Гностицизм

Автор: Сергей Проскурин, 09 Декабря 2010 в 11:35, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается история гностицизма (возникновение, развитие, появление различных направлений и школ).

Содержание

1.Введение.
2.Истоки гностицизма.
3.Сущность гностицизма.
4.Дохристианский иудейский гностицизм.
5.Восточные гностики.
6.Западные гностики.
7.Заключение.

Работа содержит 1 файл

гностицизм.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

     Православный  Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Реферат 

        по предмету: История свободомыслия, вольнодумства  и атеизма 

                  на тему: Гностицизм  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Исполнитель: студент 6 курса з/о ПСТГУ

                    Сергий  Проскурин,

                    иерей. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

                 Москва,

                                2006г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            П Л А Н 

  1. Введение.
  2. Истоки гностицизма.
  3. Сущность гностицизма.
  4. Дохристианский иудейский гностицизм.
  5. Восточные гностики.
  6. Западные гностики.
  7. Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Попытки примирения христианства с языческими взглядами начались уже в апостольский век, что послужило причиной возникновения синкретических учений, наиболее значительным из которых считается гностицизм. Христианская Церковь сумела отмежеваться  от гностицизма.  Но, не смотря на это, гностицизм продолжал существовать как вне христианства, так и в рамках еретических учений.

    В чем  же секрет живучести гностических идей? Одна из основных причин состоит в  том, что гностицизм во всем многообразии своих проявлений является весьма гибкой мировоззренческой системой, не обремененной строгими догматическими рамками. Мы не найдем никакого общего источника, определяющего его основные постулаты. Гностическое учение сохранялось в устной традиции, что придавало ему особую гибкость и обеспечивало живучесть. В. Налимов указывает на древний гностический принцип, суть которого в том, что адепт, проникшийся духом гностического мировоззрения, должен «суметь создать свой текст, отвечающий смыслу и требованиям сегодняшнего дня… изменять текст в соответствии с запросами культуры. Это не значит, что изменялся дух учения – изменялось его звучание». [1, 200] свобода интерпретации на каждом этапе передачи учения вряд ли может указывать на единую преемственность и цельность. Объединяющий момент – претензия на обладание «высшим знанием», суть которого, однако, не была сформулирована ни одним из направлений гностицизма. Но идея этого знания носила сотериологический характер. Как записано в уставе одного парижского гностического общества гностицизм исповедует, что «истинная религия есть чистое знание». [2, 9]

    До сих  пор мы не располагаем ни одним  подлинным гностическим текстом, содержащим описание истории гностицизма. Поэтому  довольно сложно проследить этапы зарождения и развития этого движения.

    Вне всякого  сомнения, что культурные, религиозные и исторические корни гностицизма нужно искать в иудаизме, зороастризме, эллинистических мистериальных культах.  Гностицизм зарождается на рубеже эпох незадолго до Рождества Христова, либо в Египте, либо в Вавилоне, когда древний мир исчерпал свои нравственные ресурсы. «В действительности начало гнозиса падает на одну из печальных эпох во всемирной истории. Классическая философская мысль – уже без веры в свою силу, религия – без веры в свое содержание, политическая жизнь… - с зловещими предзнаменованиями». [3, 181] Человеческое сознание со всей остротой пришло к пониманию мира непреодолимого зла, жестокой необходимости, от которой необходимо отгородиться. На этом фоне все острее ощущалась потребность в освобождении через объединение с непостижимым Богом, которого считали непричастным творению этого злого мира. Возникло противоречие и неразрывное сочетание дуалистических и пантеистических представлений. Эклектический элемент стал пронизывать все философские и религиозные направления в поисках их примирения.

    Исторические  предпосылки появления гностицизма  связаны с завоеваниями Александра Македонского, когда произошло столкновение и взаимодействие греческой и восточной культур. На западе в это время отмечается упадок теоретической мысли, этическое направление становится ведущим в эпикурейской, стоической и других философских школах, которые в своем скептическом пантеизме, близкому к атеизму, начинают уделять много внимания теологическим вопросам. Кризис греческой культуры в целом, и особенно философии, послужил укреплению религиозных настроений в Римской империи. Не удовлетворяясь умозрительными истинами философского знания, многие устремились к высшим таинственным знаниям, получаемым в мистериях. Произошло причудливое сочетание философско-абстрактного знания с религиозно-мистическим опытом. Характерной чертой такого подхода явилось стремление через откровение в себе божества получить особое знание, посредством которого можно получить совершенство и достичь спасения. Одновременно с этим развивается взгляд на божество как на сущность, которая трансцендентна по отношению к чувственному миру. В соприкосновении с божеством человеку в форме откровения дается особое «высшее знание», которое служит источником всякого другого знания.

    В дополнение к религиозному фактору, связанному с синкретической атмосферой эллинизма, еще одним фактором, послужившим распространению гностицизма, было социальное положение в ближневосточных городах. Гностицизм способствовал росту индивидуального самосознания, обособления, автономии и независимости от любых обстоятельств, включая отношение к официальным религиям. Сотериология гностицизма была направлена на полное отвержение видимого материального мира, что соответствовало скептическому образу, созданному в традиции «литературы мудрости», которая, как считают, сыграла важную роль в оформлении гностических идей. «Распространение гностицизма именно в поздней античности исторически обусловлено, с одной стороны, тем, что он таил в себе возможность для человека иным взглядом на вещи снять тяжесть одиночества… с другой стороны – тем, что идея самопознания была созвучна поздней античности как эпохе переходной, эпохе широких культурных контактов. Эти контакты вызывали в людях потребность определения себя в сравнении с иными культурными традициями и создавали многообразные возможности для этого». [?4, 154-155]

    Отражая сотериологические стремления своей  эпохи, гностицизм был по сути явлением религиозной жизни. Его особая популярность состояла в том, что основным содержанием  учения было учение о душе, ее бедственном положении в мире и о спасении. В подобной ориентации на внутренний мир человека М. Поснов видит сущность гностицизма. Гностицизм нельзя рассматривать как гомогенное движение, но только как систему родственных учений. Общей идеей всех гностических сект является получение особого знания, не столько теоретического, сколько знания как особой силы, дающей спасение. Такое «высшее знание» по своему внутреннему содержанию приближается к внутреннему созерцанию и отождествляется с благочестием.

    Обилие  гностических систем объясняется просто. «Все, чего желает сердце, - пишет  А. Дитрих, - об этом умоляет, или это вынуждает знающий гностик своих многочисленных богов» [2, 82] И поскольку желания сердца разнообразны, то и различны пути их удовлетворения. Отсюда понятно, почему более или менее значительные представители гностицизма составляли свои особые системы учений и культов.

    Основной  тенденцией гностицизма была его  антропологическая направленность. Идеи часто выражались в образной, часто поэтической форме. «Для нас – признать гнозис, как философию, кажется странным. Он распространялся не в виде философских трактатов. Скорее это были опыты поэтического изложения, не философские системы, а религиозные эпопеи». [3, 178]  Образность, характерная для поэтического стиля, была неотъемлемой частью гностических сочинений и требовала аллегорического толкования. К аллегориям гностики прибегали часто, дабы примирить новые взгляды с традиционными понятиями религии. «Они, посредством аллегорий, получали из Св. Писания известные отвлеченные положения, и затем эти отвлеченные положения опять-таки выражали в аллегориях, в картинах, в образах. Таким образом, они из одной таинственной загадки получали уже в обработанном виде другую загадку, давали решение первой, но предлагали его опять-таки в загадочной форме. Их учение производило эффект тем, что с первого раза понятно было только отчасти, но непонятно в своем глубоком основании и делалось понятным, по мере того, как гностики усовершались и восходили … от силы в силу». [3, 178-179]

    Как уже  было сказано, гностицизм был явлением религиозной жизни, чем определилась борьба Церкви с этим движением. Если бы гностицизм был только философией, то его спекулятивные идеи не были бы опасны широкой массе христиан, которые, как и большинство людей, стояли вдали от философии. «Поэтому отцы Церкви противостояли влиянию гностицизма, который был особенно опасен тем, что развивался внутри Церкви, прикрываясь христианской фразеологией…». [5, 26]

    Кроме того, гностические системы привлекали своих адептов посредством мистерий и магии. Мистерии присутствовали в греческих культах с древнейших времен, имея символическое значение. Гностики приобретали познание религиозно-мистическим путем: зачастую не лично усилие делало человека гностиком, а участие в мистериях гностической секты. Однако неверно считать гностицизм совершенно немыслимым без мистерий. Многие гностики умеренно обращались к мистериям, но во всех гностических сектах существовали особые ритуалы посвящения, нередко сопряженные с магическими действиями.

    Магия имела широкое распространение  в то время. Она захватила не только языческое, но и иудейское общество. Причем в последнем отношение  к ней было неоднозначным: одни отрицали магию как результат откровения, принятого от падших ангелов; другие делили магию на черную и белую и спокойно употребляли амулеты и заклинания, часто состоящие из имен Бога и ангелов.  Распространенность магии была столь велика, что, как метко подметил С. Трубецкой, даже Ориген в подтверждение заклинательной силы имен Бога ссылался на магию. [6, 393-394] По свидетельству св. Иринея много магических элементов присутствовало у последователей Василида и Карпократа, а Симон Волхв и Менандр, будучи магами, стояли у истоков гностицизма.

    В основе магии лежит познание тайн потустороннего мира, передающееся посредством предания от поколения к поколению. В магии сакральная сторона мистического познания находит свое практическое выражение. Если в мистериях находят удовлетворение созерцательные запросы человеческой души, то магия дает практическое применение знания. Если в мистериях создается иллюзия комфорта, наслаждения от соприкосновения с духовными сферами, то магия создает иллюзию безопасности и превосходства над земными силами. Спасения может достичь только тот, кто владеет магическими заклинаниями и знает истинные имена архонтов. Христос в гностических системах представлен всеведующей личностью, прошедшей все эманационные уровни и спустившейся на землю, чтобы сообщить людям истинное знание, позволяющее пройти все небесные сферы и соединиться с мировой душой.

    Радикальный дуализм – главный фактор в  гностической доктринальной структуре: абсолютному духовному началу противостоит материальное, либо как небытие, либо как активная злая сила. Происхождение  злого материального начала от Бога невозможно, почему вводится для устранения противоречия демиург: либо как впавшее в материю слабое духовное существо, либо как бунтующий ангел, творящий материальный мир вопреки воле Бога. В первом случае для соприкосновения Бога с материей создается путем эманаций духовный мир эонов – «плерома». Во втором случае дуализм выражен контрастнее. Спасение понимается как освобождение духа из уз материи. Сам процесс спасения есть результат духовного познания. Таким образом, Христос гностиков сообщает духовной природе человека познание его собственной природы. Через это познание душа обретает возможность освободиться из уз материи. Гностическая антропология тоже дуалистична: одни люди - пневматики (духовные) совершенные по природе, другие – психики (душевные) способные обрести совершенство, третьи – илики (плотские) обреченные на рабство плоти. Процесс освобождения от уз плоти, ее умерщвление может идти либо путем аскетизма, либо крайней распущенности.

    Рассмотрим  гностические системы согласно схеме, предложенной М. Посновым. «Вопрос о классификации гностиков является чрезвычайно трудным для решения и, собственно, остается открытым до настоящего времени, так как все опыты решения его гипотетичны». [2, 252]

    В рассматриваемый  период влияние восточных идей в Палестине выразилось в движении ессеев. Расцвет этого движения приходился на период с конца II века до Р.Х. по конец I века по Р.Х. Сведения о ессеях мы встречаем у Филона, Иосифа Флавия и Плиния Младшего. Ессейские общины строились на чисто иудейской основе, но в то же время почитание солнца, крайний аскетизм, знание тайных имен ангелов, особые обряды омовения и посвящения, дуалистический взгляд на природу человека, отрицание рабства и клятв – все это никак не вытекает из воззрений и социально-религиозной структуры иудеев. Очевидно внешнее влияние. Налицо гностический характер: религиозная сотериологическая направленность, дуалистическая антропология и исходящее из нее иерархическое устройство общины. По всей видимости, вероучение ессеев отражалось в особых книгах, которые до нас не дошли.

    В тесной связи с ессеями стоят терапевты, которые представляли собой своего рода монашеские общины, ведущие аскетический образ жизни и состоявшие в основном из иудеев египетской диаспоры. Вся информация, которой мы о них располагаем, содержится в трактате Филона Александрийского «О созерцательной жизни». Терапевты посвящали себя созерцательной благочестивой жизни, отрицали всякую собственность и жили уединенно в пустыне, проводя время в посте и изучении Св. Писания, в толковании которого у них преобладал аллегорический подход. Тору они уподобляли живому существу, телом которого были буквальные предписания, а душу составлял невидимый смысл, скрытый в словах. По всей видимости, основное содержание их деятельности сводилось к примирению иудаизма и эллинизма в синкретическом духе при помощи аллегорического толкования. Насколько они были связаны с ессеями судить трудно. Несомненно одно, что между этими двумя группами много сходства, что позволяет думать об общем источнике происхождения.

Информация о работе Гностицизм