Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:50, контрольная работа
Выбор данной темы для моей работы обусловлен несколькими важными моментами: прежде всего - ознакомление с основными идеями древнеиндийской религии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть её идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Индии и по сей день.
Введение
Выбор данной темы для моей работы обусловлен несколькими важными моментами: прежде всего - ознакомление с основными идеями древнеиндийской религии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть её идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Индии и по сей день.
Пеpвые попытки человека
осмыслить окpужающий миp — живую
и неживую пpиpоду, космическое
пpостpанство, наконец, самого себя —
следует отнести к тому пеpиоду
человеческоого существования (пpедположительно
его можно датиpовать втоpым тысячелетием
до нашей эpы), когда человек в
пpоцессе эволюции, пpежде всего умственной,
начал диффеpенциpовать
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Дpевнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
Для древнеиндийской философии
характерно развитие в рамках определенных
систем, или школ, и деление их
на две большие группы. первая группа
— это ортодоксальные философские
школы Дpевней Индии, признающие
авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.),
Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.),
Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика
(VI-V в. до н.э.)). Втоpая гpуппа — неоpтодоксальные
школы, не пpизнающие автоpитет Вед (Буддизм
(VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята). Джайнизм,
которому посвящена данная работа,
принадлежит к последней
Джайни́зм (санскр. jaina от санскр.jina «победитель») — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н. э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 4,9 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других 1частях мира.
Ядром литературы джайнизма
является канон шветамбаров (буквально
—одетых в белое), одного из направлений
джайнизма, составленный в конце 4в.до
н. э. И приобретший окончательную
форму около около 10-11 вв. Более
ортодоксальные дигамбары (буквально
— одетые в воздух) признают аутентичными
только древнейшие части этого канона.
Среди неканонической литературы наибольшее
значение имеют сочинения Умашвати
(4-5 вв.), первого систематизатора
джайнизма, в частности его “
Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, выступал против крайностей ритуализма и абстрактного догматизма брахманистско-ведийского мировоззрения и в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. Особенностью джайнизма, в отличие от буддизма, является меньшая внутренняя цельность, более тесная связанность с отвергаемым брахманизмом, обусловившая присутствие в нем как черт догматизма, так и собственно “ритуализма”.
В основе джайнизма лежит
утверждение определяющего
Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого является подчеркивание джайнизмом различия между идеальным и обычным состоянием, религиозной и светской моралью. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения (в частности принципа ахинсы — непричинения малейшего вреда живому) — характерная особенность этической системы джайнизма.
Признав единицей своего плюралистического универсума не текучее, а ставшее, не деятельность, а субстанцию, джайнизм в отличии от буддизма строго онтологичен, однако в отличии от брахманизма он дуалистичен. В основе этой промежуточной философской позиции джайнизма лежит одновременно отрицание — как в буддизме — неизменного начала (разумности вещей) и признание — подобно брахманизму — этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная активность человеческой личности (что подчеркивается крайним аскетизмом). Джайнизм, как и буддизм, утверждает в конечном итоге имманентность божественного человеку при признании равенства всего существующего.
2. Вардхамана.
Джайнизм возник в VI в. до н.э. на почве несогласия с социальной дифференциацией, освященной Ведами. Джайнизм – это "школа мудрецов". 2 Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей — Вардхамана (Махавира), по прозвищу победитель ("Джина").
О жизни подлинного Махавиры, исторической личности, основателя философии и религии джайнизма, индологам известно не так уж и много. Даты рождения и смерти Махавиры не определены точно, но ясно что он жил в 6 в. до н.э. Одни авторы утверждают, что он умер в 528 г. до н.э., другие считают, что это произошло в 468 г. до н.э.
Махавира родился недалеко
от Вайшали, в северном Бихаре. Он принадлежал
к широко известному клану кшатриев
и был родственником правящей
фамилии Вайшали — Личчхави. Тридцать
лет он вел жизнь семьянина, а
затем стал аскетом и в течении
12 лет скитался по Индии, подвергая
себя различным лишениям и жесточайшему
самоистязанию. Когда Махавире исполнилось
42 года, он достиг высшего знания (кевала)
и стал известен как джина (“победитель
страстей”) или ниргрантха (“свободный
от мирских цепей”). От этих названий
произошли имена его учеников
и последователей — джайнов или
ниргрантхов. Остальные 30 лет Махавира
потратил на проповедь своего учения
в Магадхе, Анге, Митхиле и Косале.
До нас дошли сведения, что он
установил тесные личные связи с
могущественными правителями
Считается, что Махавира был лишь двадцать четвертым тиртханкаром джайнизма и получил свое знание от своего учителя Паршвы, двадцать третьего тиртханкара. К четырем великим обетам Паршвы Махавира добавил еще один — безбрачие (брахмачарья). Но от великих предшественников Джины фактически ничего не дошло, кроме легенд и жизнеописаний, поэтому традиционно основателем джайнизма принято считать Махавиру Вардхаману.
Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения - нирваны, является самосовершенствование души. Не признавая существования бога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир - изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны, прервать цепь перерождений может лишь аскет, а не мирянин, и потому в религиозных установлениях столь большое значение придается аскетической практике3.
В основе этики джайнизма лежат так называемые “три жемчужины”: правильная вера, правильное познание и правильное поведение, а также ахимса — непричинение зла живому существу. “Вера в реальное существование, или таттвы, — это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и ошибок — правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира — правильное поведение”4. Правильная вера — это вера в учение Махавиры и почтительное отношение к истине. Вера — основа основ, без нее не может быть ни правильного познания, ни правильного поведения. Вера — это дверь, ведущая в бесконечный мир истины. Но с другой стороны, совершенная вера может быть только результатом совершенного знания, которое служит отправным пунктом по пути к освобождению (мокше). Знание сообщается джайну учителем и его получают из правильно понятых текстов священных книг. Знание должно быть двояким: оно включает понимание и самоотречение. Невежество — причина страстей, а те, в свою очередь, причины страданий и зависимости. Люди, не понимающие причин греха и не отвергающие их, обречены на новые рождения и новые страдания. Грех, согласно джайнистским воззрениям и как это явствует из Ачаранги‑сутры, состоит в причинении вреда любым живым существам, в насилии, а также в стремлении к удовольствиям и наслаждениям, в привязанности к этому “страдающему и жалкому” миру. Души тех, кто подвержен греху, заполнены кармой, а потому они слепы и не могут видеть свет истинного учения. Как говорит Ачаранга-сутра: “Немудрые спят, мудрецы всегда бодрствуют”.
Только знающий герой, мудрец, свободен от этого мира. Он равнодушен к мирским страстям. Он завоевал мир, ибо победил себя. Немудрые, не имеющие правильного знания, подвержены притоку чуждой материи в душу и связанности. Последняя вызывается ложной верой, отказом от самоотречения, беззаботностью, страстями и колебаниями, вызываемыми в душе умом, телом и речью. Лишь тот, кто победил себя, познал истину учения Джины.
В то время как связанность
является результатом дурной кармы,
приостановление и прекращение
ее влияния — результат
4. Аскетизм в джайнизме
Вообще, джайнизм считает аскетизм (тапас) одним из самых мощных, сильнодействующих средств для разрушения влияния кармы и прошлых деяний. Не зря говорят, что этика джайнизма — этика аскетизма. Дословно “тапас” означает “выжигание”. Аскеза — это тот огонь, на котором сгорают человеческие грехи. С ее помощью ниргрантха “выжигает” в своей душе все то, что привязывает его к этой жизни. Тапас может быть внешним и внутренним. Внешняя аскеза связана с телом, тогда как внутренняя— относится к контролю над умом и умственной жизнью. Тапас тела — это строгий пост, ограничение в пище и разнообразные подвиги ради веры. Тапас ума включает правильную веру, почтение к учителям (гуру) и священным текстам и изучение писаний джайнов. А главное — нельзя совершать насилие, даже в мыслях. Грех, совершенный лишь мысленно, все равно остается грехом и затемняет душу, увеличивая приток кармы.
Все джайны - и монахи, и миряне - члены одной общины. По-скольку освобождение от кармы считалось возможным лишь для монахов-аскетов, и мирянам следовало в течение некоторого времени вести монашеский образ жизни. Формально монахом мог стать любой джайн, но попасть в этот особый, высший слой в среде джайнов, стать образцом для подражания мирян означало также полностью порвать с обычной жизнью. Питаясь милостыней, монахи чередовали паломничества с кратковременным проживанием в монастырях. Проходя после трех лет послушничества обряд посвящения и принимая новые строгие обеты, монах навсегда вступал на полный лишений путь аскета.5