими для всех школ.
Поскольку доктрина дзэн сосредоточивает
внимание на единичном, то в икебане подчеркивается
уникальность каждого цветка. "Один
цветок лучше, чем сто, передает великолепие
цветка", - говорил Ясунари Кавабата.
Еще мастер икебаны и чайной церемонии
Рикю (1522-1591) тал японцев этому искусству.
"В Японии и теперь, - говорил Кавабата,
- во время чайной церемонии в нише чайной
комнаты стоит всего один нераскрывшийся
цветок".
В японской системе аранжировки
цветов, построенной основах дзэн, особое
внимание уделяется динамичности: аранжировка
должна отражать развитие во времени,
его течение или же связь с определенным
временем года. С этой точки зрения подбирается
и соответствующий материал: полностью
распустившиеся цветы, ручки, засохшие
листья выражают прошлое; наполовину распустившиеся
цветы или зеленые листья - настоящее;
бутоны, набухшие почки - будущее. Время
года также имеет свою символику: весна
- энергичные изгибы цветок; лето - распустившиеся
лепестки, листья, стебли; осень - редко
поставленные тонкие ветки; зима - оголенные
ветки.
Букеты цветов и растений для японца - это не только украшение, но всегда что-то значимое, символическое. Сосна и роза символизируют вечную молодость и дол-жизнь, сосна и омото (родея) - молодость и вечность, сосна и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир, хаботан (цветы капусты) хризантема, орхидея - радость. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Если слива еще не цветет, используют хризантему и орхидею. В марте на праздник девочек букет составляется из цветов персика, репы и хризантемы, на празднике мальчиков в букете особое место занимает ирис. Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу, пионы, нестойкие цветы и сикими (иллиций анисовый, бадьян) - разновидность вечнозеленого растения, которым по традиции украшают алтарь в буддийском храме. На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названии которых звучит элемент сару, означающий расставание (например, цветок сару-субэ-ри - индийская сирень или сару-ториибара - повой).
Как видим, букеты, с одной стороны, отражают особенности характера японцев, а с другой - формируют этот характер. Включенные в процесс общения, букеты воздействуют на человека.
Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: "Нам стыдно за нашу скромную поделку".
Даже беглый обзор основных концепций аранжировки показывает, что ведущими принципами здесь выступают простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность. Сами букеты вызывают ощущение спонтанности, самопроизвольности, непосредственности. Чтобы овладеть искусством составления таких букетов, требуются годы терпеливой имитации основных канонических приемов, которыми владеют мастера аранжировки. В своей потребности соприкоснуться с красотой японцы не останавливаются ни перед какими трудностями. Они настойчиво и упорно годами тренируют канонические движения, перенимая их у мастеров икебаны, и тем самым сохраняют этот вид искусства для грядущих поколений.
Многие люди интересуются культурой Японии, подчас не задумываясь, чем обусловлены именно такие ее черты. Данная работа – попытка раскрыть всю глубину восприятия мира японцами, их духовность, их трепетное отношение к природе, умение любоваться обыденным, и четкое знание границ нормы – той своеобразной лаконичности, которая говорит много больше, чем кажется на первый взгляд. Четкие каноны, установленные еще в далекие времена для тех или иных видов искусства, сохраняются до сих пор, донося до нас очарование древности. Я надеюсь, данная работа заинтересует и подтолкнет читателей к дальнейшему исследованию аспектов культуры «Страны Восходящего Солнца». Ведь Япония – это целый мир, полный своего особого очарования, такой недоступный и манящий своей загадочностью, а в моей работе – попытке объять необъятное - отражены лишь жалкие крупицы великой культуры, до сих пор так мало исследованной.
1. Васильев Л.С. История религий Востока. М.,2004
2. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. ИВ РАН, 1999.
3. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство "ВиМ", 1996.
4. Искусство стран Востока. Просвещение, 1986
5. История Японии. Т.1.М.,1998
6. История древнего мира. Упадок древних обществ. 3-е изд., испр. и доп. – Главная редакция восточной литературы Москва, 1989.
7. http://asiapacific.narod.ru/ «Азиатская библиотека» - так называется портал, где собраны материалы по истории, экономике и культуре стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Основные Периоды в Истории Японии | |
Палеолит |
до 8 000 до нашей эры |
Йомон |
8 000 до нашей эры — 300 до нашей эры |
Яйой |
300 до нашей эры — 300 нашей эры |
Ямато |
300 нашей эры — 593 |
Асука |
593 — 710 |
Нара |
710 —794 |
Хэян |
794 — 1192 |
Камакура |
1192 — 1338 |
Муромачи |
1338 — 1573 |
Азучи-Момояма |
1573 — 1600 |
Эдо |
1600 — 1868 |
Мэйдзи |
1868 — 1912 |
Тайшо |
1912 — 1926 |
Шоуа |
1926 — 1989 |
Хэйсэй |
1989 — |