Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:01, реферат
Цель реферата – рассмотреть проблему участи и участия человека в духовной жизни общества. Из цели определены следующие задачи:
- проанализировать понятие, сущность и содержание духовной жизни общества;
- изучить роль человека в духовной жизни общества;
- рассмотреть процесс социализация индивидуальности, постижения как соучастие.
Если говорить об обществе, то оно нуждается в ответственной личности. Безответственный, т. е. снимающий с себя ответственность человек, разрушает социальные взаимодействия, образующие ткань социальной жизни. И хотя современное общество стремится быть толерантным к любому человеку (что, собственно, и определяется как степень его демократизма, внутренней свободы), оно на практике не способно удержать в себе не стремящегося удержаться в структурах социальных взаимодействий индивида. Полноценное же участие в общественной жизни опирается именно на ответственность.
Форма духовной жизни человека обусловлена топологией внутриличностного пространства. В нем могут существовать зоны более напряженной или ослабленной ответственности. Скажем, духовная жизнь матери сфокусирована на детях, коллекционера-филателиста — на марках, а патриота — на идее Отечества. Очевидно, что пространство духовной жизни — это то пространство, в котором в иерархическом порядке сосредоточены объекты. Именно за них личность берет на себя ответственность, на них сосредоточивает свою волю, силу души.
Полноценная духовная жизнь предполагает концентрацию, сосредоточение, выделение главного — культа. Так определил центр пространства ответственности культурного человека В.В. Розанов. При этом центральные «точки» духовной жизни людей в каждом индивидуальном случае будут неповторимы, своеобразны. Тем не менее нельзя не видеть, что «топология человеческой души отнюдь не произвольна. Она, как мы видели в начале данных рассуждений, отражает характер присутствия человека в социальном пространстве, его социальные роли. Однако отнюдь не сводится к социальным ролям, к этим «внешним Я» человека.11
В случае, когда силы человеческой души сосредоточены, например на коллекционировании марок (или денег, пивных подставок или недвижимости, что по существу безразлично), вероятно, можно говорить о фетишизации духовной жизни, ее перерождении в суррогатные формы, вуалирующие ситуацию смыслоутраты. Такого рода заменители способны до некоторой степени поддерживать человека, играть роль двигателя социальной активности. Правда, степень этой поддержки — не высока. Заменитель, сосредоточивающий на себе душевное напряжение индивида, не позволяет ощутить потенциал той бесконечной зоны ответственности, которая одновременно способна стать и юной устойчивости, опоры, поддержки человека в его движении к собственно человеческой жизни, к не мнимому, а реальному богатству.12
Утверждение «протеичности» социального
мира, полионтологичности как много-сущности
или неопределенно-сущности подводит
современное сознание к ощущению полного
отсутствия какой-либо сущности, реального
содержания за оболочками социальных
форм. Тотализация релятивизма все определеннее
становится угрозой и для общества, и для
отдельного человека. Противостояние
этой угрозе предполагает стремление
увидеть «реальность, сквозящую через
все преходящее, нереальное, и сотрудничать
с нею», возложив на себя ответственность
за то, с чем связан, и тем самым поддержав
себя. Человек все ближе и ближе подходит
к исчерпанности внешних, бытовых поводов
проявления воли. И поскольку они перестают
быть актуальными, они прекращают затенять
пространство социального бытия или духовной
жизни. Оно постепенно открывается как
актуальное поле самореализации человека.
Последнему остается лишь выбрать: ответственность
или безответственность. Хотя в социокультурном
процессе все интенсивнее нарастают глобальные
изменения, именно на их фоне особенно
заметным становится сохраняющийся дефицит
воли к правильному, т. е. стратегически
целесообразному выбору. В этом и заключается
центральная задача духовной жизни современного
общества и активно участвующего в ней
современного человека: учитывая вызов
современности, двигаться к духовности
как взаимно поддерживающей ответственности
к любви. Здесь открывается захватывающая
перспектива разворачивания «кампании
по пропаганде того, что стоит пропагандировать.
Здесь необходимо учитывать тонкость
предмета, которая требует полного исключения
его профанации, банализации. И одновременно
важно сосредоточиться на закреплении
в общественном сознании представления
об ответственном участии каждого человека
в духовной жизни общества как нормы, необходимой
участи и об уклонении от такого участия
как аномалии, несомненно заслуживающей
общественного осуждения и неизбежно
его получающей.
Заключение
Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т. д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).
Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода – чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости – иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования. Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают на социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в ценностных представлениях людей непременно; присутствует некий предписательно-оценочный элемент.
Специфика духовного производства, его отличие от производства материального заключаются в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщий характер их потребления. Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, – нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.
Духовная культура представляет собой
лишь определенную сторону, "срез"
духовной жизни, в известном смысле ее
можно считать ядром духовной жизни общества.
Духовная культура обладает сложной структурой,
включаю щей научную, философско-мировоззренческую,
правовую, нравственную, художественную
культуру. Особое место в системе духовной
культуры занимает религия.
Список
использованной литературы: