Джайнизм: доктрина и ритуалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Выбор данной темы для моей работы обусловлен несколькими важными моментами: прежде всего - ознакомление с основными идеями древнеиндийской религии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть её идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Индии и по сей день.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 34.90 Кб (Скачать)

Для того чтобы идти по правильному  пути и достичь конечной цели —  освобождения, следует соблюдать  добродетель (дхарму) десяти различных  видов: прощение, терпение, честность, правдивость, чистоту, воздержание, строгость  к себе (внешнюю и внутреннюю), жертвенность, непривязанность к  внешнему миру, безбрачие.

 

5. Великие обеты

 

Как освобождение возможно лишь при соблюдении всех джайнских  добродетелей, так правильное поведение  возможно лишь после принятия пяти великих, которым отведено особое и  можно сказать центральное место  в этической системе Джины. Без  них невозможно себе представить  ни философское, ни тем более религиозное  учение Махавиры, так как эти великие  обеты содержат самую суть, квинтэссенцию  джайнизма. Может быть, благодаря  именно обетам он остается и по сей  день живой, неумирающей религией, которая  имеет многочисленных последователей и проповедников, оказывающих несомненное  влияние на политическую, культурную и, конечно, религиозную жизнь современной  Индии.

С принятием этих обетов джайн отрекается от мира, своего прошлого и в конечном счете здешнего, посюстороннего существования. Следуя за тиртханкарами  по указанному “броду” (“тиртханкар” значит “создательброда”), ниргрантха пересекат нескончаемый поток рождений и смертей и достигает берега, своей конечной цели, — освобождения или нирваны. Освобождение — это  своего рода изгнание материи из души. Кармическое вещество загрязняет душу, и поэтому для освобождения необходимо сначала приостановить приток материи, а затем уничтожить всю материю  в душе. Такое уничтожение материи  — акт, делающий джайна неподвластным внешнему миру и избавляющий его от всяких оков и пут. Ниргрантха достигает состояния, которое ничем не обусловлено и ни от чего не зависит. Освобождение лишается всяких свойств.

Для тех, кто достиг высшей ступени совершенства, кому нирвана  уже обеспечена, после 12 лет подготовительного  периода, состоящего из длительных постов и голоданий, разрешается религиозная  смерть путем отказа от пищи. Но столь  ужасная, долгая и мучительная, по представлениям мирянина и домохозяина, смерть вовсе  не обязательна для каждого монаха. Даже на этот подвиг он должен получить разрешение от своего учителя (гуру), да и то после длительной подготовки. Словом, каждый сам выбирает свой путь. Монах или монахиня, ставшие на путь указанный Махавирой, твердо знают, что они достигнут своей цели, надо только идти, не останавливаясь, не сомневаясь в вере, не поддаваясь слабости, и тогда в конце они увидят яркий свет истины и освобождения — свет свободы, свет,  ради которого стоило отречься от мирской жизни, полной страданий и печали. Счастье и  независимость человека — в руках  самого человека. Только он сам может  помочь себе, а не искать спасителей своей души вне ее.

 

6. Ачаранга-сутра

 

Ачаранга-сутра принадлежит  к числу древнейших книг джайнского канона, или, точнее, канона шветамбаров, представителей одной из основных школ джайнизма. По мнению Г. Джакоби, известного исследователя и переводчика  священных текстов джайнов, написание  Ачаранги-сутры можно отнести  к первой половине 3 в. до н. э., так  как именно в это время был  созван собор в Паталипутре (Патне) с целью канонизации священных  писаний. Тогда были собраны воедино 11 ангов, первой из которых и является Самаика, как иногда называют Ачарангу-сутру. Уже из самого названия сутры видно, о чем она повествует: “acara”  в переводе с санскрита означает “образ жизни”, “поведение”, “обычай”.

Ачаранга-сутра состоит  из двух книг, подразделяющихся в свою очередь на лекции и уроки. Книги  сутры отличаются друг от друга и  по стилю, и по способу рассмотрения предмета. Первая книга, более древняя, написана в афористичной манере. По содержанию это скорее философский  трактат со стихотворными вставками, рассказывающий о причинах страданий  в этом мире, о зависимости  и  о пути освобождения. Повествование  ведется от лица одного из одиннадцати главных учеников-ганадхаров и последователей Махавиры — Судхармана, передающего учение джайнов своему ученику Гамбусвамину. Вторая же книга сутры более нормативна, она содержит практические правила и предписания, направленные на то, чтобы регулировать повседневный быт монахов и монахинь, которые, согласно наставлениям тиртханкаров, ведут аскетическую жизнь, выполняя пять великих обетов.

Ниже приводятся пять великих  обетов так, как они описаны в  Ачаранге-сутре:

1. Первый великий обет, Господин, гласит так:

Я отказываюсь от всякого  убийства живых существ, малых или  больших, движущихся или неподвижных. Я сам не буду убивать живые  существа, не буду заставлять других делать это, не буду позволять это. До тех  пор, пока я жив, я исповедаю и  порицаю, раскаиваюсь и освобождаю себя от этих грехов трижды тройным  путем: в уме, речи, теле.

2. Второй великий обет  гласит так:

Я отказываюсь от всех пороков  лживой речи, являющейся результатом  гнева или жадности, или страха или радости. Я сам не буду говорить ложь, не буду позволять другим говорить ложь. Я исповедаю и порицаю, раскаиваюсь  и освобождаю себя от этих грехов трижды, тройным путем: в уме, речи и теле.

3. Третий великий обет  гласит так:

Я отказываюсь брать все  то, что не дано, будь то в селении  или в городе, будь то мало или  много, малые или большие, живые  или безжизненные вещи. Я не буду сам брать то, что не дано, ни заставлять других брать это, ни позволять им брать. До тех пор, пока я жив, я  исповедаю и порицаю и т.д.

4.  Четвертый великий  обет гласит так:

Я отказываюсь от всех плотских удовольствий как с богами, так  и с женщинами или мужчинами. Я не буду уступать чувственности (далее  как в предшествующем обете), освобождаю себя.

5.  Пятый великий обет  гласит так:

Я отказываюсь от всех привязанностей, будь то многих или немногих, живых  или безжизненных, я не буду ни сам  испытывать такие привязанности, ни заставлять других поступать так, ни позволять такого поведения и  т.д. (далее как в предшествующем обете).

Тот, кто хорошо выполняет  эти великие обеты и их пункты, является настоящим Бездомным, если он, согласно священному знанию, наставления и пути верно осуществляет, поддерживает, выполненяет, объясняет, упрочивает и, согласно наставлению, совершает их.

 

 

Заключение

 

Индийская философия —  это истинно "живые плоды", пpодолжающие питать своими соками миpовую человеческую мысль. Индийская философия сохpанила  полную пpеемственность. И ни одна философия  не оказала такого сильного воздействия  на Запад, как индийская. Поиск "света, котоpый идет с Востока", "истины о пpоисхождении pода человеческого", котоpым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже  нашего века — очевидное свидетельство  той живой связи, котоpая соединяет  западную культуpу с Индией. Индийская  философия — это не только экзотика, а именно та пpитягательность целительных pецептов, котоpые помогают человеку выжить. Главная ценность дpевнеиндийской  философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она  откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется  тайна ее пpитягательности и живучести. Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил достоинство человека, способного стать  нравственной личностью. Ему не надо искать бога, он сам есть во всем. Буддизм  и джайнизм противопоставили внешнему материальному миру уход от него, растворение  в Нирване. Это был огромный прыжок человеческого духа от полной зависимости  от материального мира, кастовости и т.п. к свободе. Совершив этот гигантский переход, говорил В. Соловьев, индийское  сознание надолго истощило свои силы. Тем не менее джайнистское учение и сегодня имеет не мало сторонников (несколько миллионов приверженцев, в основном принадлежащих к торговым и ремесленным кругам, т.к. ахинса делает невозможным для джайна земледелие), и оказывает известное влияние  в современной Индии на культурную, религиозную и политическую жизнь  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Немировская Л.З., Философия,  учебное пособие, М., 1996.

 

2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

 

3. Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.

 

4. Железнова Н.А. Введение  в этическую проблематику Ачаранги-сутры. //Вестник Московского Университета, серия 7, философия, 1994, №4, с. 43-57.

 

5. Введение в философию,  уч-к для ВУЗов, часть 1,М:Издательство  политической литературы, 1989.

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

  1. http://www.cooldoclad.narod.ru/
  2. http://ru.wikipedia.org/
  3. http://www.twirpx.com/

1 Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.

2 Немировская Л.З.  Философия: История и теория. Учебное пособие.. М.: РосНОУ,  2007 – c.21

3 Основы   религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:Высш. шк.,  1994 .- с.87

4 Цитируется по книге Р. Радхаккришнана “Индийская философия”.М.,1956.Т.1.с.275.

5 Основы   религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:Высш. шк.,  1994 .- с.88


Информация о работе Джайнизм: доктрина и ритуалы