История русской православной церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение истории русской православной церкви.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
изучить этапы принятия христианства и крещения Руси;
проанализировать решающие даты в жизни русской церкви;
изучить роль церкви на современном этапе развития страны.

Содержание

Введение 3
Крещение Руси 4
Церковный раскол 10
Церковь в годы гражданской и Отечественной войны 13
Церковь на современном этапе 17
Заключение 20
Библиография 22

Работа содержит 1 файл

реферат по истории.docx

— 50.90 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

3

  1. Крещение Руси

4

  1. Церковный раскол

10

  1. Церковь в годы гражданской и Отечественной войны

13

  1. Церковь на современном этапе

17

Заключение

20

Библиография

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Христианство  является одной из мировых религий. По данным ООН в настоящее время  в мире насчитывается около 1,5 миллиарда  её последователей.

Проблемы  религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни  общества, интерес к религии резко возрос. С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее – патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления. На протяжении многих веков в России было два главных богача – государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богатством, чем государство. Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.    

Актуальность данной темы: изучение истории русской православной церкви имеет большое значение для понимания особенностей развития нашей страны.

Целью данной работы является изучение истории русской православной церкви.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить этапы принятия христианства и крещения Руси;
  • проанализировать решающие даты в жизни русской церкви;
  • изучить роль церкви на современном этапе развития страны.

Методы исследования:

  • описательный;
  • аналитический;
  • собирательный.
  •  
  1. Крещение Руси

Древнерусские летописи связывают  крещение Руси с именем киевского  князя Владимира Святославича, по инициативе которого Русь в 988 году приняла  христианство в качестве государственной  религии. В 1988 году тысячелетие этого  события широко праздновалось в  СССР. Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 года, этой официально признанной даты крещения, а сам  процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия.

Начало распространения христианства на Руси церковная традиция связывает  с именем апостола Андрея Первозванного  — одного из учеников Христа, согласно церковному приданию, предпринявшего “хождение на Русь” ещё в первом веке до нашей эры. Античные авторы сообщают о миссионерской деятельности апостола “в Скифии”, а русские  летописи рассказывают о том, что  Андрей Первозванный дошел до киевских гор. Здесь он водрузил крест и  предсказал своим ученикам, что “на  сих горах воссияет благодать Божия и град велик будет” с множеством храмов. Далее сказание повествует о посещении Андреем Первозванным места, где позднее возник Новгород. Большинство современных историков считают это сказание позднейшей легендой.

Достоверные сведения о распространении  христианства на Руси относятся к 9 веку. В “Окружном послании”  патриарха Константинопольского Фотия  867 году говорится о крещении “руссов”, незадолго до этого предпринявших поход на Византию. В Русских летописях под 866 год действительно содержится рассказ о походе на Царьград князей Аскольда и Дира. В связи с этим ряд историков предполагает, что первое крещение на Руси было совершено при этих князьях. Дальнейшие летописи подтверждают этот факт. Примерно в 944 году в летописях упоминается о заключении договора между Византией и Киевской Русью, в которой в частности упоминается о церкви Ильи, названной главной отсюда следует, что уже в 944 году на Руси было несколько церквей. Известно, что христианкой стала княгиня Ольга – жена князя Игоря. Таким образом, еще до крещения Руси, при Владимире Святославиче, христианство на Русской земле имело более чем вековою историю.

Придя к власти Владимир, первое время  пытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы  Перуна - покровителя князя и дружины, а также идолы Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши – богов солнца и воздушных стихий. Соседние с  Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял  монотеизм. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией.

“Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киеве появились  представители всех трех перечисленных  стран, предлагая Владимиру принять  их веру. Ислам был отвергнут сразу, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм – из-за того, что исповедавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое приятное впечатление. Однако, не довольствуясь этим, Владимир отправил своих собственных послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон “не добр”, что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру назвали самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять, где находишься – на земле или на небе. Так по легенде совершился выбор веры [4].

С решением Владимира перейти в  христианскую веру тесно связана  история его женитьбы на византийской принцессе Анне. Летопись сообщает о том, что в 988 году Владимир осадил Корсунь и, взяв его, послал гонцов к императорам Константину и Василию, чтобы сказать им: “Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ёе за меня, то сделаю вашей столице то же, что сему городу сделал”. Оказавшись в безвыходном положении, византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку по христианским законам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого принявший решение креститься, потребовал, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Корсунь [2].

Летописный рассказ дополняют  византийские источники. Они сообщают, что император Василий Второй обратился к Владимиру за помощью  против мятежного полководца Варды  Фоки, претендовавшего на императорский  трон. Князь согласился помочь, если за него выдадут царевну и, в свою очередь обещал креститься. Для Византии это было нечто новое, ведь даже сыну германского императора, будущему Оттону второму, было отказано, когда он сватался к греческой принцессе в 968 гуду. Причем тогдашний император Никифор  Фока презрительно заявил, что рожденная  в пурпуре, не может быть женой варвара. И про договор постепенно стали забывать, кроме князя Владимира, который напомнил о себе, осадив Херсон. Византии пришлось вспомнить о заключенном договоре.

Вернувшись из Херсона в Киев, Владимир повелел уничтожить языческих  идолов. Повергнутые, они были сожжены  или изрублены на куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и  проволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами Руси. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов. После разгрома языческих идолов князь Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей Киева в Днепре в 988 году, по другим сведениям это происходило на притоке Днепра – Почайне.

Существует еще одна гипотеза, по которой христианство пришло к нам  не из Византии, как принято считать, а из Болгарии. Историки заметили, что Византийские летописи умалчивают о таком, казалось бы, важном событии как крещение Руси. Отсюда они и выдвинули версию, из которой следует, что князь Владимир, стремясь к независимости от Византии, крестился где-то на территории Болгарии, которая имела свое собственное Охридское архиепископство, независящее от Рима и Константинополя. В подтверждение этого факта историки приводят упоминание в русских летописях митрополита Иоанна, который, по их мнению, являлся охридским архиепископом. Также историки указывают на  тот факт, что княгиня Анна умерла раньше своего мужа. А  летописи рассказывают, что Владимир женился вторично на некой болгарке, которая стала матерью Бориса и Глеба, а также мачехой Ярослава. На мой взгляд, первая гипотеза более правдоподобна, так как имеет больше подтверждений в летописях и исторических фактах.       

Итак, история православия берет  начало на Руси с 988 года. Что же дало Русскому государству принятие христианства? Значение этого события трудно переоценить, с приходом христианства стало очень  быстро развиваться огородничество, так как многодневные посты заставляли верующих все больше потреблять овощей. Огромными темпами стало развиваться  ремесло, приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также  мозаика, которые использовались при  возведении и украшении церквей, были переданы русским греческими мастерами. Но самый главный вклад, это отмена жертвоприношений, в качестве которых нередко выступали люди, поднятие авторитета Руси в международных отношениях, а также с приходом христианства на Руси появилось славянская письменность доступная для всего населения, в тоже время в государствах западной Европы все проходившие богослужения и церковная литература были написаны и зачитывались только на латыни, доступной не всему обществу. Все эти маленькие нововведения приживались сразу не во всех районах, но постепенно с распространением христианства они стали приживаться. Первые зачатки русской церкви были положены, и её приход был неминуем, хотя, возможно, в этот период у её противников была прекрасная возможность нанести сокрушающий удар. Основная часть населения Руси оказывала активное или пассивное сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее в  условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в многовековой процесс.

Но принятие христианства несло  с собой не только пользу, но и  непредвиденные последствия. Так, например, при крещении Новгорода население  встретило посланников Владимира  с оружием в руках, заявляя: ”Лучше нам помрети, неже боги наши дати на поругание”. Только после того как  киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город  в огромный костер, Новгородцы запросили  мира.  Восстания происходили  не только в Новгороде, но и в других крупных городах, например восстание  в 1024 г., в Суздале, происходило во время войны между киевским и  тмутараканским князем,  в результате которой в городе была ослаблена  киевская власть.  Во главе восстания  стояли волхвы.  Не  "смерды", а волхвы выбрали удачное время  для восстания.  Эта социальная группа была и материально  заинтересованной стороной  в сохранении прежней  религии.  Отстаивая старину,  они боролись и за свои экономические  интересы.  Но следует  обратить внимание  на то,  что призыв служителей культа ранненациональной религии был  поддержан всем народом.  Это говорит  о крайне незначительном влиянии  православия на горожан. Летопись сообщает: "Услыхав о волхвах, Ярослав  пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних отправил в изгнание,  а других казнил" [6]. Кровавая расправа над восставшими была рядовым явлением,  и летописец  не  считал нужным говорить о ней.   Восстания 1071г. в Ростовской земле и Новгороде было вызвано теми же причинами.  Большинство народа шло за волхвами,  а не за духовенством, которое защищало интересы знати. Все восстания имели глубокие социальные причины, носили антифеодальный и антицерковный характер.

В большинстве открыто восставших против насаждения  христианства  городов  выступила поместная  светская и прежняя духовная знать. Так, известно о восстании князя  Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г.  Многолетняя борьба Могуты завершилась  его пленением, а затем помилованием со ссылкой в монастырь. Восставшие повсеместно разрушали храмы, убивали священников и миссионеров. Восстания в разных регионах были сходны по своему характеру с восстаниями в Суздале,  Киеве, Новгороде, в них слились воедино антихристианские и антифеодальные мотивы.

В этих событиях необходимо обратить внимание на два момента.  Первый заключается в том,  что восстания  происходили в основном в неславянских  землях, где к указанным мотивам присоединилась и борьба за самостоятельность. Именно с этого времени на Руси  начали  проявляться одновременно три процесса: христианизация, феодализация и колонизация соседних земель. Для второго момента характерно удивительное  совпадение дат восстаний со смертью князей или их отсутствием,  вызванным феодальными распрями, т.е. в периоды относительного безвластия.  Но причины восстаний в XI в. уже глубже [1].

Их начало, как правило, связано  с ухудшением экономического положения  населения страны, вызванное многолетним  голодом.  Между тем,  центральное  киевское правительство, не обращало внимания на трудности северо-восточных земель и продолжало поборы с населения.  Положение усугублялось междоусобными войнами, сопровождавшимися грабежами.  В это трудное время глашатаями народного гнева выступили волхвы. По мере укрепления христианства они теряли свои права, а вместе с тем и источники существования, находили себе новые занятия,  чаще всего врачевание. Чтобы уничтожить  эту социальную группу - своих идейных врагов, - церковники обвинили их в "колдовстве", в применении вредной "земли" и "потвора", настраивали против них верующих и государство.  Без суда и следствия были уничтожены и скоморохи,  досаждавшие церкви  лишь юмором, играми и песнями.

 

 

 

                   

2. Церковный раскол.

 Русским церковным расколом  называется отделение значительной  части русского общества от  господствующей русской православной  церкви.  Это разделение началось  в царствование  Алексея  Михайловича   вследствие церковных новшеств  патриарха Никона.  Раскольники  считали себя  такими  же православными  христианами,  какими считали  себя и церковники. Старообрядцы, в общем, не расходились с  церковниками ни в одном догмате  веры, ни в одном основании  вероучения; но они откололись  от господствующей церкви, перестали  признавать авторитет церковного  правительства во имя "старой  веры", будто бы покинутой этим  правительством; поэтому их считали  не еретиками, а только раскольниками.  Раскольники называли церковников  никонианами,  а себя старообрядцами  или староверами,  держащимися  древнего  дониконовского обряда  и благочестия.  Если старообрядцы  не расходятся с церковниками  в догматах,  в основах вероучения,  то,  спрашивается,  отчего  же  произошло церковное разделение, отчего значительная часть русского  церковного общества оказалась  за оградой русской господствующей  церкви.

Информация о работе История русской православной церкви