Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 09:43, реферат
Бог дал нам Библию и нам важно понимать, что Библия — неземная книга. Написание которой было инспирировано Самим Богом и провидению Которого она дошла до нас. Если Библия действительно богодухновенная книга, мы должны рассматривать ее уникальность не только в отношении передачи ее текста из поколения в поколение, но и ответить на вопрос, что же отличает книги Библии от остальных религиозных, но не богодухновенных книг.
Введение 3
Происхождение термина «канон Ветхого Завета» 4
Критерии каноничности 5
Необходимость канона 6
Ветхозаветный канон в иудаизме 7
Ветхозаветный канон в христианстве 8
Заключение 9
Список использованной литературы 10
ЗАОЧНЫЙ ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ
ФАКУЛЬТЕТ ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ
РЕФЕРАТ
По предмету:
«Введение в Ветхий Завет»
На тему:
«Формирование канона Ветхозаветных книг»
Студент 1 курса: Дыков Н.В.
Группа ПС-8
Преподаватель: Жидяев С.В.
Москва 2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Происхождение термина «канон Ветхого Завета»
Критерии каноничности
Необходимость канона
Ветхозаветный канон в иудаизме
Ветхозаветный канон в христианстве
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Бог дал нам Библию и нам важно понимать, что Библия — неземная книга. Написание которой было инспирировано Самим Богом и провидению Которого она дошла до нас. Если Библия действительно богодухновенная книга, мы должны рассматривать ее уникальность не только в отношении передачи ее текста из поколения в поколение, но и ответить на вопрос, что же отличает книги Библии от остальных религиозных, но не богодухновенных книг. Другими словами: Какие книги относятся к Библии, а какие нет? Кто определяет это? На основе чего? Этим небольшим исследованием мы попытаемся ответить на поставленные вопросы.
Начнем с некоторых терминов и определений, которые будут встречаться в этой работе
Происхождение термина «канон Ветхого Завета»
Термин «Ветхий Завет» состоит из древнегреческих слов, обозначающих буквально завещание или соглашение, которое было раньше. В библейском мире «завет» был широко распространённым типом взаимоотношений, и выражался в торжественном соглашении сторон, сопровождаемом произнесением клятв. Завет, заключённый между людьми, часто означал взаимный договор о сотрудничестве или о мире. Завет мог быть договором между частными лицами, царями или государствами. Особым видом являлся завет, заключаемый между Богом и человеком. Такой завет имеет сходство с договором о предоставлении прав правителем своим подданным, широко распространённым на Ближнем Востоке (Быт.9:1-17).
Впервые термин «Ветхий Завет» появляется в Библии в Новом Завете во втором послании Апостола Павла к Коринфской Церкви (2 Кор.3:14), где он связывается с Моисеевым Законом, записанным в Пятикнижии, и возможно, автор традиционно понимает его как обязательство, наложенные Богом на народ . Также этот термин употребляют впервые во ll в. н.э. в своих работах раннехристианские писатели, такие как: Мелитон Сардийский, Ориген.
Слово «канон» пришло в наш язык из греческого, однако первоначально оно происходит из древнееврейского "канех", что означает "трость". Трость использовалась в качестве мерила длины (ср. Иез. 40,3), и вследствие этого слово «канех» получило также значение масштаба, стандарта, правила. В этом значении оно используется и в Новом Завете (например, Гал. 6,16), первоначально его употребляли и отцы Церкви. Ориген называл Писание каноном, понимая под этим «принципы веры и жизни». Лишь к началу lll века это слово стало использоваться в нашем сегодняшнем значении, а именно - как список книг, обладающих божественным авторитетом. Следует проводить различие между этими двумя определениями, несмотря на их внешнее сходство. В активном смысле книга считается канонической потому, что обладает божественным авторитетом, благодаря чему она задает стандарты, принципы христианской жизни, а в пассивном смысле книга считается канонической потому, что ее содержание удовлетворяет требованиям, предъявляемым к богодухновенным книгам.
Айхгорн утверждал, что существование древних еврейских манускриптов этих книг, еще не говорит об их каноничности. Так, древние книги: «Книга Праведного» (см. Ис. Нав. 10,13) и «Книга браней Господних»(см. Исх. 21,14) в канон не были включены. Также нельзя допустить, как утверждал Хинциг, что принадлежность книги к канону определялась ее написанием на «освященном» еврейском языке. Некоторые древние писания, созданные на еврейском языке, далеко не всеми и не сразу считались каноническими, а написанные на арамейском языке части Ветхого Завета, например, Езд. 4,8-6; 7,12-26; Иер. 10,11 и Дан. 2,4-7,28, беспрепятственно были включены в Библию. И точка зрения Вильдебеера, согласно которой решающим было отсутствие противоречий между текстом и Торой, не объясняет сути дела. Конечно, все книги Ветхого Завета согласуются с Торой, но существует много книг, также не противоречащих ей, которые, однако, не являются каноническими. Кроме того, это утверждение не объясняет, почему сама Тора является канонической. Таким образом, нам необходимо понять критерии, на основании которых книга могла быть признана канонической.
Критерии каноничности
Критерий пророчества
Важнейшим критерием, бесспорно, был пророческий характер книги. Например, если какой-либо известный пророк писал книгу, то для всех было очевидным, что ее текст был не плодом человеческого разума, а вдохновением Святого Духа (2 Пет. 1,20-21). Бог говорил с отцами еврейского народа через пророков (Евр. 1,1). С одной стороны, не известно ни одного случая, когда действительно пророческая книга отвергалась как неканоническая, с другой стороны, книги, не отвечавшие этим требованиям, тотчас отвергались верующими (2 Фес. 2,2; ср. также 1 Иоан. 2,18; 4,1-3; 2 Кор. 11,13).В Ветхом Завете мы находим исключительно книги пророков: сначала Пятикнижие Моисея, бывшего пророком (Втор. 18,15.18), затем книги ранних и поздних пророков (предположительно Иисуса Навина, Самуила, Иеремии и Ездры, далее - Исаии, Иеремии, Иезекеиля и 12-ти «малых пророков») и, наконец, группу "писаний", также являющихся пророческими, хотя и не всегда их авторы были пророками «по профессии» (например, цари Давид и Соломон, государственный деятель Даниил). Пророческий характер этих писаний подтверждается и тем, что первоначально Ветхий Завет делился не на три части (Закон, Пророки, Писания), а на две. Во время и после вавилонского плена говорили о «Законе (Моисея)» и «Пророках» (Дан. 9,2.6.11; Зах. 7,12; Неем. 9,14.29). Ветхий Завет, таким образом, состоит исключительно из книг, написанных людьми с пророческим призванием и даром (и потому движимыми Духом Божьим).
Критерий авторитета
Второй критерий — божественный авторитет книги. Каждая книга Библии говорит в повелительном тоне и от имени самого Бога, часто даже с безапелляционным "так говорит Господь", "было слово Господне ко мне" или "сказал мне Господь". В исторических книгах мы встречаем повелительные высказывания о действиях Господа, в пророческих и поучительных - такие же повеления относительно того, как должны поступать верующие. Распознать этот истинный, божественный авторитет не всегда легко. Были книги, относительно которых с самого начала было неясно, наделены ли они этим авторитетом. Примером тому может послужить книга Есфирь, в которой имя Господа вообще не упоминается ни одного раза. Тот факт, что эта книга Библии была признана канонической лишь после долгих колебаний, вовсе не должен нас беспокоить: он указывает на то, что составление производилось не наспех, а было большим, кропотливым трудом. Если книга не могла подтвердить свою богодухновенность, она отвергалась.
Другие критерии
Если пророческий характер и/или божественный авторитет книги трудно поддается выявлению, как это было с книгой Есфирь,то третий критерий - это духовная сила книги. "Слово Божие живо и действенно" (Евр. 4,12), поэтому чтение богодухновенных книг может привести человека к вере в Иисуса Христа, так как "все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 13,16). Четвертым критерием каноничности является историческая и догматическая достоверность ее содержания. Этот критерий использовался в основном в негативном смысле: каждая книга, содержание которой очевидно не согласовывалось с более ранними Божьими откровениями, объявлялась неканонической на основе простого рассуждения, что Слово Божье должно быть истинным и последовательным. Если книга не содержала исторических искажений, то из этого вовсе еще не следовало, что она является канонической, но если такие искажения исторической действительности обнаруживались, она тотчас отвергалась.
Необходимость канона.
Существовала большая нужда в общепринятом списке канонических книг, чтобы на их основе достичь единства всех христианских церквей и групп. В отношении канона Ветхого Завета эта проблема была не так велика, потому что израильтяне образовали маленький и тесный круг общения, и их книги первоначально имели лишь небольшое распространение. Эта проблема возникла для них лишь после 70 года н.э., когда после полного разрушения Иерусалима иудейские общины были рассеяны по всему миру. Также в это время в обращении было очень много христианских писаний и для евреев возникла необходимость разработки официального ветхозаветного канона, который и был позже установлен Талмудом. На это существовало три основные причины:
(а) Догматическая: в 140-м году в Риме объявился лжепророк Маркион, провозглашавший новое учение и уже вскоре приобретший много последователей. Он без стеснения полностью отвергал весь Ветхий Завет и предлагал сильно урезанный канон Нового Завета, включавший только Евангелие от Луки и послания Павла (кроме Посл. Титу и Тимофею), к тому же переделанные им по собственному усмотрению! Поэтому перед отцами Церкви встала задача не составить "альтернативный канон", а вообще показать всем христианам, как же выглядел принятый в то время канон Нового Завета. Все христиане должны были знать, на какие книги они могли полагаться в вопросах веры.
(б) Церковная: Во многих церквях, прежде всего восточных, читались книги, зачастую имевшие большой авторитет, но спорное содержание. И после признания их неканоническими в церквях все еще читались вслух некоторые книги поучительного содержания, поэтому они и встречаются во многих старых рукописях, как, например, в Синайском кодексе. Но вопрос о том, какие книги поучительного характера являются каноническими, а какие - нет, нуждался в четком ответе, особенно в связи с началом перевода Библии на другие языки.
(в) Мирская: Когда в 303 году н.э. в Римской империи началось последнее жестокое гонение на христиан, император Диоклетиан издал повеление об уничтожении всех новозаветных писаний. Для этого все церкви были обязаны в определенный срок сдать все имеющиеся у них в наличии священные свитки. Но верующие рассматривали исполнение этого предписания как открытый отказ от Бога и пытались задобрить власти сдачей свитков неканонических писаний в надежде, что "жандармы" не заметят разницы. Таким своеобразным способом уже первые христиане провели четкую границу между каноническими и неканоническими книгами Библии.
Ветхозаветный канон в иудаизме
Начиная с эпохи Моисея религия евреев опиралась на растущий свод священных законов. Наиболее ранними из них были, вероятно, десять заповедей, высеченных на каменных скрижалях. Первой книгой, признанной в качестве канонической, была Книга Закона, найденной в иерусалимском храме в 621 г. до н.э., в царствование Иосии (4Цар.22:8-13).
Однако процесс написания и редакции других текстов, вошедших затем в Пятикнижие, продолжался вплоть до времени реформ Ездры и Неемии (V в. до н.э.). Эти реформы также представляют собой важный этап развития ветхозаветных священных текстов и признания книг Закона в качестве авторитетного текста (1 Ездра 9-10, Неемия 8-9). С этого времени Закон (евр. «Тора») стал играть важнейшую роль в жизни иудейской общины. На это указывает важное письменное свидетельство - Письмо к Аристею (II в. до н.э.), где говорится о том, что в первую очередь на греческий язык были переведены книги Закона (280 г. до н.э.).
Новый Завет цитирует в качестве священного авторитета почти все ветхозаветные книги; это справедливо и для тех кетубиим (или Писаний), относительно которых многие люди полагают, что были включены в канон намного позже. Единственные ветхозаветные книги, не цитируемые в Новом Завете, - это книги Судей, Руфи, Паралипоменон, Есфирь и Песни Песней; при этом, однако, события, описанные в книгах Судей (Евр. 11,32) и Паралипоменон (2 Пар. 24,20 - в Матф. 23,35), упоминаются как факты, а Иисус Христос в Матф. 9,15 ясно указывает на себя как на жениха из Песен Песней. С другой стороны, в Новом Завете содержатся и авторитетные ссылки на события, описанные в апокрифических книгах (см. 2 Тим. 3,8; Иуд. 9.14), что, однако, еще не говорит об авторитете самого цитируемого источника.
Как мы уже видели. Новый Завет подтверждает деление Ветхого на три части — Закон (Тора), Пророки (Небиим) и Писания (Кетубиим) (Лук. 24,44), причем последние два раздела часто объединялись под общим названием "Пророки" (см. выше). Деление Ветхого Завета на три части впервые встречается в предисловии, которым переводчик снабдил переведенную в 132 году до н.э. на греческий язык апокрифическую книгу Иисуса, сына Сирахова. В этом предисловии он несколько раз говорит о Законе, Пророках и "остальных книгах".