Христианская идея Бога

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 11:19, реферат

Описание работы

Понятие Бога в большинстве религий — личностное существо (в христианстве един в трёх лицах, Троица), однако в некоторых религиозных учениях (имперсонализм) Бог безличен. Конкретные качества Бога или богов различаются в различных религиях. Культурно-исторически оформленное представление о богах или Боге — центральное понятие в религиях, а люди, разделяющие те или иные религиозные взгляды, — называются верующими или исповедующими данную религию.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………………….3
Основная часть
1 Понятие Бога в Христианстве…………………………………………………………7
2 Доктрина о Боге……………………………………………………………………….10
2.1 Сущность Бога. Основное в природе Бога……….………………………………..10
2.2 Имена Бога…………………………………………………………………………...13
2.3 Атрибуты Бога……………………………………………………………………….15
2.4 Троица………………………………………………………………………………..19
Вывод……………………………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Христианская идея бога.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Бог и Его совершенство есть одно и то же. Простота есть одно из фундаментальных качеств Бога. Это означает не то, что как дух Бог не имеет сложной структуры, а лишь то, что Его внутренняя сущность и ее проявления едины. Сущность Бога не есть нечто, существующее само по себе, к чему добавляются Его признаки; вся Его внутренняя сущность проявляется в каждом из Его качеств. Принято говорить, что достоинства Бога есть Сам Бог в том виде, в котором Он явил Себя человеку. Его достоинства служат лишь для того, чтобы более детально описать Его божественную сущность. Библия, например, говорит, что Бог есть истина, жизнь, любовь, свет и т.д.  
 
 

    2.2 Имена Бога

    2.2.1 Общие сведения об имени Бога. Библия часто говорит о Боге в единственном числе, как, например, в Исх. 20:7 и Пс. 8:2. Во всех этих случаях Библия не имеет в виду какого-либо специального обозначения Бога, а использует этот термин в общем смысле для Его откровения. Общее имя Бога объединяет в себе много специальных имен, которые отражают Его многостороннюю суть. Лишь только потому, что Бог проявил Себя в Своем имени, Своем откровении в природе и Священном Писании, а также в специальных именах, которыми Он обозначен в Библии, мы можем эти имена отнести к нему. Эти имена не являются человеческим изобретением, а имеют божественное происхождение, хотя и представляют собой составные части человеческой речи. Из того, что было сказано об имени Бога вообще, следует, что не только собственные имена Бога, но также Его атрибуты, такие слова, как Отец, Сын и Святой Дух, могут быть обозначены общим термином «имена Бога». В данной главе, однако, мы ограничимся обсуждением только личных имен Бога.

    2.2.2 Имена Бога из Ветхого Завета. Из имен, которые используются в Ветхом Завете для обозначения Бога, наиболее важными являются следующие:

    1. Имена, в которых подчеркивается  высшая , величественная и трансцендентная суть Бога. Имена Эль и Элоим подчеркивают Его силу и могущество и должны вызывать чувство трепетного почтения, тогда как имя Элион акцентирует внимание на Его возвышенной природе, непостижимой высоте — объекте почитания и поклонения. Другим именем, принадлежащим к этому же классу, является Адонай, которое обычно переводится словом «Гос-подь». Оно часто употреблялось при обращении к Богу и выражало признание того факта, что Он является хозяином жизни и судьбы людей. Израильтяне, народ Ветхого Завета, называли Бога Яхве.

    2. Бог также имеет имена, которые отражают отношения дружбы между Ним и Его творениями. В патриархальные времена для этой цели использовались имена Шаддай, или Эль-Шаддай (Исх. 6:3). Эти имена указывают не только на Его божественное величие, но и подчеркивают, что Он является источником благословения и комфорта для Его народа, что Он контролирует все силы природы и направляет их для служения благим целям. В имени Иегова (Яхве) Бог особенно проявил Себя как Бог милосердия. Это имя всегда считалось наиболее священным и выделялось среди других имен. На основании Исх. 3:14 можно сказать, что это имя имеет своим источником древнееврейское слово «быть» и служит для обозначения вечной сути Бога. Имя Иегова не только подчеркивает Его божественную суть, но и прямо указывает, что Бог всегда постоянен и неизменен, верен своим обещаниям и слову (Мал. 3:6). Имя Иегова часто используется с усилением — «Иегова-повелитель». Слово «повелитель» относится здесь скорее не к управлению всем сущим, а к управлению ангелами. Иегова-повелитель есть Бог во славе Своей, окруженный ангелами, правящий на небесах и земле во имя Своего народа, принимающий славу от всех Своих созданий.

    2.2.3 Имена Бога из Нового Завета. В Новом Завете используются греческие эквиваленты древнееврейских имен из Ветхого Завета. Особенно должны быть выделены следующие имена:

    Теос. Это слово значит «Бог» и является наиболее общим именем, используемым в Новом Завете. Это слово заменяет древнееврейские названия Бога Эль,Элоим и Эли-он, хотя последнее имя иногда переводится как «Величайший», или «Величайший Бог». Имена Шаддай и Эль-Шаддай передаются греческими эквивалентами, обозначающими «Всемогущий», или «Всемогущий Бог». Имя Теос часто используется в таких выражениях, как «мой Бог», «твой Бог», «наш Бог», «ваш Бог». Местоимения «мой», «твой» и т.д. могут использоваться рядом с именем Бога, потому что в христианстве каждый из нас — дитя Бога. Эти изменения имен отражают влияние национальной идеи на религию.

    Кюриос. Это слово означает «Господь», имя, которое применяется не только по отношению к Богу, но и Христу. Это имя используется взамен имен Адонай или Иегова, хотя оно не полностью эквивалентно последнему. Оно также обозначает Бога как высшую власть над всеми и в частности над Своим народом, как высший авторитет. Представление о фундаментальной роли Иеговы дается в таких словах, как «альфа и омега»; «кто есть, кто был, кто будет»; «начало и конец»; «первый и последний».

    Отец. Очень часто говорят, что в Новом Завете введено новое имя — Отец. Но это едва ли правильно, поскольку это имя часто встречается в Ветхом Завете для выражения особых отношений между Богом и Израилем. Бог есть Отец Израиля (Втор. 32:6; Ис. 63:16), а Израиль есть сын Бога (Исх. 4:22; Втор. 14:1; Ис.1:2). Правда, в Новом Завете это имя не всегда используется в том же смысле. Иногда оно используется для обозначения Бога как создателя и творца (I Кор. 8:6; Ефес. 3:1; Евр. 12:9; Иак. 1:17). Во всех других случаях имя Отец используется для выражения отношения, в котором первое лицо Троицы находится по отношению ко Христу, или отношения Бога к верующим, как к Своим духовным детям.  

    2.3 Атрибуты Бога

    Бог проявляет Себя не только в Своих именах, но даже более явно в тех качествах и совершенствах, которые представлены в Писании, в видимых результатах Его творения, в провидении и искуплении. Из всех возможных атрибутов Бога мы коснемся только одной группы, которая используется наиболее часто.

    2.3.1 Непередаваемые атрибуты. Непередаваемые атрибуты — это те божественные совершенства, которые не имеют аналогов в творении. Они подчеркивают абсолютную неповторяемость Бога, Его трансцендентное величие. К этой группе относятся следующие качества:

    1. Независимость Бога  и Его существование  в Самом Себе. Когда мы говорим о независимости Бога и Его существовании в самом Себе, мы подразумеваем, что Бог существует в силу необходимости Его собственной сути и не может зависеть в своем существовании, подобно человеку, от чего бы то ни было вне Себя. Это также значит, что Он не только независим в силу Своей внутренней сути, но и то,что Он независим во всех Своих добродетелях и деяниях, а все Его творения зависят от Него.

    2. Неизменность Бога. Писание учит, что Бог не только независим, но и неизменен. Он всегда одинаков, и поэтому невозможны никакие изменения Его сущности, Его совершенства, Его намерений, Его обещаний. В действительности изменяется не Бог, а человек и человеческие отношения с Богом.

    3. Бесконечность Бога. Бесконечность Бога в общем заключается в таком совершенстве Его природы, благодаря которой всё, что принадлежит Его существу, не имеет ни меры, ни величины. Этот вопрос может быть рассмотрен с позиций абсолютного совершенства Бога, вечности Бога и необъятности Бога.

    4. Простота Бога. Приписывая простоту Богу, мы утверждаем, что Он целен и не может быть разделен ни в каком смысле этого слова. Из этого следует, что три лица Божества не являются тремя отдельными сущностями, из которых Божество составлено, что сущность Бога и его атрибуты неотделимы и что качества не добавлены каким-то образом к Его сущности. Хотя простота Бога непосредственно не определена в Писании, она естественным образом следует из Его неизменности и существования в Самом Себе. То, что составлено из различных частей, никогда не может существовать в самом себе хотя бы только потому, что оно состоит из ранее существовавших частей; а объединение различных частей не может быть совмещено с неизменностью, поскольку всякое добавление ведет к изменению.

    2.3.2 Передаваемые атрибуты Бога. Передаваемые атрибуты Бога — это такие атрибуты, аналоги которых имеются у человека. Однако, следует иметь в виду, что атрибуты человека — только слабая аналогия бесконечного совершенства Бога. В этой связи следует отметить, что непередаваемые атрибуты Бога определяют Его передаваемые атрибуты. Бог независим, бесконечен и неизменен в Его знании и мудрости, в Его любви и святости.

    1. Знания Бога. Знания Бога могут определяться как то совершенство, благодаря которому Он в только Ему свойственной манере знает Себя, все возможное и реально существующее. Эти знания внутренне присущи Богу, и они невозможны вне Его. Более того, Его знания всегда являются полными, выделяются и находятся в сознании Бога, всеохватывающи и всеобъемлющи. Бог знает Себя и все, что должно свершиться, все, что приходит для того, чтобы уйти; прошлое, настоящее и будущее в их истинных взаимоотношениях. Он знает скрытую сущность вещей, проникнуть в которую человек не может.

    2. Мудрость Бога. Мудрость Бога является составной частью Его знаний. Она проявляется, прежде всего, в умении объединить цели и средства. Благодаря этому Бог всегда выбирает наилучшие средства для достижения цели.

    3.  Доброта Бога. Бог добр внутренне, т.е. Он совершенно свят, но не этот аспект доброты будет нами рассмотрен здесь. Мы рассмотрим Его доброту, проявляющуюся в действиях по отношению к другим. Эта доброта может быть определена как такое совершенство Бога, которое позволяет Ему обращаться щедро и великодушно со всеми своими творениями. Это любовь, которую Создатель чувствует ко всем своим творениям. Любовь Бога к своим разумным творениям можно назвать великодушием, чтобы подчеркнуть, что она незаслуженна.

    4. Любовь Бога. В настоящее время любовь Бога часто рассматривается как Его основное качество, в свете которого должны интерпретироваться другие божественные совершенства. Однако нет разумных оснований выделять это качество среди других добродетелей Бога. В частности, мы имеем в виду удовлетворенность, которую Он испытывает, размышляя о Своем собственном бесконечном совершенстве и об отражающих Его духовный образ творениях. Любовь Бога может быть рассмотрена с различных точек зрения, она являет благодать Божию, милосердие Бога, долготерпение Бога.

    5. Святость Бога. Святость Бога проявляется прежде всего в том божественном совершенстве, благодаря которому Он абсолютно отличается от всех Своих творений и возвышается над ними в Своей бесконечной величественности.

    6. Праведность Бога. Это качество Бога непосредственно связано с предыдущим. Праведность уберегает Бога от любого насилия над Его святостью и является выражением Его святости.

    7. Правдивость Бога. Правдивость Бога может быть определена как совершенство, благодаря которому Он всегда истинен в Своей внутренней сути, в Своем откровении, в Своем отношении к своему народу. Это качество подтверждает, что Он есть истинный Бог в отличие от остальных идолов, которые есть ложь и тщеславие; что Он знает вещи в их истинной ценности и дает эту ценность познать людям; что Он всегда выполняет свои обещания. Последний аспект правдивости Бога обычно называют верностью. Это качество Бога является основой для доверия и веры, для надежды и радости всех уповающих на Него.

    8. Суверенность (верховная  власть) Бога. Под этим общим названием мы рассмотрим проявление высшей воли и руководящую роль Бога в планировании и направлении всего сущего, руководстве разумными творениями, Его всемогущество в реализации своей воли.

    Суверенная (верховная) воля Бога. Воля Бога является, согласно Писанию, началом и концом всех вещей: создания и сохранения (Откр. 4:11); правления (Прит. 21:1; Дан. 4:32; Ефес. 1:11); страданий Христа (Лук. 22:42; Деян. 2:23); избранности и порицания (Рим. 9:15,16); возрождения (Мак. 1:18); освящения (Филип. 2:13); страдания верующих (I Петр. 3:17); жизни человека и его судьбы (Деян. 18:21; Рим. 15:32; Мак. 4:15) и даже самых малейших вещей в жизни (Матф. 10:29).

Суверенное  могущество или всемогущество Бога. Верховенство Бога находит свое выражение в божественном могуществе власти или всемогуществе, во власти, ведущей к исполнению Его воли. Всемогущество Бога не следует понимать так, что Бог может делать все. Библия учит нас, что есть много вещей, которые Бог не может делать. Бог не может лгать, грешить, не может изменяться и не может отрицать самого Себя (Чис. 23:19; I Цар. 15:29; II Тим. 2:13; Евр. 6:18; Иак. 1:13,17). Схоласты были неправы, когда говорили, что Бог может делать всевозможные вещи, которые внутренне противоречивы, и что Он даже может уничтожить Себя. Более правильно говорить, что благодаря Своему всемогуществу Бог может посредством своей воли сделать все, что Он решил совершить. И если бы Он так пожелал, Он мог бы сделать больше, чем Он фактически совершает (Быт. 18:14; Иер. 32:27; Зах. 8:6; Матф. 3:9; 26:53). Всемогущество Бога находит выражение в имени Эль-Шаддай, и это подтверждается в нескольких разделах Писания (Иов. 9:12; Пс. 113:11; Иер. 32:17; Матф. 19:26; Лук. 1:37; Рим. 1:20; Ефес. 1:19). 
 
 
 

    2.4 Троица

    2.4.1 Общее понятие о Троице. Библия  учит нас, что Бог един в  трех лицах. Это положение является  доктриной специального откровения, доктриной, которая не открыта  в природе и которая не может  быть открыта человеческим разумом.

    Изложение доктрины. Бог един в Своей внутренней сущности, но в этой единой сущности имеются три лица, которые называются Отец, Сын и Святой Дух. Эти три лица, однако, не адекватны трем человеческим индивидуальностям, которые независимы друг от друга. Они скорее являются тремя «модификациями» или формами, в которых существует божественная сущность. В то же время необходимо иметь в виду, что эти три «модификации» в единой божественной сущности имеют такую природу, что могут вступать в личностные отношения. Отец может говорить с Сыном и может послать куда-либо Святой Дух. Действительная тайна Троицы состоит в том, что эти три лица являются единой сущностью. Это, однако, не значит, что божественная сущность как-то делится между тремя лицами. Наоборот, она целостна и едина в каждом из этих трех лиц и не существует нигде, кроме Них. Более того, эти три лица не вступают в отношения субординации в их внутренней сущности. Можно, однако, сказать, что Отец является первым лицом, Сын — вторым, а Святой Дух — третьим лицом Троицы. Этот порядок находит отражение в творении и искуплении. Каждое лицо Троицы имеет некоторые отличительные признаки: Отец рождает Сына, Сын рожден Отцом, а Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына. Эта доктрина является величайшей тайной веры, и, как таковая, она намного выше человеческого восприятия.

Информация о работе Христианская идея Бога