Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:23, контрольная работа
Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство население, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией.
Введение 3
Появление Ислама в России 4
Ислам и современность 8
Демократия и судьбы Ислама в России 10
Сведения об основах вероучения 18
Шариат 21
Джихад 22
Заключение 23
Используемая литература 24
Содержание
Введение.
Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство население, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.
Ислам - вторая по значению и
массовости после христианства религия
в России. Знакомство предков нынешних
россиян с исламским
Появление Ислама в России
В 737 г. более чем 120-тысячное арабское войско во главе с полководцем Мерваном продвинулось до границы прикаспийских степей, где в низовьях Волги жили хазары- подданные Хазарского каганата (одного из наиболее могущественных государств Восточной Европы). Процесс исламизации тюркоязычных племен Нижнего, а затем и Среднего Поволжья завершился в 922 г. когда ислам был провозглашен официальной религией волжских булгар- населения Волжской Булгарии, государства с центром в городе Булгар (ныне территория республики Татарстан)
Арабский летописец Х в. Ибн Фадлан, описывая путешествие посольства багдадского халифа Джафара аль-Муктадира (908-932 гг.) на Волгу, отмечает , что еще до прибытия послов в Булгарию там уже существовала мусульманская община численностью до 5 тыс человек и несколько мечетей. Другой арабский автор, Абу Али Ахмед ибн Омар ибн Даста, в своем сочинении "Известия о хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и русах", опирающемся на сведения 903-912 гг. Отмечает: Царь булгар, Алмуш по имени, исповедует ислам... Большая часть булгар исповедует ислам, и есть в их селениях мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами". Однако, согласно мусульманской традиционной историографии, официальной датой принятия ислама подданными булгарского царя Алмуша, получившего после обращения в новую веру имя Джафар ибн Абдалла, считается 17 мухаррама 310г. по хиджре, т.е 17 мая 922 г.
Период с VIII по Х в. Можно рассматривать как начальный этап исламизации населения Волжской Булгарии и одновременно образованием в тюркском Поволжье североевразийского форпоста средневековой мусульманской цивилизации. Распространяются популярные на Востоке научно-философские и литературно-художественные идеи, на основе арабской письменности складывается система обучения и образования, нравственные основы общинной жизни приводятся в соответствии с моральными нормами и требованиями Корана. Возникает и особая прослойка булгарской знати из числа образованных - факихи и улемы, которым принадлежала роль религиозных просветителей и наставников. Они же способствовали дальнейшей исламизации сопредельных с Волжской Булгарией языческих племен.
Из русских летописей известно, что в 986 г. великому князю киевскому Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принять исламское вероучение. Отвечая на вопрос Владимира, в чем особенность их веры, послы разъяснили, что им как мусульманам возбраняется употреблять в пищу свинину, пить вино, а также необходимо проходить обряд обрезания... По утверждению летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрет на свинину ему не подходят, а относительно вина выразился так:"Руси есть веселие пити, не можем без того быти"
Какими бы небыли истинные причины отклонения ислама и выбора Владимиром через два года христианства в качестве религии Киевской руси, именно эти родственные по общим монотеистическим корням религиозно-философские учения определили в дальнейшем уникальный характер российской государственности, а их тесное взаимодействие на протяжении многих столетий стало одним из главных факторов российской истории.
В последующие столетия,
вплоть до завоевания Волжской Булгарии
монгольской армией, предки современных
казанских татар полностью
С середины XIII до середины XV в. в период существования крупнейшего средневекового государства Евразии - Золотой орды, исламское вероучение, заметно расширяя свои позиции, становится идейной основой не только для булгарского общества, но и для других тюркских и тюркизированных народов Восточной Европы и Западной Сибири (кипчако, огузов, остатков хазар и др.).
Господствующее положение
ислама как официальной религии
золотоордынских правителей не означало,
однако, тотальной исламизации
На протяжении долгого
времени Русь существовала в качестве
улуса Золотой Орды- подотчетного
территориально-
Одной из главных характеристик
"татарского" периода Российской
истории можно справедливо
Падение Казанского ханства в 1552 г. и последовавшее за этим завоевание Московской Русью обширной, раскинувшейся от Волги до Сибири мусульманской ойкумены - Астраханского, Сибирского, Касимского и, наконец, Крымского ханств - стали поворотным в истории народов этого огромного региона. Прцесс централизации Руси вокруг Москвы, начатый еще "собирателем земли Русской" Иваном Калитой, во второй половине XV в. завершается образованием Московского государства .Его официальной идеологией стала опирающаяся на антично-византийское наследие православно-церковная доктрина. Вскоре после этого началась ликвидация всех форм мусульманской государственности (включая и религию), которая сопровождалась внедрением в христианскую среду идей борьбы с инаковерием. Например, в богословских трактатах писателя-публициста первой половины XVI в. Максима Грека содержалась изобилующая нападками и искажениями полемика с исламским вероучением.
С приходом к власти династии
Романовых отношение
Через "окно, прорубленное Петром I в Европу", Россия кроме всего прочего, впервые ознакомилась с Кораном. По приказу Петра I в 1716 г. в Петербурге был напечатан первый перевод Петром Посниковым с французского перевода дипломата и востоковеда Андре де Рие, французского консула в Египте и Константинополе.
Пугачевское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участие приняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить свое отношение к "инородцам" магометанам. Первым, глубоко символичным шагом, свидетельствующим о наступлении новой эпохи для российского мусульманства, стало строительство новой мечети в Казани. В 1784 г. восстановили в правах татарских вельмож - мурз и беков, затем всем татарским купцам, торговавшим с Туркестаном, Персией и др странами Востока, были представлены необходимые для ведения коммерческих дел полномочия. Императорским указом от 22 сентября 1788 г. было учреждено Магометанское духовное собрание в Оренбурге, аналогичное по своим функциям Синоду (в 1878 г. оно было преобразовано в Духовное Управление по заведованию лицами мусульманской веры). В Крыму в 1794 г. духовным главой мусульманской общины был официально признан муфтий Бахчисарая. Фактически эти шаги означали признание религиозных прав уцелевшего мусульманского духовенства Российской Империи.
Ислам и современность
Современное западное исламоведение
стремится рассматривать
1. Молодость ислама. Мусульманская
религия возникла значительно
позже других религиозных
2. Жизненность и гибкость
мусульманской религии.
3.Тотальность ислама. Под
тотальностью ислама западные
ученые понимают широкий охват
исламской религией всех сфер
жизнедеятельности верующих. Это
не только вера, но и экономическое
и социальное устройство, и управление,
и семья, и быт. Шариат
Информация о работе История зарождения Ислама в России, и нынешнее положение