Джайизм как религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:39, реферат

Описание работы

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену
родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства.
Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества,
можно обнаружить в литературных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего
Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Дpевнего
Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ. 

      Пеpвые попытки человека осмыслить  окpужающий миp  —  живую   и  неживую

пpиpоду, космическое  пpостpанство, наконец, самого себя —  следует отнести  к

тому  пеpиоду  человеческоого  существования  (пpедположительно  его   можно

датиpовать втоpым тысячелетием до  нашей эpы),  когда человек в пpоцессе

эволюции,  пpежде  всего  умственной,  начал  диффеpенциpовать  пpиpоду  как

сpедство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно  вследствие

того, что человек  стал воспpинимать животный и pастительный миp, космос  как

нечто  отличное  и  пpотивостоящее  ему,  у   него   началось   фоpмиpование

способностей  осмысливать действительность, а  затем и  философствовать,  т.е.

делать умозаключения, вывода и выдвигать идеи об окpужающем  его мире.

      Философская мысль человечества  зарождалась в  эпоху,  когда   на  смену

родовым  отношениям  приходили  первые  классовые  общества  и  государства.

Отдельные философские  идеи,  обобщавшие  многотысячный  опыт  человечества,

можно  обнаружить  в  литературных  памятниках  Дpевнего  Египта,   Дpевнего

Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая  в странах  Дpевнего

Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

      Для   древнеиндийской   философии   характерно   развитие   в   рамках

определенных  систем, или школ, и деление их на две  большие  группы.  первая

группа —  это ортодоксальные  философские  школы  Дpевней  Индии,  признающие

авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в.  до  н.э.),  Миманса  (VI  в.  до  н.э.),

Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в.  до  н.э.),  Йога  (II  в.  до  н.э.),

Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Втоpая гpуппа  —  неоpтодоксальные  школы,  не

пpизнающие автоpитет Вед (Буддизм (VII-VI  в.  до  н.э.),  Чаpвака-Локаята).

Джайнизм, которому посвящена данная работа, принадлежит к последней группе.

      Джайнизм — религиозно-философское  учение, оформившееся в  6-5  вв.  до

н.э. и ставшее  одной  из  наиболее  известных  религий  Индии.  Основателем

джайнизма  считается  странствующий   проповедник   Вардхамана,   получивший

впоследствии  имена  Махавиры  (“Великий  герой”)  и  Джины  (“Пообедитель”).

Возникнув на  северо-востоке  Индии,  в  областях  добрахманистско-ведийской

культуры, джайнизм распространился затем по всей  Индии  (преимущественно  в

ее центральных  областях), никогда не выходя за ее пределы. 

                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЖАЙНИЗМА. 

      Ядром  литературы  джайнизма   является  канон  шветамбаров  (буквально

—одетых в белое), одного из  направлений  джайнизма,  составленный  в  конце

4 в. до н.  э. И приобретший окончательную форму около около 10-11 вв.  Более

ортодоксальные  дигамбары   (буквально   —   одетые   в   воздух)   признают

аутентичными  только древнейшие  части  этого  канона.  Среди  неканонической

литературы наибольшее значение имеют сочинения Умашвати (4-5  вв.),  первого

систематизатора  джайнизма,  в  частности   его   “Татгвартхадхигама-сутра”,

Сиддхасены Дивакара (6  в.),  Гамачандры  (11-12 вв.),  особенно  знаменитое

изложение учения джайнизма “Йогашастра” и др.

      Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности  буддизм,  выступал

против  крайностей  ритуализма  и  абстрактного  догматизма   брахманистско-

ведийского мировоззрения  и в центр своей доктрины  поставил  проблему  бытия

личности. Особенностью джайнизма, в отличие от  буддизма,  является  меньшая

внутренняя цельность, более тесная связанность с  отвергаемым  брахманизмом,

обусловившая  присутствие  в  нем  как  черт  догматизма,  так  и  собственно

“ритуализма”.

      В основе  джайнизма  лежит   утверждение  определяющего  значения  двух

вечных (несотворенных  и неразрушимых)  субстанций,  или  сущностей  (таттв):

дживы (души, вообще живого), основным свойством которой  является  сознание,

и адживы  (не-души,  вообще  неживого),  выступающей  в  виде  пудгалы  (или

материи), акаши  (или  пространства),  времени,  дхармы  и  адхармы  (эфира,

создающего условия  для возникновения движения, и  эфира,  создающего  условия

для его прекращения).  В  зависимости  от  степени  связанности  с  адживой,

джива, определяющая процесс взаимодействия  между  сущностями,  предстает  в

двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В  состоянии  несовершенного

бытия джива, находясь в соединении с  материей,  теряет  свои  потенциальные

качества и  повергается  в  состояние  страдания. В состоянии совершенного

бытия, освобождаясь  от  материи  и  оказавшись  способной  управлять  своим

бытием, джива  переходит в  состояние  блаженства  —  состояние  нирваны  или

мокши. Материя  в джайнизме  —  одна  из  разновидностей  адживы,  обладающая

качествами осязаемости, звука, запаха,  цвета  и  вкуса.  Материя  атомарна,

доступна органам  чувств, подвержена изменениям, не имеет  начала  и  конца  и

не является результатом божественного  творчества.  Кроме  того,  существует

еще тонкая,  так  называемая  “кармическая материя”,  обуславливающая  связь

души с телом.  Единой  души,  или  высшего  бога,  нет:  в  мире  существует

огромное и  неизменное количество  душ,  воплощенных  в  живые  существа  или

невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют  изначально

и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа  и всемогуща,  но

ее возможности  ограничены конкретным телом  (как  уже  говорилось  выше),  в

котором она  живет. Соответственно двум видам бытия  дживы, джайнизм  признает

познание несовершенное  — непосредственное и опосредованное — и  совершенное,

интуитивное, доступное  только освобожденному  от  уз  материи.  Признавая  в

целом  адекватность  познания  предмету,  джайнизм  одновременно  утверждает

относительность познания, возможность  множества  точек  зрения,  с  помощью

которых может  рассматриваться реальность.  С  этим  связан  “диалектический”

метод джайнизма  — сьядвада.

      Решающую  роль  в  переходе  бытия  из  несовершенного   состояния   в

совершенное играет этическое воспитание  личности.  В  отличие  от  буддизма

джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм.  Следствием

этого является подчеркивание джайнизмом различия между идеальным  и  обычным

состоянием, религиозной  и светской моралью. Тщательная разработка  правил  и

внешних форм аскетического  поведения и требование строжайшего  их  соблюдения

(в частности  принципа  ахинсы  —  непричинения  малейшего  вреда  живому)  —

характерная особенность  этической системы джайнизма.

      Признав единицей своего плюралистического  универсума  не  текучее,  а

ставшее, не деятельность, а  субстанцию,  джайнизм  в  отличии  от  буддизма

строго онтологичен, однако  в  отличии  от  брахманизма  он  дуалистичен.  В

основе этой промежуточной философской позиции джайнизма  лежит  одновременно

отрицание —  как  в  буддизме  —  неизменного  начала  (разумности  вещей)  и

признание —  подобно брахманизму — этого  начала. В результате это приводит  к

признанию диалектичности существующей реальности,  ее  способности  делаться

разумной,   поскольку   движущей   причиной   этого   превращения   признана

нравственная  активность человеческой личности  (что  подчеркивается  крайним

аскетизмом).  Джайнизм,  как  и  буддизм,  утверждает   в   конечном   итоге

имманентность  божественного  человеку   при   признании   равенства   всего

существующего. 

                               2. Вардхамана. 

      Итак, джайнистская школа возникла  в 6-5 вв. до н.э. на основе pазвития

учений (мудpецов). Философия  джайнизма  получила  свое  название  по  имени

одного из  основателей  —  Вардхамана  (Махавира),  по  прозвищу  победитель

("Джина").

      О  жизни  подлинного  Махавиры,  исторической   личности,   основателя

философии и  религии джайнизма, индологам известно не так уж  и  много.  Даты

рождения и  смерти Махавиры не определены точно, но ясно что он жил  в  6  в.

до н.э. Одни авторы утверждают, что  он  умер  в  528  г.  до  н.э.,  другие

считают, что  это произошло в 468 г. до н.э.

      Махавира  родился  недалеко  от  Вайшали,  в   северном   Бихаре.   Он

принадлежал к  широко известному клану кшатриев и  был родственником  правящей

фамилии Вайшали  — Личчхави. Тридцать лет он вел  жизнь  семьянина,  а  затем

стал аскетом  и в течении 12 лет скитался по Индии, подвергая себя  различным

лишениям и  жесточайшему самоистязанию. Когда  Махавире исполнилось  42  года,

он достиг высшего  знания (кевала) и стал  известен  как  джина  (“победитель

страстей”) или  ниргрантха (“свободный от мирских  цепей”). От  этих  названий

произошли имена  его учеников и последователей  — джайнов или ниргрантхов.

Остальные 30 лет  Махавира потратил на проповедь  своего  учения  в  Магадхе,

Анге, Митхиле  и Косале. До нас  дошли  сведения,  что  он  установил  тесные

личные  связи   с   могущественными   правителями   Магадхи   Бимбисарой   и

Аджаташатру. Умер Махавира в Паве (округ Патна).

      Считается, что  Махавира  был   лишь  двадцать  четвертым   тиртханкаром

джайнизма и  получил свое знание от своего учителя  Паршвы, двадцать  третьего

тиртханкара. К  четырем великим обетам Паршвы Махавира  добавил  еще  один  —

безбрачие (брахмачарья). Но от  великих  предшественников  Джины  фактически

ничего  не  дошло,  кроме  легенд  и  жизнеописаний,   поэтому   традиционно

основателем джайнизма  принято считать Махавиру Вардхаману. 

                             3. Этика джайнизма. 

      В  основе  этики  джайнизма   лежат  так  называемые  “три  жемчужины”:

правильная  вера,  правильное  познание  и  правильное  поведение,  а  также

ахимса —  непричинение зла живому существу. “Вера в  реальное  существование,

или таттвы, —  это правильная вера; познание реальной природы без сомнений  и

ошибок —  правильное  познание.  Нейтральное,  без  симпатии  и  отвращения,

Информация о работе Джайизм как религия