Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:47, реферат
Папа через посредство римской курии (центральный административный аппарат католической церкви, состоящий из конгрегации, канцелярий, секретариатов, трибуналов, советов) руководит всей церковью и ее многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве стран мира. Важнейшая из них - Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой), ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов - Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков.
Введение 3
1 Внешняя история папства 4
2 Папские выборы 16
3 Папская власть 19
Заключение 24
Список использованных источников 25
Содержание
Введение 3
1 Внешняя история папства 4
2 Папские выборы 16
3 Папская власть 19
Заключение 24
Список использованных источников 25
Введение
Католицизм является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех концах земного шара. Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского, — Ватикан, крохотное город-государство в центре Рима.
Папа через посредство римской курии (центральный административный аппарат католической церкви, состоящий из конгрегации, канцелярий, секретариатов, трибуналов, советов) руководит всей церковью и ее многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве стран мира. Важнейшая из них - Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой), ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов - Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана - крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима. Главных католических иерархов -кардиналов и епископов - папа назначает из представителей духовенства различных стран. Коллегия кардиналов (конклав) пожизненно избирает из своей среды папу, который, являясь, по католическому вероучению, "викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом.
Современная католическая церковь
- крупная религиозно-
1 Внешняя история папства
Титул “Папа” (греч. "папа", слово детской лексики, отец; ср. также "поп") до конца V в. употреблялся как почетное наименование всех епископов; с конца V в. он относился, главным образом, к римскому архиепископу, а с 1075 г. — исключительно к нему. Хотя в первые времена христианства римский епископ не обладал никакими особыми преимуществами, но уже во II в. римский епископ Виктор в споре о праздновании Пасхи стал требовать, чтобы малоазийские епископы следовали в этом вопросе обычаю римской церкви. В III в., римский епископ Стефан, во время спора о крещении еретиков, требовал повиновения себе от карфагенских епископов. Уже в середине II ст. авторитет римского епископа был признан епископами Средней Италии.
Приматство (примас (от лат . primas - первенствующий), в католической и англиканской церквах почетный титул главнейших епископов) римского епископа опиралось на политическое обаяние и культурное значение императорского Рима. Как апостол Петр — первый между апостолами, наместник Христа на земле, так и Папа должен быть главой всех епископов. Основывая свои государственные права на преемстве власти от апостола Петра, Папы и владения свои называли наследием Петра. На поместном сардиникийском соборе 347 г. Папе Юлию II были предоставлены значительные права: к Папе могли поступать жалобы от всех церквей, он имел право назначить новое следствие. Авторитет пап особенно увеличился во время возникновения ересей. Западная церковь отличалась твердостью в сохранении преданий, духом единомыслия и церковным послушанием. Папа во время ожесточенных распрей непоколебимо держался никейского символа веры. Он становится судьей догматических споров, к нему обращаются императоры и патриархи. Хотя представителей западной церкви было мало на вселенских соборах, но к мнению пап относились с большим почтением. В начале V Папа Иннокентий I (402—417) впервые резко обосновал религиозный авторитет римской церкви, провозгласив, что источник власти Папы — верховенство ап. Петра. Он настаивал на том, что Папе принадлежит право разрешать вопросы о догматах и всякие другие церковные споры.
Первым из знаменитых пап был Лев Великий (440—461). В его лице Папа явился объединителем власти и нравственного влияния церкви, руководителем вселенной. С падением Зап. Римской империи Папа остался первым лицом в Риме, главным представителем христианских народов не только в церковном, но и в политическом отношении. Весь авторитет, который приобрел Рим в течение веков, сосредоточивается на Римском Папе. Папы настолько были влиятельны, что варвары, разрушившие империю, из язычества или арианства обратились в католичество. Особенно важное значение для усиления папского авторитета имело обращение франков, при Хлодвиге (496), прямо в правоверие. С V в. столкновения римских пап с восточными епископами сделались особенно резкими. Уже на соборе халкедонском представители римской церкви требовали признания верховенства пап в религиозных распрях.
В эпоху готских войн, на папский престол влияют короли-варвары, потом, в эпоху византийской власти над Италией — император, который считал себя единственным и всемирным владыкой, а потому подчинил себе и церковные дела. Римские епископы назначались императором, в зависимости от придворных партий. Когда Папа Агапет (535) протестовал против назначения Юстинианом Аноимия патриархом Константиноп., то император пригрозил ему изгнанием. На глазах всех схватили Папу Сильверия и лишили сана. Преемник его, Вигилий (537—555), обвинялся в непристойных интригах, в жалкой угодливости перед императором. Тем не менее патриашество в это время усилилось. Запад вполне сочувствовал римской церкви, порицал еретиков-королей и вмешательство Константинополя. Еще при Теодорихе Папа считался как бы представителем Ниж. Италии. Во время византийского господства римский епископ принимал деятельное участие в администрации и суде, наравне с экзархом управлял Италией, был полным хозяином в Риме, его влиянию подчинялись и гражданские власти. Нашествие лонгобардов еще более укрепило авторитет пап. Пелагий II (579—590), выбранный Папой в критический момент осады варварами Рима, усиленно обращался за помощью к императору Маврикию, но безуспешно. В то время, как на Рим обрушились все несчастия — голод, болезни, наводнение, буря, лонгобарды — Папой избран был знаменитый Григорий I Великий (590—604), подготовивший для П. блестящую будущность (см.). Аскет-правитель, Григорий был выразителем всех стремлений П. того времени. Он был «раб рабов Божиих» и «консул Бога». Он увеличил богатства римского епископа и укрепил его нравственный авторитет, высоко подняв его власть, сделавшись защитником населения. Папа не только был полным хозяином Рима, но в его руках сосредоточились громадные земли — в Галлии, Далмации, Африке, Азии. Он придал и внешний блеск католичеству, установив его обрядность. В VII в. Папа находится в сильной зависимости от византийского императора. До 685 г. вновь избранного Папу утверждал император с 685 г. он передал это право экзарху.
Большинство пап VII в. — греки или сирийцы. Когда император Константин II издал в 648 г. декрет, запрещавший спорить о том, одна или две воли во Христе, Папа Мартин I на латеранском соборе осудил указ императора и отказался подчиниться экзарху, за что был сослан в Крым, где умер в изгнании. В 728 г. Лев Исаврион, император-иконоборец, попытался силой привести в исполнение свои эдикты против иконопочитания. Он велел схватить Папу Григория II и отправить его в Константинополь, после того, как Папа отказался от исполнения эдиктов. На защиту Папы поднялся народ. Римляне соединились с лонгобардами; была объявлена война между империей и Папой.
Григорий III (до 741) продолжал
борьбу с иконоборством. Новые столкновения
с лонгобардами заставили Папу обратиться
за помощью к Карлу Мартелу (741); Папа Захарий
I в этих же видах (750) одобрил намерение
Пипина Короткого сделаться королем, а
его преемник Стефан II заключил с Пипином
союзный договор, имевший громадное значение
для судеб П. и западноевроп. государств.
Он помазал на царство Пипина и его двух
сыновей и получил дарственную запись,
признававшую за ним светскую власть над
Италией и островами. Договор был составлен
на основании подложного
В IX в. папская власть настолько окрепла, что Пасхалий I (817—824) уже обошелся без утверждения императора. Идея о превосходстве духовной власти над светской постепенно становится господствующей. Папа принимает на себя роль судьи в делах императорского семейства. В споре сыновей Людовика Благочестивого Григорий IV принял сторону Лотаря, выставляя себя посредником, желающим прекратить раздоры. Ему пришлось, однако, столкнуться со стремлениями к независимости, возникшими в среде франкского духовенства. Замечательным выразителем стремлений П. IX в. был Николай I (858—867). В своих многочисленных письмах он высказывал мысль, что П. занимает мировое, центральное положение. Он унизил императорскую власть, показав в деле Лотаря II, что церковь может привлечь к своему суду и коронованных особ. На основании лжеисидоровых декреталий ему скоро удалось утвердить свою верховную власть над всеми странами Зап. Европы. Первые преемники Николая I действовали довольно удачно. Иоанн VIII (882) распорядился императорской короной после смерти Людовика II и короновал Карла Лысого заявив, что право располагать императорской короной принадлежит Папе.
После смерти Иоанна
VIII настало глубокое политическое
и нравственное падение
Почти всю первую половину Х в. престол находится в руках знатных, безнравственных римлянок Феодоры и дочерей ее Марозии и Феодоры, так что весь этот период называется правлением блудниц. Большинство из пап умирало преждевременной смертью Иоанна Х задушили, Бенедикта VI (974) удавили и т. д. Безнравственность на престоле достигла ужасных размеров. Иоанн XII завел открыто гарем, пил за здоровье дьявола, играл в кости, совершал в конюшне обряды рукоположения. Бенедикт IX сделался Папой 12 лет от роду так как жениться, будучи Папой, ему не удалось, то он выгодно продал папское место. Была составлена легенда, будто на папском престоле сидела женщина, под именем Иоанна VIII. Из своего унижения П. поднялось на некоторое время благодаря своему союзу с императорами Оттонами I, II и III (962—1002). Основная идея отношений между П. и империей осталась та же, что и при Карле Великом императоры были опорой и защитой Папы. В этот промежуток времени Папа чувствует себя гораздо свободнее, чем при Каролингах. Во 2-й половине X в., появляется аскетический Папа. Оттон II возвел на римский престол немца своего родственника Григория V, который мечтал поднять церковь. Он сместил Иоанна XVI, выбранного римской знатью, велел ослепить его, отрезать нос, уши, язык и возить его в таком виде по улицам Рима, а на престол возвел знаменитого Сильвестра II. Со смертью Оттона III (1002) могущество Папы пало. Анархия дошла до того, что в Риме очутилось трое пап — Бенедикт IX, Сильвестр III и Григорий VI. Тогда римское духовенство, чтобы восстановить порядок, призвало на помощь Генриха III (1046). По его требованию на Сутрийским соборе Папы были низложены, и на папский престол был возведен Климент II.
При Льве IX запрещены были симония и брак для белого духовенства (1049). Григорий VII, с его грандиозными церковно-политическими идеалами, определил своей деятельностью все дальнейшее течение истории Папства. От вмешательства императоров в выборы пап Гильдебранд, еще не будучи Папой, освободил римский престол тем, что Папа стал избираться коллегией кардиналов. С этого же времени римский народ лишился права избирать Папу. Началась жестокая борьба за существование между П. и светской властью. Григорий VII вызвал против себя оппозицию не только императора, не только духовенства, недовольного целибатом, но и баронов, а также привилегированных и богатых граждан. На его стороне были массы, ненавидевшие развратное духовенство, угнетенные феодалами крестьяне и фанатичные монахи, а также право отлучения — опасное оружие не только против светских и духовных феодалов, но и против императоров. Борьба Папы с Генрихом IV имела полный успех: император, отлученный от церкви, во власянице, босой, в зимнюю стужу, три дня умолял Папу о прощении. Преемники Григория продолжали начатую борьбу настойчиво и успешно. В XII в. всюду были уничтожены браки духовных лиц. Пасхалий II предложил императору отказаться от инвеституры, а епископам — от всех светских владений.
Образовавшимся во второй половине XI и XII вв. новым монашеским орденам Папы предоставили всевозможные привилегии. Особенную услугу П. оказали нищенствующие ордена. С их поддержкой П. окончательно сокрушило империю. Полного триумфа П. достигло в лице Иннокентия III (1198—1216). При нем П. осуществило свои мечты о всемирной монархии: вся Европа склонилась перед папским престолом. По его словам, «папа занимает середину между Богом и человеком». Папы стали вести себя по-царски, носили двойную, а потом тройную корону, выражались в буллах тоном государей. Иннокентий III управлял подвластными странами через своих легатов, законодательствовал на церковных соборах. С самого начала XIII в. Папы сделались совершенно самостоятельными владыками Рима. Импер. Оттон IV отказался от права патронатства над Римом (1201), за что получил, «милостию Божией и папской», сан короля. Пользуясь борьбой Оттона с Филиппом швабским, Иннокентий взял на себя роль судьи в Германии. Франц. король Филипп-Август объявил себя покорным Папе, Иоанн Безземельный тоже признал себя в ленной зависимости от Папы. При Иннокентии III П. с особенной энергией пытается влиять на Восток, чему значительно способствовали крестовые походы. В 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами и главный центр православия на Востоке был сокрушен. Папа разослал во все страны миссионеров, писал письма к государям сербским и болгарским, к русским князьям, приглашая всех подчиниться Западной Церкви. В 1215 г. созван был собор, где, ввиду привязанности Восточной Церкви к своему богослужению, была принята новая система латинской пропаганды в православных странах, т. наз. униатская. Могущество П. было обосновано тем, что в каноническое право было введено учение о превосходстве папской власти над светской и о праве пап вмешиваться в дела государей. XIII в., римский престол был верховным трибуналом для всех церковных, нравственных и политических дел.