Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:50, контрольная работа
Выбор данной темы для моей работы обусловлен несколькими важными моментами: прежде всего - ознакомление с основными идеями древнеиндийской религии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть её идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Индии и по сей день.
Для того чтобы идти по правильному пути и достичь конечной цели — освобождения, следует соблюдать добродетель (дхарму) десяти различных видов: прощение, терпение, честность, правдивость, чистоту, воздержание, строгость к себе (внешнюю и внутреннюю), жертвенность, непривязанность к внешнему миру, безбрачие.
5. Великие обеты
Как освобождение возможно
лишь при соблюдении всех джайнских
добродетелей, так правильное поведение
возможно лишь после принятия пяти
великих, которым отведено особое и
можно сказать центральное
С принятием этих обетов джайн отрекается от мира, своего прошлого и в конечном счете здешнего, посюстороннего существования. Следуя за тиртханкарами по указанному “броду” (“тиртханкар” значит “создательброда”), ниргрантха пересекат нескончаемый поток рождений и смертей и достигает берега, своей конечной цели, — освобождения или нирваны. Освобождение — это своего рода изгнание материи из души. Кармическое вещество загрязняет душу, и поэтому для освобождения необходимо сначала приостановить приток материи, а затем уничтожить всю материю в душе. Такое уничтожение материи — акт, делающий джайна неподвластным внешнему миру и избавляющий его от всяких оков и пут. Ниргрантха достигает состояния, которое ничем не обусловлено и ни от чего не зависит. Освобождение лишается всяких свойств.
Для тех, кто достиг высшей
ступени совершенства, кому нирвана
уже обеспечена, после 12 лет подготовительного
периода, состоящего из длительных постов
и голоданий, разрешается религиозная
смерть путем отказа от пищи. Но столь
ужасная, долгая и мучительная, по представлениям
мирянина и домохозяина, смерть вовсе
не обязательна для каждого
6. Ачаранга-сутра
Ачаранга-сутра принадлежит к числу древнейших книг джайнского канона, или, точнее, канона шветамбаров, представителей одной из основных школ джайнизма. По мнению Г. Джакоби, известного исследователя и переводчика священных текстов джайнов, написание Ачаранги-сутры можно отнести к первой половине 3 в. до н. э., так как именно в это время был созван собор в Паталипутре (Патне) с целью канонизации священных писаний. Тогда были собраны воедино 11 ангов, первой из которых и является Самаика, как иногда называют Ачарангу-сутру. Уже из самого названия сутры видно, о чем она повествует: “acara” в переводе с санскрита означает “образ жизни”, “поведение”, “обычай”.
Ачаранга-сутра состоит из двух книг, подразделяющихся в свою очередь на лекции и уроки. Книги сутры отличаются друг от друга и по стилю, и по способу рассмотрения предмета. Первая книга, более древняя, написана в афористичной манере. По содержанию это скорее философский трактат со стихотворными вставками, рассказывающий о причинах страданий в этом мире, о зависимости и о пути освобождения. Повествование ведется от лица одного из одиннадцати главных учеников-ганадхаров и последователей Махавиры — Судхармана, передающего учение джайнов своему ученику Гамбусвамину. Вторая же книга сутры более нормативна, она содержит практические правила и предписания, направленные на то, чтобы регулировать повседневный быт монахов и монахинь, которые, согласно наставлениям тиртханкаров, ведут аскетическую жизнь, выполняя пять великих обетов.
Ниже приводятся пять великих обетов так, как они описаны в Ачаранге-сутре:
1. Первый великий обет, Господин, гласит так:
Я отказываюсь от всякого убийства живых существ, малых или больших, движущихся или неподвижных. Я сам не буду убивать живые существа, не буду заставлять других делать это, не буду позволять это. До тех пор, пока я жив, я исповедаю и порицаю, раскаиваюсь и освобождаю себя от этих грехов трижды тройным путем: в уме, речи, теле.
2. Второй великий обет гласит так:
Я отказываюсь от всех пороков лживой речи, являющейся результатом гнева или жадности, или страха или радости. Я сам не буду говорить ложь, не буду позволять другим говорить ложь. Я исповедаю и порицаю, раскаиваюсь и освобождаю себя от этих грехов трижды, тройным путем: в уме, речи и теле.
3. Третий великий обет гласит так:
Я отказываюсь брать все то, что не дано, будь то в селении или в городе, будь то мало или много, малые или большие, живые или безжизненные вещи. Я не буду сам брать то, что не дано, ни заставлять других брать это, ни позволять им брать. До тех пор, пока я жив, я исповедаю и порицаю и т.д.
4. Четвертый великий обет гласит так:
Я отказываюсь от всех плотских удовольствий как с богами, так и с женщинами или мужчинами. Я не буду уступать чувственности (далее как в предшествующем обете), освобождаю себя.
5. Пятый великий обет гласит так:
Я отказываюсь от всех привязанностей, будь то многих или немногих, живых или безжизненных, я не буду ни сам испытывать такие привязанности, ни заставлять других поступать так, ни позволять такого поведения и т.д. (далее как в предшествующем обете).
Тот, кто хорошо выполняет эти великие обеты и их пункты, является настоящим Бездомным, если он, согласно священному знанию, наставления и пути верно осуществляет, поддерживает, выполненяет, объясняет, упрочивает и, согласно наставлению, совершает их.
Заключение
Индийская философия —
это истинно "живые плоды", пpодолжающие
питать своими соками миpовую человеческую
мысль. Индийская философия сохpанила
полную пpеемственность. И ни одна философия
не оказала такого сильного воздействия
на Запад, как индийская. Поиск "света,
котоpый идет с Востока", "истины
о пpоисхождении pода человеческого",
котоpым были заняты многие философы, теософы,
и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже
нашего века — очевидное свидетельство
той живой связи, котоpая соединяет
западную культуpу с Индией. Индийская
философия — это не только экзотика,
а именно та пpитягательность целительных
pецептов, котоpые помогают человеку выжить.
Главная ценность дpевнеиндийской
философии состоит в ее обpащении
к внутpеннему миpу человека, она
откpывает миp возможностей нpавственной
личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется
тайна ее пpитягательности и живучести.
Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил
достоинство человека, способного стать
нравственной личностью. Ему не надо
искать бога, он сам есть во всем. Буддизм
и джайнизм противопоставили внешнему
материальному миру уход от него, растворение
в Нирване. Это был огромный прыжок
человеческого духа от полной зависимости
от материального мира, кастовости
и т.п. к свободе. Совершив этот гигантский
переход, говорил В. Соловьев, индийское
сознание надолго истощило свои силы.
Тем не менее джайнистское учение
и сегодня имеет не мало сторонников
(несколько миллионов
Список литературы
1. Немировская Л.З., Философия, учебное пособие, М., 1996.
2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
3. Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.
4. Железнова Н.А. Введение
в этическую проблематику
5. Введение в философию,
уч-к для ВУЗов, часть 1,М:
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
1 Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.
2 Немировская Л.З. Философия: История и теория. Учебное пособие.. М.: РосНОУ, 2007 – c.21
3 Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:Высш. шк., 1994 .- с.87
4 Цитируется по книге Р. Радхаккришнана “Индийская философия”.М.,1956.Т.1.с.275.
5 Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:Высш. шк., 1994 .- с.88