Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:45, реферат
В современном понимании ислам — и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела.
"Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского "муслим") — предавший себя Аллаху.
Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах , и то, что основателем ислама является арабский "пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет), через него бог передал людям текст священной книги - Корана, его руками он основал общину верующих (умма).
Глава I. История возникновения ислама
Глава II.Общая характеристика мусульманского права
Глава III. Формирование и развитие мусульманской
правовой мысли
Глава IV. Проблемы государства и политики
Глава V. Политические учения
ЛИТЕРАТУРА
Заметное место в мусульманской политической концепции занимало решение проблемы происхождения халифата. Суннитские богословы утверждали, что халифат является необходимым и представляет собой обязанность, возложенную как на главу мусульманского государства и представителей общины, избирающих и контролирующих халифа, а также дающих ему советы, так и на всех мусульман. Настаивая на то, что даже несправедливая власть предпочтительнее анархии, юристы ссылались на хадис: «Имам-деспот лучше смуты».
Шииты же полагали, что имамат (так они называют государство) есть продолжение и необходимое завершение пророческой миссии Мухаммада Поэтому они считали установление имамата правом Аллаха, а не обязанностью общины. Мусульманское государство у шиитов является не правовым институтом, а одной из первейших основ самой веры, «опор» ислама. Имамат не составляет предмета правовой науки и не регулируется с помощью норм, сформулированных правоведами, а представляет собой форму, окончательно установленную «божественным законом». Поэтому, по мнению шиитов, нельзя отказаться от имамата или даже поручить общине самой выбрать его конкретную форму.
В соответствии
с суннитской концепцией верховным
носителем суверенитета в халифате
является Аллах, а мусульманское государство
строится целиком на основе поручения,
данного им общине. Высшую власть на земле
от имени Аллаха осуществляет община,
обладающая полным суверенитетом, проявляющимся
прежде всего в полномочии избирать своего
правителя,
который вершит дела общины от ее имени.
При этом община не уступает своих исключительных
прав халифу, а лишь поручает ему руководить
собой. Суверенитет общины связан только
одним – волей Аллаха, выраженной в мусульманском
праве. Поэтому, например, община вправе
законодательствовать лишь по вопросам,
не урегулированным Кораном и сунной,
а подчинение общины власти халифа обусловлено
его точным следованием предписаниям
мусульманского права.
Власть
главы государства по суннизму не абсолютна,
он не пользуется какими-либо привилегиями
или
иммунитетом, а так же, как и простой мусульманин,
подчиняется нормам мусульманского права
и может быть наказан за любой проступок.
Будучи главой государства, халиф не пользуется
законодательной властью и может вводить
в оборот новые правовые нормы лишь постольку,
поскольку является муджтахидом.
В отличие
от такого подхода шииты полагают,
что суверенитет
принадлежит исключительно Аллаху и от
его имени всеми делами мусульман единолично
руководит имам, который подчиняется только
шариату, отражающему волю Аллаха, и не
связан волей общины. Его личность объявляется
священной. Имам считается абсолютно непогрешимым,
принимая на себя всю полноту личной ответственности
за исполнение норм шариата всеми
подданными. По вопросам, не урегулированным
Кораном и Сунной, только его решения имеют
силу закона, поскольку имамом может быть
лишь величайший знаток мусульманского
права, постигший волю Аллаха.
Глава V. Политические учения
К XIV веку мусульманская
правовая мысль разработала классификацию
форм правления, которая прежде всего
связана с именем выдающегося ученого
Ибн Халдуна (1332-1406).
Отличительной особенностью учения Ибн
Халдуна о государстве и политике, изложенного
им в знаменитом трактате «Мукаддима»
(«Введение»), является соединение философского
и юридического подходов к государству
на общем фоне историко-социологического
анализа. Государственная политика, по
Ибн Халдуну, не ограничивается одними
правителями, а включает участие в ней
всех подданных. Поэтому и все изменения
государства связаны не просто с изменениями
положения главы государства, но всего
общества в целом. Само государство имеет
определенные временные рамки существования,
определяемые возрастом трех поколений.
В течение
этого срока оно проходит пять этапов
развития: возникновение новой принудительной
власти взамен
прежней; сосредоточение верховной власти
в одних руках после того, как правитель
расправится со всеми своими сподвижниками,
помогавшими ему прийти к власти; расцвет
государства, в котором господствует порядок,
спокойствие и уверенность; переход к
насилию и деспотическим методам правления
для подавления оппозиции; упадок и гибель
государства.
По мнению Ибн Халдуна, мусульманское государство в своем развитии прошло четыре этапа: полный («чистый») халифат четырех праведных халифов (Абу Бакр, Умар, Усман и Али); постепенный переход к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата, когда «вера» была постепенно заменена «силой» при сохранении всех основных целей и функций халифа, а консультации и договор халифата уступили место силе меча и деспотическим методам правления (от Муавии до халифата Аббасидов); превращение государства по сути в монархию при сохранения за ним лишь названия «халифат» (халифат Аббасидов); распад единого мусульманского государства даже официально перестало именоваться халифатом и глава государства перестал быть муджтахидом.
Ибн Халдун выделял три разновидности форм правления – «естественную» монархию, «политическую» монархию и халифат. «Естественная» монархия – это деспотический режим личной власти, не связанный какими-либо, кроме субъективных, интересами. В «политической» монархии правление основывается на рациональных критериях, проведение политики защиты «земных» интересов и противодействия всему тому, что наносит «вред» подданным. Ибн Халдун оценил эту форму двояко: с одной стороны, он подчеркивал ее позитивные стороны (осуществление «рациональной» справедливости), с другой – критиковал за то, что политика правителей при данной форме не связана религиозными ценностями. Что же касается халифата, то здесь этот недостаток устранен, поскольку власть халифа над подданными опирается на мусульманско-правовые основы и одновременно направлена на защиту веры и вершение земных дел.
Более трех с половиной столетий, последовавшие за османским завоеванием в начале XVI века большей части арабского мира, не оставили заметного следа в истории мусульманской политической мысли. Перелом произошел только к концу XIX века. Он привел к радикальному пересмотру традиционных мусульманских политических представлений, что проявилось во взглядах мусульманских реформаторов конца XIX века.
Основоположником идейного течения исламской реформации считается Джемальад-Дин аль-Афгани. Он отстаивал возрождение ислама, освобождение его от «новшеств», которые исказили его истинную суть и привели мусульман к отсталости. Основы идеального общественного и политического строя, по его мнению, должны быть выведены из рационального толкования Корана. Поэтому духовное единство мусульман и восстановление исламских институтов в каждой отдельной стране аль-Афгани предпочитал их политическому объединению.
Лучшей
моделью государства аль-Афгани
считал власть сильного справедливого
монарха, сбалансированную такими институтами,
как конституция и парламент, обеспечивающими
участие народа в осуществлении «истинной
конституционной власти». При этом он
исходил из идеи суверенитета нации: «Лишь
воля народа, не испытывающего принуждение
и не лишенного свободы слова и дела, есть
закон данного народа, подлежащий соблюдению,
закон, которому любой правитель обязан
служить и который должен честно исполнять».
Иными словами, аль-Афгани высказывался
в пользу
ограниченной конституционной монархии,
которая, по его мнению, вполне соответствовала
основной идее классической исламской
власти – принципу совещательности. В
качестве обязательных аль-Афгани признавал
только те нормы, которые содержатся в
Коране и Сунне или отражают единогласное
мнение ближайших сподвижников Пророка.
Он отстаивал идею свободы иджтихада -
формулирования новых правовых решений
по вопросам, не урегулированным Кораном
и Сунной. Аль-Афгани отмечал: «Действительно,
выдающиеся ученые мужи (мусульманской)
общины, прибегнув к иджтихаду, в прошлом
во многом преуспели. Однако было бы неверным
считать, что они овладели всеми тайнами
Корана и смогли отразить их в своих книгах.
На самом деле все то, чего они достигли
самоотверженным трудом в рамках иджтихада,
по сравнению с заключенной в Коране мудростью
и содержащимися в достоверных преданиях
наставлениями представляет собой всего
лишь каплю рядом с океаном или мгновение
на фоне веков».
Придавая особое значение шариату, аль-Афгани
говорил: «При всем многообразии моделей
правления мусульманин не
отвергает и не порицает ни одну из его
форм или сменяющих друг друга его разновидностей,
пока властитель соблюдает положения
шариата и следует начертанным им путем».
Реформистский подход к политико-правовой
проблематике, шариату и исламской власти
получил наиболее обстоятельную разработку
в трудах египетского ученого Мухаммеда
Абдо (1849-1905), ученика и последователя Аль-Афгани.
Главная его идея заключалась в том, что
шариат не закрепил религиозного характера
исламского государства, которое поэтому
не может быть названо теократическим.
«Ислам не знает религиозной власти Наоборот,
одна из его основ – ниспровержение и
уничтожение ее… Халифат не просто походит
на политический институт, но в своей основе
является им… Халиф же во всех отношениях
является гражданским правителем».
Основами справедливой власти
Абдо считал три начала – свобода, исламский
принцип совещательности (аш-шура) и правовой
закон. Говоря о свободе, Абдо писал: «Политическая
жизнь предполагает, что человек является
свободным в своих взглядах и действиях
в той степени, в которой не затрагивает
других лиц. Такая свобода с учетом отмеченного
условия предполагает осознание всеобщего
блага и границ личной пользы… Свобода
есть право нести известные обязанности.
Если она (свобода) отсутствует, то нет
и государства, которое не может существовать
без политических прав
и обязанностей. Если же она имеется, то
предполагает наличие обязанностей и
прав».
Принцип
совещательности, по мысли Абдо, предполагает
наличие специального представительного
органа, дающего советы правителю, ограничивающего
его всевластие и гарантирующего его от
принятия ошибочных или субъективныхрешений.
Характеризуя назначение права, Абдо писал:
«Право есть настоящее руководство, к
которому обращаются нации по вопросам
своих общих проблем
и частных дел». Подчеркивая универсальный
характер шариата, он говорил:«Исламский
шариат – всеобщее право, которое будет
существовать до скончания века. Отсюда
с неизбежностью вытекает, что он (шариат)
регулирует интересы людей в любое время
и в любом месте вне зависимости от изменения
форм цивилизации. Поэтому шариат не сводится
к каким-либо конкретным нормам, а призван
соответствовать любым условиям жизнедеятельности».
Мусульманская
община, по Абдо, не является заложником
шариата, который должен не сковывать
ее, а быть ей слугой. Это означает, что
люди в состоянии уразуметь смысл шариата
и на его основе выработать нормы, отражающие
их интересы. Абдо полагал, что каждое
поколение мусульман обладает этим
правом (иджтихад).
Ученый-богослов Мухаммед Рашид
Рида (1865-1935), опубликовавший в 1922 году
знаменитый трактат «Халифат, или Великий
имамат», который и в настоящее время считается
фундаментальным исследованием по мусульманской
теории государства, выдвинул наиболее
серьезные теоретико-религиозные аргументы
в пользу возрождения халифата. В своей
книге Рашид Рида стремился восстановить
«истинную» концепцию халифата без искажений
и фальсификаций, привнесенных в нее в
угоду недальновидным правителям, и на
этой основе доказать преимущество халифата
перед иными формами правления, противопоставить
мусульманско-правовой институт консультации
европейским принципам демократии.
Рашид Рида утверждал, что выборный халиф в своих действиях связан принципами и нормами мусульманского права. Он не признавал за халифом самостоятельного бесконтрольного права на иджтихад и поэтому настаивал на ограниченном характере власти главы мусульманского государства, который может принимать важнейшие политические и правовые решения, только посоветовавшись с наиболее выдающимися представителями общины, чье мнение для него является окончательным.
Рашид
Рида подчеркивал, что консультативный
совет вправе переизбрать главу государства,
если тот не консультируется с советом,
заставляет мусульман поступать вопреки
требованиям шариата или сам нарушает
эти нормы. В духе ортодоксального взгляда
Рашид Рида полагал, что халиф не властен
над мусульманами в религиозных делах
и не его прерогатива толковать для них
шариат. Исследование Рашида Риды явилось
одной из последних серьезных попыток
возродить классическую концепцию халифата
в ее наиболее полном виде и
доказать на этой основе необходимость
возврата к мусульманской форме правления.
В дальнейшем, когда стала очевидной иллюзорность надежды на восстановление халифата, возникла прямо противоположная теория мусульманского государства, согласно которой халифат вообще не имеет ничего общего с исламом.
Наиболее
настойчиво данную точку зрения
отстаивал шейх египетского мусульманского
университета «Аль-Азхар» Али Абдель Разек
(1888-1966). В своей книге «Ислам и основы власти»,
опубликованной в 1925 году, он не просто
возражал против общепринятой теории
«обязательности халифата», но и высказал
идею о том, что Коран вообще ничего не
говорит о халифате как государстве или
форме правления. Сунна, как он полагает,
тоже не предлагает бесспорных хадисов
о необходимости халифата, за исключением
общих призывов к послушанию, подчинению
имаму (причем не везде, где говорится
об имаме, имеется в виду глава государства).
Власть
халифа, считает Разек, всегда утверждалась
и поддерживалась подавлением и насилием.
Поэтому совершение религиозных обрядов
и достижение всех целей ислама «не зависит
от той формы правления, которую юристы
называют халифатом, и тех деятелей, которых
народ нарек халифами». Следовательно,
халифат – это такой политический строй,
с которым постепенно согласились мусульмане,
в то время как
мусульманское право не содержит норм
и принципов о его обязательности.
Халифат – не составная часть мусульманской
веры, а был и остается «несчастьем для
ислама и мусульман, источником зла и пороков».
Разек утверждал, что миссия Пророка
носила исключительно
религиозный характер, была выполнена
самим Мухаммадом до конца. Поэтому она
безвозвратно осталась в прошлом, и никто
не может в этом смысле стать преемником
его как религиозного лидера. Со смертью
Пророка прекратило существование «религиозное
лидерство» и появился новый вид руководства
общиной – «политический», то есть руководство,
основанное на полномочиях светской власти
и управления. Уже первый халиф был светским
монархом.
По
мнению Разека, мусульманское вероучение
ни в коем случае не мешает мусульманам
обогнать другие народы в области всех
общественно-политических наук, а также
избавиться от архаичных политических
институтов, которые были им навязаны,
и построить основы правления в духе наиболее
передовых и самых лучших образцов, какие
только могло придумать человечество
и претворить в практике наций. Необходимое
и достаточное условие для этого состоит
в том, что при любой форме правления должно
«твориться добро подданным» и должны
исполняться все религиозные обязанности.
Книга Разека вызвала бурную негативную
реакцию мусульманского духовенства и
была объявлена еретической, а сам автор
постановлением совета «Аль-Азхара» исключен
из состава коллегии улемов и лишен права
занимать должность мусульманского судьи.