Джайнизм: доктрина и ритуалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Выбор данной темы для моей работы обусловлен несколькими важными моментами: прежде всего - ознакомление с основными идеями древнеиндийской религии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть её идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Индии и по сей день.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 34.90 Кб (Скачать)

Введение

 

Выбор данной темы для моей работы обусловлен несколькими важными  моментами: прежде всего - ознакомление с основными идеями древнеиндийской  религии, а также стремление разобраться, в чем же кроется привлекательность и живучесть её идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пределы Индии и по сей день.

Пеpвые попытки человека осмыслить окpужающий миp — живую  и неживую пpиpоду, космическое  пpостpанство, наконец, самого себя —  следует отнести к тому пеpиоду человеческоого существования (пpедположительно его можно датиpовать втоpым тысячелетием до нашей эpы), когда человек в  пpоцессе эволюции, пpежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду  как сpедство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспpинимать  животный и pастительный миp, космос как нечто отличное и пpотивостоящее ему, у него началось фоpмиpование способностей осмысливать действительность, а  затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, вывода и выдвигать  идеи об окpужающем его мире.

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили  первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно  обнаружить в литературных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая  в странах Дpевнего Востока: в  Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

Для древнеиндийской философии  характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. первая группа — это ортодоксальные философские  школы Дpевней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Втоpая гpуппа — неоpтодоксальные школы, не пpизнающие автоpитет Вед (Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята). Джайнизм, которому посвящена данная работа, принадлежит к последней группе.

Джайни́зм (санскр. jaina  от санскр.jina  «победитель») — древняя  дхармическая религия, появившаяся  в Индии приблизительно в VI веке до н. э. Основателем учения считается  кшатрий Вардхамана или Джина  Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 4,9 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других 1частях мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения джайнизма.

 

Ядром литературы джайнизма  является канон шветамбаров (буквально  —одетых в белое), одного из направлений  джайнизма, составленный в конце 4в.до н. э. И приобретший окончательную  форму около около 10-11 вв. Более  ортодоксальные дигамбары (буквально  — одетые в воздух) признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения Умашвати (4-5 вв.), первого систематизатора  джайнизма, в частности его “Татгвартхадхигама‑сутра”, Сиддхасены Дивакара (6 в.), Гамачандры (11‑12вв.), особенно знаменитое изложение учения джайнизма “Йогашастра”и др.

Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, выступал против крайностей ритуализма и абстрактного догматизма брахманистско-ведийского мировоззрения и в центр своей  доктрины поставил проблему бытия личности. Особенностью джайнизма, в отличие  от буддизма, является меньшая внутренняя цельность, более тесная связанность  с отвергаемым брахманизмом, обусловившая присутствие в нем как черт догматизма, так и собственно “ритуализма”.

В основе джайнизма лежит  утверждение определяющего значения двух вечных (несотворенных и неразрушимых) субстанций, или сущностей (таттв): дживы (души, вообще живого), основным свойством  которой является сознание, и адживы (не-души, вообще неживого), выступающей  в виде пудгалы (или материи), акаши (или пространства), времени, дхармы и адхармы (эфира, создающего условия  для возникновения движения, и  эфира, создающего условия для его  прекращения). В зависимости от степени  связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном  и несовершенном. В состоянии  несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается  в состояние страдания. В состоянии  совершенного бытия, освобождаясь от материи  и оказавшись способной управлять  своим бытием, джива переходит  в состояние блаженства — состояние  нирваны или мокши. Материя в  джайнизме — одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя  атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом  божественного творчества. Кроме  того, существует еще тонкая, так  называемая “кармическаяматерия”, обуславливающая  связь души с телом. Единой души, или высшего бога, нет: в мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом (как уже говорилось выше), в котором она живет. Соответственно двум видам бытия дживы, джайнизм признает познание несовершенное — непосредственное и опосредованное — и совершенное, интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи. Признавая в целом адекватность познания предмету, джайнизм одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения, с помощью которых может рассматриваться реальность. С этим связан “диалектический” метод джайнизма— сьядвада.

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния  в совершенное играет этическое  воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого является подчеркивание джайнизмом различия между идеальным и обычным  состоянием, религиозной и светской моралью. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетического  поведения и требование строжайшего  их соблюдения (в частности принципа ахинсы — непричинения малейшего  вреда живому) — характерная особенность  этической системы джайнизма.

Признав единицей своего плюралистического  универсума не текучее, а ставшее, не деятельность, а субстанцию, джайнизм в отличии от буддизма строго онтологичен, однако в отличии от брахманизма  он дуалистичен. В основе этой промежуточной  философской позиции джайнизма  лежит одновременно отрицание —  как в буддизме — неизменного  начала (разумности вещей) и признание  — подобно брахманизму — этого  начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная активность человеческой личности (что  подчеркивается крайним аскетизмом). Джайнизм, как и буддизм, утверждает в конечном итоге имманентность  божественного человеку при признании  равенства всего существующего.

 

 

 

 

2. Вардхамана.

 

    Джайнизм возник в VI в. до н.э. на почве несогласия с социальной дифференциацией, освященной Ведами. Джайнизм – это "школа мудрецов". 2 Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей — Вардхамана (Махавира), по прозвищу победитель ("Джина").

О жизни подлинного Махавиры, исторической личности, основателя философии  и религии джайнизма, индологам  известно не так уж и много. Даты рождения и смерти Махавиры не определены точно, но ясно что он жил в 6 в. до н.э. Одни авторы утверждают, что он умер в 528 г. до н.э., другие считают, что  это произошло в 468 г. до н.э.

Махавира родился недалеко от Вайшали, в северном Бихаре. Он принадлежал  к широко известному клану кшатриев и был родственником правящей фамилии Вайшали — Личчхави. Тридцать лет он вел жизнь семьянина, а  затем стал аскетом и в течении 12 лет скитался по Индии, подвергая  себя различным лишениям и жесточайшему самоистязанию. Когда Махавире исполнилось 42 года, он достиг высшего знания (кевала) и стал известен как джина (“победитель  страстей”) или ниргрантха (“свободный от мирских цепей”). От этих названий произошли имена его учеников и последователей — джайнов или  ниргрантхов. Остальные 30 лет Махавира потратил на проповедь своего учения в Магадхе, Анге, Митхиле и Косале. До нас дошли сведения, что он установил тесные личные связи с  могущественными правителями Магадхи  Бимбисарой и Аджаташатру. Умер Махавира в Паве (округ Патна).

Считается, что Махавира был лишь двадцать четвертым тиртханкаром джайнизма и получил свое знание от своего учителя Паршвы, двадцать третьего тиртханкара. К четырем  великим обетам Паршвы Махавира добавил  еще один — безбрачие (брахмачарья). Но от великих предшественников Джины  фактически ничего не дошло, кроме легенд и жизнеописаний, поэтому традиционно  основателем джайнизма принято  считать Махавиру Вардхаману.

 

  1. Вероучение, ритуалы, предписания

Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских  религий концепцию  кармы и  конечного освобождения - нирваны, является самосовершенствование души. Не признавая  существования бога-творца, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир - изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства. Но достичь нирваны, прервать цепь перерождений может лишь аскет, а не мирянин, и потому в религиозных установлениях столь большое значение придается аскетической практике3.

В основе этики джайнизма  лежат так называемые “три жемчужины”: правильная вера, правильное познание и правильное поведение, а также  ахимса — непричинение зла живому существу. “Вера в реальное существование, или таттвы, — это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и ошибок — правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира — правильное поведение”4.   Правильная вера — это вера в учение Махавиры и почтительное отношение к истине. Вера — основа основ, без нее не может быть ни правильного познания, ни правильного поведения. Вера — это дверь, ведущая в бесконечный мир истины. Но с другой стороны, совершенная вера может быть только результатом совершенного знания, которое служит отправным пунктом по пути к освобождению (мокше). Знание сообщается джайну учителем и его получают из правильно понятых текстов священных книг. Знание должно быть двояким: оно включает понимание и самоотречение. Невежество — причина страстей, а те, в свою очередь, причины страданий и зависимости. Люди, не понимающие причин греха и не отвергающие их, обречены на новые рождения и новые страдания. Грех, согласно джайнистским воззрениям и как это явствует из Ачаранги‑сутры, состоит в причинении вреда любым живым существам, в насилии, а также в стремлении к удовольствиям и наслаждениям, в привязанности к этому “страдающему и жалкому” миру. Души тех, кто подвержен греху, заполнены кармой, а потому они слепы и не могут видеть свет истинного учения. Как говорит Ачаранга-сутра: “Немудрые спят, мудрецы всегда бодрствуют”.

Только знающий герой, мудрец, свободен от этого мира. Он равнодушен к мирским страстям. Он завоевал мир, ибо победил себя. Немудрые, не имеющие правильного знания, подвержены притоку чуждой материи в душу и связанности. Последняя вызывается ложной верой, отказом от самоотречения, беззаботностью, страстями и колебаниями, вызываемыми в душе умом, телом  и речью. Лишь тот, кто победил  себя, познал истину учения Джины.

В то время как связанность  является результатом дурной кармы, приостановление и прекращение  ее влияния — результат правильного  поведения. Этой третьей “жемчужине”  джайнизма и посвящена большая  часть Ачаранги-сутры. Правильное поведение  — это воздержание от дурного  и выполнение того, что справедливо. Для этого необходимо: во-первых, дать пять великих обетов; во-вторых, размышлять о кардинальных истинах, дающих знание о самом себе и о  мире; в-третьих, добиваться невозмутимости, душевной чистоты, абсолютного отсутствия жадности, совершенного поведения. Монах  или монахиня должны обуздывать мысли, речь и движение тела; им следует  соблюдать исключительную осторожность в ходьбе, разговоре, получении милостыни  и проч. Кроме того, для правильного  поведения необходимо побеждать  силой духа все страдания и  лишения, проистекающие от голода, жажды, жары, холода и т.д.

 

4. Аскетизм в джайнизме

 

Вообще, джайнизм  считает  аскетизм (тапас) одним из самых мощных, сильнодействующих средств для  разрушения влияния кармы и прошлых  деяний. Не зря говорят, что этика  джайнизма — этика аскетизма. Дословно “тапас” означает “выжигание”. Аскеза — это тот огонь, на котором  сгорают человеческие грехи. С ее помощью ниргрантха “выжигает” в  своей душе все то, что привязывает  его к этой жизни. Тапас может  быть внешним и внутренним. Внешняя  аскеза связана с телом, тогда  как внутренняя— относится к  контролю над умом и умственной жизнью. Тапас тела — это строгий пост, ограничение в пище и разнообразные  подвиги ради веры. Тапас ума включает правильную веру, почтение к учителям (гуру) и священным текстам и  изучение писаний джайнов. А главное  — нельзя совершать насилие, даже в мыслях. Грех, совершенный лишь мысленно, все равно остается грехом и затемняет душу, увеличивая приток кармы.

Все джайны - и монахи, и  миряне - члены одной общины. По-скольку  освобождение от кармы считалось возможным лишь для монахов-аскетов, и мирянам следовало в течение некоторого времени вести монашеский образ жизни. Формально монахом мог стать любой джайн, но попасть в этот особый, высший слой в среде джайнов, стать образцом для подражания мирян означало также полностью порвать с обычной жизнью. Питаясь милостыней, монахи чередовали паломничества с кратковременным проживанием в монастырях. Проходя после трех лет послушничества обряд посвящения и принимая новые строгие обеты, монах навсегда вступал на полный лишений путь аскета.5

Информация о работе Джайнизм: доктрина и ритуалы