Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:24, реферат
В данном реферате предлагаю рассмотреть развитие ислама в России с времен Владимира Святославича, а также охарактеризовать ислам в нашей стране в XXI веке.
Введение…………………………………………………………………………………………………………2
История развития ислама в России……………………………………………………………….6
Ислам в России: современность……………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………………………………........26
XX век
Отношения России и исламского мира
исторически складывались достаточно
противоречиво и сложно. Последняя
война Советского Союза проходила
на территории мусульманской страны
– Афганистана. В то же время традиционно
между двумя сторонами, как считает
целый ряд известных
Отношения СССР с мусульманскими странами, особенно после Второй мировой войны, развивались таким образом, что с целым рядом из них (многие арабские страны, Афганистан) такие связи определялись как «особые», «дружественные». В то же время мусульманский, и особенно арабский мир особенно благодарен Советскому Союзу за поддержку законных и справедливых требований палестинского народа. Палестинский вопрос – своего рода лакмусовая бумажка, по которой исламский мир судит о позиции того или иного государства или о взглядах того или иного политика.
Масштабное сотрудничество было взаимовыгодным: Советский Союз получал из стран исламского мира продовольственные и промышленные товары, в которых он остро нуждался и которые при других обстоятельствах был бы вынужден покупать на Западе совершенно по другим ценам. В ответ СССР реализовывал в исламском мире различные проекты научно-технического характера.
Динамика этого сотрудничества
была такова, что в 1970-1980-е годы, в
контексте новых
Российское руководство в 1990-е годы, сделав ставку на «максимальное сближение с Западом любой ценой», практически растеряло остатки того влияния, которое имел Советский Союз в исламском мире. Более того, конфронтация между новой Россией и исламским миром усилилась и из-за исламофобских установок.
Кризис в российско-исламских
отношениях стал еще более заметен
в ходе развития чеченского конфликта,
возникшего как важный компонент
борьбы за власть в России, как метод
целенаправленного воздействия
на эту борьбу, а также на процесс
передела бывшей общегосударственной
собственности. Неспособность бывшего
российского руководства найти
политическое решение чеченского узла
привела к дальнейшему
Несмотря на то, что чеченский
конфликт изначально не носил характера
межконфессиональной
В 1992 году решением VI съезда мусульман России и европейских стран СНГ переименовано в Центральное Духовное Управление мусульман России и европейских стран СНГ. Председатель – Верховный муфтий Шейх уль Ислам Талгат Таджуддин (является единственным в России хранителем волоса пророка Мухаммеда; Шейх уль Ислам – высший исламский сан, в мире этот титул носят четыре человека).
В России в настоящее время
В 1937 году мусульмане составляли 5,9 процента, в 1989 году – 7,9 процента, в 1994 году – более 8 процентов населения Российской Федерации. В настоящее время, по экспертным оценкам отечественных специалистов, количество этнических мусульман в России 14,5 миллионов – примерно 12 процентов населения страны (5 миллионов нелегальных иммигрантов и сезонных рабочих исповедуют ислам), а к 2030 году численность российских мусульман может достичь 30 млн. человек.
Ислам в России: современность.
13-14 марта в столице Сенегала (Дакар) прошла XI встреча в верхах в рамках Организации Исламская Конференция (ОИК), в которой принял участие министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Россия входит в ОИК на правах наблюдателя. О непростой процедуре вхождения в эту организацию и о том, что дало России членство в ОИК, мы разговариваем с первым послом России в этой международной исламской организации В.В. Поповым.
– Хотя религия в нашей стране отделена от государства, религиозные организации, часто исходя из интересов общества, инициируют важные государственные вопросы. В связи с этим, на Ваш взгляд какова роль Совета муфтиев России в том, что наша страна начала процесс вступления в ОИК?
– Первые контакты с этой организацией начались еще в 90-х годах. Произошел обмен письмами между председателем Совет муфтиев России шейхом Равилем Гайнутдином и президентом Ирана Хатами когда Иран выполнял функции председателя ОИК.
Необходимо так же учитывать, что
эта межгосударственная организация
единственная в своем роде сформированная
на религиозной основе, на базе исламской
солидарности почти 40 лет тому назад
и ни в одной другой религии
такой структуры нет. ОИК объединяет
57 государств, расположенных на четырех
континентах. Международный вес
организации в последнее время
быстро возрастает. ОИК занимается
защитой интересов мусульман, координируя
позиции исламских государств по
важнейшим международным
Совет муфтиев России настойчиво проводил линию на установление контактов с ОИК, но ОИК – межправительственная организация, поэтому конкретные действия по налаживанию сотрудничества с ней могли предпринять только органы государственной власти. Однако Совет муфтиев России, благодаря своей активной позиции создал благоприятную атмосферу, в которой проходила проработка вопросов, связанных с возможным вступлением России в ОИК.
– Что предшествовало вступлению России в ОИК и, исходя из каких соображений это было сделано?
– Ясно, что Россия в основном, православная страна. Было много сторонников, но было и много противников вступления России в ОИК – и у всех их были свои аргументы. Ситуация складывалась так, что у нас в 90-ые года начались интенсивные контакты с ОИК: в Москву приезжали даже Генсеки организации, но речь на встречах шла в основном об освобождении наших военнопленных попавших в руки афганских полевых командиров.
Постепенно, после бурных 90-х жизнь стала возвращаться в обычную колею и по мере того, как она нормализовывалась, становилась яснее роль ислама в России. Здесь можно выделить три основных фактора:
Ø ислам пришел в Россию раньше христианства и мусульмане России – ее коренные жители (часть русской элиты имела мусульманские корни);
Ø происходил синтез культур. Русские никогда не жили одни на своей территории и поэтому произошел симбиоз – взаимопроникновение культур, который дал исключительно позитивные результаты. Кроме этого увеличивалось и число мусульман в стране. В конце 90-х начался своеобразный духовный ренессанс традиционных религий России, люди потянулись к религиозным знаниям. Естественно у российских мусульман возрос интерес к жизни своих единоверцев за рубежом, начали укрепляться связи с мусульманами других государств. Президент В.В. Путин ясно видел в ходе своих поездок по стране, что мусульмане – коренные граждане страны, ислам в России – вторая религия после православия. Христиане и мусульмане веками жили в России бок о бок и взаимодействовали и это сотрудничество надо беречь как зеницу ока.
Следует так же учитывать, что после 11 сентября 2001 года интерес к исламу резко повысился, и начались дискуссии о его месте в мире. Все эти факторы привели к тому, что после многочисленных визитов в разные мусульманские страны и бесед с мусульманскими политиками президент сделал вывод о необходимости укрепления связей с исламским миром. С этой целью Россия обратилась с просьбой о вступлении в ОИК на первых порах в качестве наблюдателя.
Началось серьезное обсуждение данного вопроса внутри страны и за рубежом. В 2002 году впервые в МИДе был создан пост посла по связям с ОИК и образована группа по исламскому фактору. В августе 2003 года В.В. Путин, находясь с официальным визитом В Малайзии, выступил с инициативой вхождения в ОИК на правах наблюдателя. Скажем прямо, не все аплодировали, но Путин если принял решение, то аргументировано его защищает и твердо проводит в жизнь. Он говорил, что российские мусульмане должны почувствовать себя частью мусульманской уммы, должны иметь свободу связей со своими единоверцами. После этой инициативы малазийцы пригласили его на саммит ОИК в качестве гостя.
Саммит ОИК состоялся в Куала-
– Как в этой работе помогало мусульманское духовенство?
– Мы работали бок о бок с
Советом муфтиев России: мы постоянно
согласовывали наши позиции. В государственной
делегации в мусульманские
– Россия как страна, которая претендует на особую роль в мире, какие цели преследует, вступая в ОИК?
– Цели многообразны. Если те демографические
тенденции, которые имеются сейчас,
сохранятся, то через 20-25 лет треть
населения нашей страны будут
составлять мусульмане. И для того
чтобы мусульмане чувствовали себя
свободно, у них должны быть нормальные
связи с единоверцами. Мы начинаем
координацию действий с исламским
миром по важнейшим вопросам экономики.
В ближайшие 10-15 лет продолжится
столкновения Запада и исламского мира.
Здесь много раздражителей. Существуют
реальные проблемы: палестинский вопрос
отравляет всю систему