История папства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

Папа через посредство римской курии (центральный административный аппарат католической церкви, состоящий из конгрегации, канцелярий, секретариатов, трибуналов, советов) руководит всей церковью и ее многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве стран мира. Важнейшая из них - Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой), ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов - Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков.

Содержание

Введение 3
1 Внешняя история папства 4
2 Папские выборы 16
3 Папская власть 19
Заключение 24
Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по религиоведению.docx

— 46.26 Кб (Скачать)

Культурное значение папства  в Средние века было очень велико. П. сблизило народы Запада в одно громадное  целое, дало Европе определенное миросозерцание, явившееся великой объединяющей силой; оно воспитывало, умственно  и нравственно, средневековое общество. Папа держал в руках варваров-королей  и варварские народы, вносил дух  законности и призывал к идеалу христианской нравственности. Но эта высокая миссия П. продолжалась лишь до его решительной  победы. Видимый упадок папской власти начался с Бонифация VIII (1294—1303), последнего крупного представителя средневекового П. Высокомерный и властолюбивый, глубокий знаток права, Бонифаций предъявлял те же притязания, как Григорий VII и Иннокентий III. Борьба между церковью, с ее космополитической силой, утверждавшей, что она выше государства, и национальной силой государства была неизбежна. Поводом к разрыву был вопрос о налогах. Филипп не хотел, чтобы деньги из Франции шли в папскую казну, а Папа не желал, чтобы духовенство платило королю.

Наступило время «Вавилонского  пленения» пап (1308—1377), их рабской  зависимости от французского короля. Это пленение сильно омрачило блеск  П., которое утратило свое влияние  на другие страны, хотя и не отказывалось от прежних своих притязаний. В  уютном Авиньоне Папы вели такой образ  жизни, что этот город стал настоящими «Вавилоном». В руках пап скопились громадные богатства. Светская литература принимает резко оппозиционный характер. Во всех странах Запада появляются защитники светской власти. Оппозиция против теократизма и универсализма католической церкви принимает характер политический, национальный и социальный. Когда Папа Иоанн XXII отлучил Людовика Баварского от церкви, на защиту императора выступили знаменитые ученые того времени.

Политическая оппозиция  папству особенно усилилась при  Эдуарде III. В 1343 г. было запрещено обнародование  папских булл, противных правам короля и его подданных; король Эдуард не признал за Папой Климентом VI право  вмешиваться в его отношения  к Филиппу VI французскому. Когда  Урбан V потребовал в 1366 г. взноса дани Папе, Эдуард, с согласия парламента, отказался платить ее. Оппозиция  против Папы со стороны государственной  власти ведется с таким же успехом  и в Италии, где в 1327 г. съезд  гибеллинов объявил Папу еретиком. В борьбе с оппозицией пап прибегали  к прежним средствам — инквизиции, проповеди крестовых походов, интердиктам, — но они оказывались запоздалыми. Светская власть ускользала из рук  папства; оно обратилось к помощи кондотьеров. Общее недовольство заставило  пап вернуться в Рим. Папа Григорий XI приехал из Авиньона в Рим (1377), где и скончался. По требованию римского населения, на его место был выбран в Риме Урбан VI, задумавший церковные преобразования. С этого времени начался «Великий раскол» в зап. церкви, продолжавшийся сорок лет. Одни страны Европы признавали Римского Папу, другие — авиньонского. Обе партии — римская и авиньонская — осыпали друг друга проклятиями и своими разоблачениями раскрывали миру позорные страницы из жизни пап. Раскол пагубно отразился на всех интересах П., подорвав его моральное и политическое влияние; многие переставали признавать за П. какие-либо верховные права. Новый орган для церковной реформы — вселенский собор — должен был преобразовать и П. В первой половине XV в. были собраны соборы в Пизе (1409), Констанце (1414—18) и Базеле (1431—1449). План соборной реформы вышел из парижского университета предполагалось ограничить папскую власть собором и установить автономные национальные церкви. Соборы окончились бесплодно, реформировать П. им не удалось. На пизанском соборе Григорий XII и Бенедикт VIII были низложены и выбран новый Папа Александр V, но низложенные Папы не отказывались от своих притязаний, так что явилось трое пап. Скоро Александр V умер, а его место занял разбойник и злодей Балтазар Косса, под именем Иоанна XXIII. К концу XV столетия Папы сумели парализировать все постановления базельского собора, подрывавшие их авторитет. Так, Калликст III (1455—58) объявил все конкордаты уступками, сделанными Папой. Пий II (1458—64) отверг возможность аппелировать на Папу к собору. Причина бессилия соборной реформы заключалась в самой постановке вопроса восставали против злоупотреблений, но не касались их источника, не затрагивали религиозного деспотизма пап, решили отрицательно вопрос о религиозной свободе религиозная и моральная реформа была отодвинута на второй план. В XV и XVI вв. соборы продолжали собираться, но не имели никакого значения они только усилили авторитет П. На папском престоле в XV в. сидят воины, политики, меценаты гуманизма и гуманисты. Политические интриги и светские интересы вполне поглощали жизнь пап, которые нисколько не интересовались делами церкви, а видели в ней лишь надежный источник доходов. После Пия II, папы-гуманиста, на папском престоле сидят открытые развратники — Павел II, Сикст IV, Иннокентий VIII, всю жизнь занятый устройством своих незаконных 16 сыновей и дочерей за что был прозван «отцом отечества». В конце XV в. появился Александр VI, имя которого — синоним всякой низости и ужасающей безнравственности. Его понтификат прозван царством Венеры. За этим последовало царство Марса, в лице Юлия II (1503—13), кондотьера с головы до ног, лично предводительствовавшего своими войсками на войне. Высшее духовенство утопало в роскоши и светских удовольствиях, низшее — в разврате и невежестве. В конце средних веков господствует общее недовольство, отрицающее, прежде всего, политические и экономические основы церкви. Культ святых получил полуязыческий характер, внешняя обрядность считалась главным средством угодить Богу, грех признавался формальным нарушением. Религиозная реформация была протестом против «порчи церкви» в «главе и членах». Быстрые успехи Реформации вызвали оживление католицизма, результатом которого была католическая реакция, последовавшая за реформациями протестантской и сектантской. Главными деятелями реакции стали иезуиты. Одновременно с основанием ордена иезуитов учреждено было в Риме верховное инквизиционное судилище (1542), организована строгая книжная цензура и созван триентский собор (1545—1563), возродивший реакционный католицизм, возведший на степень догматов учения о главенстве пап и о чистилище, утвердивший безбрачие духовенства, причащение мирян под одним видом и т. д. Ужасным орудием реакции была инквизиция, во главе которой стал Папа Павел IV (1555—59). Вся вторая полов. XVI в. — эпоха внутреннего усиления П. Политика пап в эту эпоху сводится к союзу с католическими государями. При Пии IV началось полное подчинение папской политики Филиппу II. Пий V (1566—1572), фанатик и ревностный реформатор, аскет и враг еретиков, энергично преобразовал церковь в духе постановлений триентского собора: ходил в процессиях босой и без тиары, уничтожил непотизм, требовал строгости нравов от духовенства. Нарушителей папских прав и еретиков он предал анафеме знаменитой буллой «In coena Domini», вызвавшей протест всех католических государей. Таким же характером отличается и понтификат Григория XIII (1572—85), юриста, приведшего в порядок каноническое право и исправившего календарь. Одним из замечательнейших пап XVI в. был Сикст V (1585—1590), мечтавший возвратить папству прежний блеск и силу светских государей. Отношения между папами и католическими монархами были очень натянутые. Всеобщая ненависть против иезуитов привела к повсеместному почти их изгнанию.

Конец XVIII в. - эпоха крайнего унижения церкви. Борьба с католико-феодальным строем в эпоху революции ведется не только во имя начал государственности, но и во имя естественных прав личности. Духовные лица уравниваются в правах со всеми остальными гражданами государства. Социальному могуществу духовенства нанесен был жестокий удар национальным учредительным собранием. «Гражданское устройство духовенства» уничтожило все церковные титулы, отменило утверждение епископов Папой, присягу пап, монашеские ордена и т. д. Наполеон объявил прекращение светской власти Папы. Папа ответил буллой об отлучении императора от церкви. Борьбу с революционерами повел Папа Григорий XVI (1831—46), подавивший движение при содействии Австрии и несмотря на протесты французского правительства. Папа усилил свою власть призывом шаек разбойников под знамена св. Петра. До самой смерти Григория тюрьмы были переполнены политическими преступниками. В это время итальянские патриоты мечтали возродить Италию обновлением папства, восстановлением его прежней святости и силы, постановкой его во главе национальных стремлений к самостоятельности и объединению Италии. Папа обнародовал всеобщую амнистию, разрешил постройку железных дорог, открыл двери тюрем. Папа изъявил согласие на введение конституции, отделил в Папской области церковные дела от светских, составил либеральное министерство. Впервые Папы боролось за свободу народа. Через несколько времени он уже жаловался на учения и интриги беспокойных умов, слишком противоречащие возвышенному характеру наместника св. Петра, и объявил, что отказывается стать во главе национального движения. 24 марта 1861 г. парламент признал Рим «будущей столицей Италии». Светскому владычеству П. приходил конец. Еще в 1854 г. Папа провозгласил новый догмат непорочного зачатия Пресвятой Девы. В 1862 г. была совершена Папой торжественная канонизация святых. Ватиканский собор 1869 – 1870 г., установил первенствующее положение Папы и принял догмат о папской непогрешимости.

 

 

 

 

 

 

2 Папские выборы

 

 

  В первые три века Папы избирались духовенством и народом; затем это  право присвоили себе короли. Одоакр в 483 г. решил, что никакой римский епископ не может быть утвержден в своем сане без королевского на то согласия. Теодорих, отличавшийся веротерпимостью, воздерживался сначала от вмешательства в церковные дела, и в первую половину его царствования папские выборы возвратили себе характер независимости. Под конец жизни Теодорих резко изменил свои отношения к римской церкви и уже сам назначает римских епископов (напр. Феликса IV). Византийские императоры считали своим правом распоряжаться назначением пап, низвергали их и судили, нередко под влиянием придворных и женщин. За утверждение выборов платились деньги. Папы стараются оградить свою независимость не только анафемой против светских лиц, вмешивающихся в дела церкви, но и другими путями. Был издан декрет, чтобы Папа сам себе назначал преемника; декрет был отменен, но этим самым вмешательству государства дан был характер насилия. Николай I объявил анафему за вмешательство в папские выборы. В Х в. выборы на престол св. Петра находились в зависимости от римской знати.

С XI в. началась борьба против порабощения П. римской аристократией  и оппозиция против влияния германских императоров, утверждавших избранного Папу. 13 апреля 1059 г. Николай II уничтожил  последний остаток демократического устройства церкви: на лютеранском  соборе был принят новый закон  о папских выборах. Папа избирается кардиналами (см.), составляющими епархиальный капитул римской епископской  церкви (28 кардиналов-пресвитеров и 18 кардиналов-диаконов римских церквей). Выбор Папы может быть произведен, по назначению кардиналов, и вне  Рима. Если большинство кардиналов стеснено в выборе или лишено возможности  участвовать в выборах, то меньшинству  предоставляется последнее слово. Наконец, в Папы можно выбрать  и лицо, не принадлежащее к римской  епархии. До конца XII в. германские императоры сохраняли за собой, однако, право утверждения пап. Александр III точнее регулировал способ производства папских выборов. Интриги и промедления при замещении папского престола были устранены Григорием Х на лионском соборе, в 1274 г. С этого времени Папа выбирается конклавом причем число кардиналов не превышает 70. Папой мог быть избран каждый совершеннолетний католик, несмотря на его национальность. На престоле св. Петра перебывало 15 французов, 13 греков, 8 сирийцев, 6 немцев, 5 испанцев, 1 англичанин, 1 португалец, 1 голландец, 1 швед и др. С 1378 г. только кардинал может быть избран Папой, а с 1522 г. — непременно итальянец. В избрании Льва XIII участвовали 62 кардинала.

Сами выборы производятся в конклаве следующим образом: на 10-й день по смерти Папы коллегия кардиналов собирается в соборе св. Петра, чтобы выслушать мессу и затем торжественной процессией отправляется в капеллу Сикста IV, где кардиналы дают клятву, что будут следовать установленным для избрания Папы законам. Вслед затем избиратели возвращаются в приготовленные для них в Ватикане кельи. Стены келий состоят из шерстяной материи, так что каждое слово; произнесенное в одной келии, слышно в соседней. Всякий доступ к кардиналам прекращается, двери запираются двойными замками; принимаются все меры, чтобы собравшиеся в конклаве кардиналы до окончания выборов были изолированы от всего внешнего мира и его влияний. По обычаю новейшего времени, собственно выборы начинаются на третий день, считая с торжественного шествия в капеллу. Выборы происходят по большинству двух третей голосов; подача голосов письменная, закрытая. Она начинается каждый день по знаку, данному церемониймейстером, и происходит в предназначенной для того капелле, куда кардиналы отправляются из своих келий в 7 часов утра. Сначала происходят как бы пробные выборы, во время которых выясняется взаимное отношение партий. Затем приступают к окончательным выборам. Если никто из кандидатов не получил необходимого числа голосов, то после полудня назначаются добавочные выборы, при которых голоса подаются лишь за лиц, внесенных уже в список кандидатов, с той особенностью, что никто не должен вотировать в пользу того кандидата, которому он раньше уже дал свой голос. Если и эти выборы не приводят к желанному результату, то на другой день составляется новый скрутиний, т. е. происходят новые выборы. Три европейские державы: Франция, Австрия и Испания (прежде — также королевство обеих Сицилий) могут протестовать против избрания нежелательных им кардиналов каждая из этих держав поручает кому-либо из кардиналов (в большинстве случаев — тайно) выразить этот протест. Этот отвод должен быть заявлен раньше получения кем-либо из кандидатов большинства двух третей голосов; кроме того, каждое из названных государств может лишь один раз заявить протест. Принимая избрание, новый Папа объявляет имя, которое он намеревается носить, как таковой, затем в ризнице заменяет кардинальские одеяния папскими и перед алтарем избирательной капеллы принимает первые поздравления и приветствия со стороны кардиналов, которые целуют у него ногу и руку, на что Папа отвечает лобызанием мира в обе щеки. Вслед за тем новоизбранный с балкона является народу. Затем Папа надевает митру и принимает поздравления в Сикстинской капелле оттуда процессия направляется в церковь св. Петра, причем Папу несут на седалище под большим балдахином. С главного алтаря он принимает третью причем присутствуют также иностранные послы; народ получает от Папы апостольское благословение. За избранием Папы следует, в тот же день или несколько дней спустя, торжественное посвящение и коронование или интронизация нового Папы. С этого момента он считает время своего правления.

 

 

 

 

 

 

3 Папская власть 

 

Теория папской власти сложилась не сразу в постепенном развитии ее можно установить 3 стадии: подготовительный период, период расцвета и период разложения. Хотя существенные черты того учения о церкви и государстве, полными выразителями которого были Григорий VII, Иннокентий III и Бонифаций VIII, встречаются в течение предшествующих веков, хотя по основным идеям Лев I, Григорий Великого и Николай I стоят на той же почве, как и позднейшие глашатаи папского цезаризма (т. е. соединения в руках П. всей духовной и светской власти), но политика, применяющаяся к обстоятельствам, долго не позволяла папам сделать выводы, логически вытекавшие из теоретических построений V и VI вв. Папству пришлось выдержать сначала трудную борьбу за иерархическое первенство с другими пастырями церкви. Борьба эта привела к обособлению западной (римской) церкви под главенством Папы; этим завершился подготовительный период. Гибкая и практическая политика, почти всегда характеризовавшая отношения курии к сильным мира сего, подсказывала в то время не антагонизм с государством, а тесный союз. Эта же политика заставляла пап то делаться выразителями национальных интересов, то становиться во главе притеснителей народной свободы, то громить революцию проклятиями, то протягивать ей руку и даже объявлять себя «демократами, вооруженными анафемой для освобождения мира от деспотизма». Только когда примат римского епископа был обеспечен фактически, а империя стала падать, та же теория, которая поставила римского епископа над церковью и соборами, была приложена к государству, и прежние союзники оказались противниками. На почве этой многовековой борьбы выросли те религиозно-политические доктрины, которые служили для пап теоретическим оправданием приобретенного уже могущества и новых притязаний. Своеобразное учение об ап. Петре, как невидимом главе христианского мира, и Папе — его преемнике и земном представителе, было тем эмбрионом, из которого впоследствии развились стройные системы XII и XIII вв. Учение это было основано на легенде о «создании римской кафедры князем апостолов», который претерпел мученичество в Риме и с тех пор вечно «царит в этом центре своего величия, где неизменно хранятся его установления». Все это укрепило веру в чистоту учения римской церкви, и папам осталось только эксплуатировать её в интересах своих притязаний на роль верховного авторитета при разрешении догматических вопросов и на высшую юрисдикцию в иерархии.Отсюда был один лишь шаг до признания непогрешимости Папы в догматах. Лев I сделал этот шаг, объявляя всех, не принимающих учения ап. Петра, т. е. папы, «отделившимися от фундамента церкви». Прочие патриархи, признавая первенство наместника ап. Петра, обращаются к нему, как к высшей инстанции и блюстителю чистоты вероучения; литература и соборные постановления освящают установившийся обычай, а государству приходится облечь его в легальную форму и объявить папские декреты законами, «в виду заслуг ап. Петра, достоинства Рима и воли св. соборов, утверждающих за апостольским престолом первенство». В споре Григория Вел. с патриархом Иоанном Постником резко были поставлены оба взгляда: папский, отстаивавший положение о преимуществе апостольских (римского, антиохийского и александрийского) престолов вообще и первенстве римского, воздвигнутого князем апостолов в частности; константинопольский, отстаивавший положение о зависимости иерархического значения епископа от политической важности его резиденции. До IX в. ни один Папа не подрывал авторитета империи, которая считалась идеальным и единственно возможным государственным устройством. Вселенная представлялась колоссальным организмом, в котором живет один дух и который управляется одним Богом и одним законом. Составные части его — микрокосмы, — в силу божественной, разлитой повсюду гармонии, суть только копии мирового порядка. Всякое учение о государстве и обществе должно было поэтому заимствовать главнейшие принципы от прототипа божественного организма. Человечество во всей совокупности представлялось монархически управляемым государством, подчиненным тому же принципу единства. Тот же божественный мировой порядок требовал, чтобы во главе каждого человеческого союза (микрокосма) стояло лицо, облеченное монархической властью, в качестве копии божественного миродержавца в противном случае нарушалась божественная гармония, церковь и государство превращались в «двуглавые чудовища», устанавливалась двоица — «подлое число», пугающее всех. Правительственная власть на всех ступенях казалась эманацией божественной благодати. Единоначалие было в глазах общества идеалом, «первоисточником добра», «совершенством», отражением монархически устроенной природы. Светские повелители христианского мира впервые эксплуатировали эти идеи в свою пользу. Исходя из идеи единства, императоры стремились создать универсальное царство, охраняемое их мечом. Эта же идея помогла папам XI в. осуществить отчасти универсальную церковь, с наместником апостола Петра во главе. В самые ожесточенные моменты борьбы папской теории с империалистической, средневековой дух остается верен самому себе оба порядка — универсальная церковь и универсальное государство — неразрывно связаны. Победа папской теории над империалистической, достигнутая в XI в. и знаменующая начало второго периода — периода высшего развития папского цезаризма, была достигнута вследствие того, что христианский мир убедился в неспособности императора служить универсальным и трансцендентным целям церкви, а затем и в принадлежности этой роли римскому епископу, как представителю духовного начала. Постепенное развитие папской теории можно, таким образом, назвать постепенным осуществлением идеала «царства Божьего» на земле. Во имя тех же идей папство отделилось от Востока и предало его проклятию. Особенный интерес представляет широкое развитие учения о св. Петре. Согласно этому учению, власть ключей, которыми Петр отпирает и запирает небеса, делает его источником благодати и владыкой мира, царем царей. Через апостола римский епископ, его преемник, становится пассивным посредником действия благодати на земле. Избранный в Папы человек благодатью апостола теряет человеческую свободу, становится орудием промысла — стало быть теряет и способность грешить, пресуществляется из слабого человека в непоколебимую скалу, подобно своему небесному прототипу, ставшему «камнем». По этому учению Папа есть земной Петр; слова и действия его имеют такую силу, как будто бы принадлежали самому Петру. Отсюда прямо вытекает догматическая непогрешимость Папы, которая, однако, была провозглашена только через 7 столетий. Земное «царство Божье», служащее нижним этажом небесного, подготовительной стадией к нему, построено по плану небесного: там Христос царит над святыми и праведными, здесь правит князь апостолов, в силу полномочия и власти, дарованных ему Христом, но не лично, а через викария, т. е. римского епископа, который, таким образом, является носителем всей власти и всех полномочий ап. Петра. По воззрению Григория VII, Папа есть раб апостола, но по должности равен ему; он — земной Петр и обладатель власти, размер которой определяется по собственному его усмотрению. Вне церкви и церковной иерархии нет правомерного бытия — следовательно, и короли, эти «потомки бандитов», должны подчиниться ап. престолу, стать его орудием, занять место в иерархии..

С XIV в. государство, низведенное  папской теорией на степень «грубой  материи», стремится отвоевать себе самостоятельное положение рядом  с церковью. XIV век может быть назван поворотным пунктом в истории  развития теократических систем на Западе, началом разложения папского цезаризма, началом антиклерикального направления  мысли, рационалистического отношения  к вопросам религии и политики. Номинализм, отвергнув союз веры с  наукой и церкви с миром, нанес  решительный удар не только схоластике, но и папству. Порча церкви во главе  и членах, крайняя материализация ее и великий раскол сильно подорвали  авторитет наместника Христа и теорию его полновластия. Отвергая обычное в то время определение, по которому слово церковь обнимает только Папу и его кардиналов, Марсилий настаивает на апостольском толковании церкви, как союза верующих — не только духовенства, но и мирян. Для разрешения важных церковных вопросов государство созывает соборы, на которые общины посылают депутатами клириков и светских людей. Протест Папы не может помешать собранию. Еретический Папа теряет власть, которая возвращается к народу, в лице его представителей — соборных отцов. Более радикальные целиком переносили новое учение о светской монархии на духовную. Неограниченный в своих правах собор властен низложить и даже казнить непокорного Папу. Если Папа противится созванию собора, то об этом должны позаботиться светские государи и народ.  Представители церковной реформы находили, что церковь не нуждается в посреднике, получая благодать и что одновременное главенство Папы и Христа обращает церковь в двуглавое чудовище. Папа — член церкви и сын ее хотя он и выше народов и иерархов, но духовная власть каждого епископа столь же божественна. Власть Папы вверяется ему церковью, но не в собственность, а для применения в установленных церковью пределах. Он — орган исполнительный; его главенство — служебное по отношение к церкви, а не господство над церковью. Папа есть брат во Христе каждого христианина. С XVII в. папская теория проявляет тенденцию пойти навстречу новым идеям, чтобы отстоять свое существование. Веротерпимость и главенство государства заступили место прежнего учения о «подчинении духа плоти». Среди опасностей, окружавших апостолов престол в XIX в., Папе приходилось отстаивать и свой церковный авторитет, и светскую власть в Италии. Справедливо видя «разложение церкви» в новых освободительных идеях, П, в лице Пия IX и Льва XIII, ведет борьбу с этими идеями, причем косвенно ее удары падают и на светских государей, примирившихся с новыми веяниями протест правительств и энергичная оппозиция, под предводительством Дёллингера, парализовали торжество и вызвали старокатолический раскол и борьбу с правительствами.

Информация о работе История папства