Ислам в России: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

В данном реферате предлагаю рассмотреть развитие ислама в России с времен Владимира Святославича, а также охарактеризовать ислам в нашей стране в XXI веке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………2
История развития ислама в России……………………………………………………………….6
Ислам в России: современность……………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………………………………........26

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 47.78 Кб (Скачать)

 

Заключение

1. Ислам в России причислен  к разряду традиционных религий,  что выводит его за рамки  системы формальных и неформальных  ограничений, затрагивающей инфраструктуру  и активность «новых (или нетрадиционных) религиозных движений». 

Федеральные органы власти оказывают  исламским структурам России определенную поддержку – содействуют мусульманским  религиозным структурам в «возрождении духовности»: участвуют в ремонте  имеющихся культовых зданий в  областных и районных центрах, выделяют земельные участки, стройматериалы и финансы для строительства  новых мечетей. А также оказывают  материальную помощь в развитие современного исламского искусства, а также построение новых мечетей и реконструкция  древних (например, деревня Медяна).

Первые лица Духовных управлений мусульман  – муфтии – становятся все более  привычными участниками официальных  статусных мероприятий как регионального, так и федерального уровня, причем не только в «традиционно мусульманских  регионах» (Татарстан, Башкортостан, Дагестан), но и в так называемых «русских областях» (Московская, Саратовская, Нижегородская). Федеральные и региональные СМИ  выделяют эфир и газетные полосы не только для выступлений исламских  религиозных лидеров, но для исламских медиапроектов.

2. Социальные последствия активизации  ислама в Российской Федерации  носят противоречивый характер:

– позитивный характер имеет возрастание  активности ислама в области благотворительности  и духовно-нравственного воспитания верующих. Как и другие мировые  религии, ислам в качестве традиционной для России религии (в той мере, в какой он избегает политизации) содействует социальной стабильности, укреплению семьи, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;

– негативный социальный характер имеют  последствия активизации так  называемого «политического ислама»  в Российской Федерации. Политизация  ислама, чуждая традиционному российскому  исламу, порождает угрозу территориальной  целостности Российской Федерации, подпитывает исламский радикализм и экстремизм, отрицает светский характер государства.

Но российское законодательство содержит положения, в соответствии с которыми религиозное объединение не участвует  в выборах в органы государственной  власти и в органы местного самоуправления, а также не принимает участия  в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает  им материальную и иную помощь (Федеральный  закон «О свободе совести и  о религиозных объединениях»). Усиление государственного контроля за соблюдением этой нормы закона всеми религиозными организациями, в том числе и мусульманскими, могло бы содействовать сдерживанию политизации ислама в Российской Федерации.

3. Одним из важных направлений совершенствования законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций должна стать разработка на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации путей и средств законодательного регулирования деятельности православных, мусульманских и других традиционных российских религиозных организаций в сфере благотворительности и милосердия, духовно-нравственном воспитании населения, в пропаганде здорового образа жизни, борьбе против алкоголизма, наркомании, преступности, за улучшение экологической ситуации.

4. В настоящее время единственной  политической идеологией является  евразийская идеология, которая,  впрочем, пока представляет собой  лишь культурно-пропагандистский  проект, предполагающий сближение  русских и мусульман. Эта идеология  привлекательна и для народов  Поволжья, Средней Азии и Кавказа. 

Предпринимавшиеся до сих пор попытки «цивилизовать» российский ислам на основе упрочения культурных связей и межрелигиозных контактов (министр по делам национальностей В. Зорин, Комиссия по межконфессиональным отношениям полпреда Приволжского федерального округа С. Кириенко), посредством чисто исламских проектов (Исламская партия России, Исламский комитет, Центральное духовное управление мусульман под председательством верховного муфтия Т. Таджуддина, Совет муфтиев России Равиля Гайнутдина) или политических организаций (Общероссийское политическое общественное движение «Евразия», Ассамблея народов России, Евразийская партия России) не позволили российскому государству должным образом утвердить свой авторитет в мусульманских общинах России.

Наиболее ощутимые результаты были достигнуты в сфере научного и  культурного сотрудничества (под  патронажем С. Кириенко), а также  в рамках политических проектов: ОПОД «Евразия» А. Дугина и Т. Таджуддина, Евразийская партия А. Ниязова и Н. Аширова. Стоит отметить, что Евразийская партия пользуется несомненным влиянием среди мусульман в поволжских, уральских и сибирских регионах.

5. Помимо этого, Россия стала  наблюдателем в ОИК – это  историческое событие. Оно определило  магистральное направление нашего  движения. Мы идем на сближение  с исламским миром, а главный  итог – это изменение подходов  к отношениям с исламским миром.

Сотрудничество России с исламскими странами ближнего и дальнего зарубежья  в реализации транспортно-коммуникационных, инфраструктурных, трубопроводных и  иных промышленных проектов позволит России уйти от «антитеррористической», конфликтной по своей сути, риторики так называемого «диалога с исламом», проводить независимую от Европы и США политику по отношению к  исламскому миру, а также сформировать в исламских странах мощные группы сторонников политического и  экономического сближения с Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. www.islam.ru
  2. www.russia-islamicworld.ru
  3. Радугин А. А //Культурология, 1997. М.: издательство «Центр»
  4. Культурология: Учебник для вузов. Автор: Эренгросс Б.А. Издательство: - М.:Оникс. Год издания: 2007.
  5. www.russia-islamicworld.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ислам в России: история и современность