Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:50, реферат
По мнению гарвардского профессора Сэмюэля Хантингтона, десекуляризация мира – одно из доминирующих социальных явлений конца XX в. Как считает Фрэнсис Фукуяма, мнение, будто благодаря прогрессу образования и модернизации вообще религия неизбежно уступит место научному рационализму, само по себе чрезвычайно наивно и оторвано от эмпирической реальности.
Нет никаких фактических, моральных или правовых оснований для отказа или ограничения русских и других коренных народов России в создании им нормальных социальных условий для стимулирования рождаемости и обеспечения жизни и развития своих будущих поколений – с целью обеспечить более высокий уровень потребления населения других стран, руководство которых не может или не хочет обеспечить экономически более благоприятные и социально привлекательные условия для своего народа.
Преамбула Декларации
о праве и обязанности
Русские, татары,
башкиры, чеченцы, представители иных
исторически проживающих в
Высказывание генерала де Голля о том, что «единственно стоящий спор касается человека», очень точно отражает европейскую цивилизацию с её христианскими ценностями.В противовес ей идеологическая глобализация несёт унификацию и нивелирование культур (и, как следствие, их разрушение), общеобязательное единообразное мировоззрение толерантизма и «политкорректности».
Десекуляризации присущи следующие признаки: упрочение социального и правового статуса религиозных организаций; реставрация тех или иных сторон вероучения, институциональных признаков религии; растущий уровень религиозности; модернизация тактических аспектов церковной деятельности, ее приспособление к конкретным условиям; стремление расширить социально-экономическую, политическую и культурную основу влияния религиозных институтов; возрождение религиозно-философской традиции; усиление фундаменталистских тенденций.
Сущность десекуляризации заключается в вытеснении светских начал религиозными. Эта тенденция гетерогенна, она включает в себя: 1) рост влияния доминирующей и традиционных конфессий, степень влияния которых может быть различной - от практически безграничной до более-менее регулируемой, что зависит от уровня секуляризации общества, от состояния и степени сопротивления антиклерикальных сил и т.д.; 2) оживление новых религиозных движений, ведущих борьбу за сознание масс, за место в общественной системе; 3) распространение мистицизма, суеверий, паранаучных мифологем и т.п. Содержание десекуляризации может быть охарактеризовано следующим образом: резкая активизация носителей всех религиозных, мистических, суеверных проявлений; возрастание и укрепление роли и позиций религии и сопутствующих ей феноменов.Форма такого сложного явления как десекуляризация не может не быть многообразной, что обусловило выделение, во-первых, структурной формы десекуляризации, элементы которой образуют общее, проявляющееся как особенное (десекуляризация на уровне отдельных религий) и единичное (проявление десекуляризации в отдельных странах); во-вторых, форм, среди критериев выделения которых функциональный критерий и уровень интенсивности. Выделение форм десекуляризации на основе функционального критерия учитывает сферный аспект содержания процесса десекуляризации, что позволяет рассмотреть названный процесс более детально и составить представление о десекуляризации общества в целом. На основе критерия интенсивности проявления выделяем умеренную и радикальную десекуляризацию.Выделенные формы десекуляризации, как правило, не проявляются в чистом виде, в реальности происходит переплетение различных форм, существуют различные модели десекуляризации. Каждой форме десекуляризации присуща своя диалектика объективного и субъективного. Каждая форма характеризуется специфическим соотношением религии как социального института, с одной стороны, экономического развития, социальной структуры, политической культуры, демографических процессов, идеологии, традиций и других элементов общественного развития, с другой. Каждой форме десекуляризации присущи свои специфические признаки. Часть из них - общие для некоторой совокупности форм десекуляризации, часть - присуща только какой-то одной форме. Наиболее ярко десекуляризация проявляется в ареалах, традиционно относящихся к исламскому миру, где кризисное состояние общества наиболее очевидно и где в основном отмечаются радикальные формы десекуляризации, проявляющиеся в распространении фундаментализма. Говоря о десекуляризации, мы не имеем ввиду тотальное превращение религии в единственный источник общественного санкционирования и влияния. Большинство обществ (особенно в ареалах распространения христианства) в целом сохраняют светский характер, но роль и влияние религии возрастает, что проявляется в различных формах, от профанизации религии в различных сферах общественной жизни до проявлений фундаментализма. В некоторых государствах наблюдается сосуществование секуляризации и десекуляризации. Все это свидетельствует о том, что десекуляризация не общемировой процесс (в отличие от секуляризации), он может наблюдаться в отдельных странах, охватывая все общество в целом, либо конкретные сферы, стороны жизни. То есть в конкретных условиях может одерживать верх та или иная сторона указанной диалектической противоположности.
Десекуляризация в России ознаменовала усиление роли и влияния религии в целом сохраняющем светский характер обществе. Обнаруживаются следующие черты десекуляризации в России: изменения в общественном сознании, идеализация религии, рост религиозности, в большей части носящей синкретический характер; увеличение числа религиозных организаций; межконфессиональные противоречия, нередко вызванные избирательным отношением государства к религиозным организациям, среди которых РПЦ превратилась в один из самых влиятельных общественных институтов; размывание принципа свободы совести и светского характера государства; политизация и коммерциализация религии; реставрация архаических экономических форм; возрастание роли религиозных организаций в социальной и духовной сферах общества; проявления религиозного экстремизма; активизация дезентегрирующей функции религии.
Определяющим условием, создавшим предпосылки для изменения отношения к религии в России, выступил отказ от прежних идеологических принципов. Это, в свою очередь, отразилось на возникновении целой совокупности факторов, способствующих появлению и распространению десекуляризацион-ной тенденции, а именно: на политико-правовых переменах в стране, на факторе мировоззренческого поиска, на кризисном состоянии общества, на настроениях населения и росте межнациональных противоречий, на активизации духовенства, на деятельности средств массовой информации и различных общественных институтов, на роли интеллигенции в мировоззренческих вопросах. Наступление эпохи глобализации и противодействие этому процессу также явилось условием активизации религиозных настроений. Условия десекуляризации носят преимущественно объективный характер, факторы - и субъективный, и объективный.
Возрождение религии и ее влияния на все стороны жизни - явление противоречивое. С одной стороны, религия в ее традиционных формах имеет определенные исторические, культурные, политические заслуги, с другой стороны, религия содержит и негативные стороны в своей истории, функционировании и развитии, которые возрождаются и усиливаются на современной этапе, что выражается в опасности религиозного бонапартизма, межконфессиональных противоречий, религиозной нетерпимости, религиозного экстремизма и фундаментализма, в распространении эклектичных форм сознания. События конца XX - начала XXI вв. показали, что и в советский, и в постсоветский период существовала и существует недооценка религиозно-национального фактора в жизни страны, особенно в кавказском регионе. Это серьезно уменьшило возможности миротворческого процесса в Чечне. Отсюда следует, что десекуляризация должна восприниматься общественностью как важное социально-политическое явление, недооценка которого или необъективное отношение к которому могут иметь далеко идущие следствия. Десекуляризация не является прогрессивным явлением, религиозные организации, став активными участниками политической, экономической, социальной, духовной жизни, преследуют узко корпоративные цели. Со своей стороны, светские институты демонстрируют утилитарно-потребительское отношение к религии, что ведет к нежелательным последствиям.