Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:50, реферат
По мнению гарвардского профессора Сэмюэля Хантингтона, десекуляризация мира – одно из доминирующих социальных явлений конца XX в. Как считает Фрэнсис Фукуяма, мнение, будто благодаря прогрессу образования и модернизации вообще религия неизбежно уступит место научному рационализму, само по себе чрезвычайно наивно и оторвано от эмпирической реальности.
Десекуляризация мира
По мнению гарвардского профессора Сэмюэля Хантингтона, десекуляризация мира – одно из доминирующих социальных явлений конца XX в. Как считает Фрэнсис Фукуяма, мнение, будто благодаря прогрессу образования и модернизации вообще религия неизбежно уступит место научному рационализму, само по себе чрезвычайно наивно и оторвано от эмпирической реальности. Фукуяма пишет: «Несколько поколений назад многие социологи полагали, что модернизация непременно предполагает секуляризацию. Но эта схема подтвердилась только в Западной Европе; ни в Северной Америке, ни в Азии рост образованности и научной грамотности не приводил к упадку религиозности. В одних случаях веру в традиционную религию заменила вера в секулярные идеологии – такие как «научный» социализм, – не более рациональные, чем религия; в других – произошло мощное возрождение самой традиционной религии. Способность современных обществ «освобождаться» от представлений, основанных на авторитете, о том, что они такое и куда идут, не так очевидна, как полагают многие учёные. Неочевидно также, что, избавившись от подобных представлений, данные общества обязательно выиграют». Добавим, что сегодня в странах Западной Европы и ряде иных стран мира процессы секуляризации соседствуют с процессами десекуляризации.
Десекуляризация мира (десекуляризация мировой истории) – представляющая собой обратную сторону процесса глобализации мировая тенденция возрождения религиозности в мире, проявляющаяся как в глобальном, так и в региональных масштабах и опровергающая утверждения приверженцев секуляризма о том, что религия и религиозная жизнь исчезает или сводится исключительно к сфере частной жизни лица по мере повышения образованности населения и развития демократического общества в силу прямой, по их мнению, связи современного прогресса и секуляризации.
Постсекулярный мир – современный этап развития общества, характеризующийся окончанием диктата секулярных религий XX века (нацизм, коммунизм, воинствующий атеизм и пр.), упрощением религиозности до образа жизни, приходом «светскости понимающей», «светскости конструктивной» на смену «светскости антирелигиозной» и «светскости агрессивно-индифферентной», возрождением религиозности в мире и актуализацией доминирования учёта государством современной национально-культурной и религиозной идентичности граждан среди причин и оснований реализации государством расширенного сотрудничества с религиозными объединениями традиционных религий.
Процесс десекуляризации мира является сложным и многоплановым и происходит не по пути деградации светскости государства или отказа от неё, а по пути усложнения процессов взаимодействия светскости государства и идентичности личности, социальных групп, общества в целом.
Столкновение
мировых процессов
В настоящее время процессу десекуляризации противостоит уже не столько процесс секуляризации, сколько процесс идеологической глобализации, навязывающий регионам, народам, социальным группам унифицированные мировоззренческие ценности. Ценности, во многом вступающие в противоречие с традиционной духовно-нравственной культурой народов страны.
Наряду с некоторыми негативными издержками процесс десекуляризации обладает и позитивным потенциалом, создавая условия для сдерживания коррозии общественной нравственности, для защиты института семейных ценностей.
Важной характеристикой процесса десекуляризации мира является тенденция конвергенции – схождения, сближения позиций крупнейших религиозных организаций мировых религий, разных по своим вероучениям и социальной структуре, зачастую противостоящих, консолидация их усилий в противостоянии ряду направлений практической реализации идеологической глобализации. Это связано с тем, что традиционные конфессии процесс идеологической глобализации воспринимают как направленный на разрушение нравственных устоев, на навязывание идеологии морализма и нравственного конформизма.
Так, к примеру, весной – летом 2006 г. против проведения в Москве так называемого гей-парада консолидированно выступили Русская православная церковь, российские католики, протестанты, мусульмане и иудаисты. Можно отметить консолидированную позицию большинства крупнейших религиозных организаций России по отношению к возбудившей религиозную вражду антихристианской выставке «Осторожно, религия!», к вопиющим фактам навязывания российским школьникам идеологии безнравственности и порока.
Наиболее остро проявляется противостояние и столкновение процесса десекуляризации, духовного возрождения общества и процесса идеологической глобализации в системе образования.
И это неслучайно,
поскольку существование, воспроизводство
и совершенствование
К сожалению, такие противоправные попытки вторжения в систему образования иногда находят благожелательные отклики среди учителей. Хотя хорошо известны слова выдающегося русского юриста А.Ф. Кони: «Всякое положение налагает известные обязанности. Кто был судьёю, тот обязан особенно строго относиться к себе, хотя бы он и оставил своё занятие... Учитель, который развращает нравственность детей, священник, который кощунствует, – несравненно виновнее, чем те, кто совершает дурное дело, выйдя из безличных рядов толпы».
Однако неизмеримо
более разрушительны
Модернизация образования, по крайней мере в её европейском понимании, не несёт в себе разрушительного заряда отрицания культурных ценностей или требования исключения национально-культурной идентичности.
Как говорится
в докладе «Образование: сокрытое
сокровище» Международной комиссии
по образованию для XXI в., подготовленном
под руководством видного политика
и общественного деятеля
Однако в Российской Федерации, особенно в последние годы, модернизация образования превратилась в ширму, за которой маховик бесконечных разрушительных «реформирований» системы образования продолжает разрушать ещё оставшиеся факторы стабильности и высокого качества, потенциал выживаемости и успешного воспроизводства системы образования в России. При этом культурные традиции и убеждения граждан не просто игнорируются, а откровенно попираются.
Если обратиться
к опыту европейских стран, США,
Японии, нигде реформирование и модернизация
образования не понимаются и не реализуются
в смысле и направлении разрушения,
перманентной и всеобщей коммерциализации
образования. Такой подход попросту
невозможен в этих государствах, поскольку
противоречил бы как национальному
законодательству, отстаивающему достижения
человечества в сфере гарантий качественного
и доступного каждому образования,
так и международным
В России же модернизация образования как-то очень точно следует установкам и основным векторам, обозначенным в целом ряде документов международных организаций, относимых экспертами к идеологически мондиалистским инструментам. В частности, в последние годы ряд реформ в сфере высшего образования идёт как по нотам согласно тезисам Аналитической записки Всемирного банка «Система управления в секторе высшего образования: сравнительный анализ и возможные варианты стратегии для Российской Федерации» (январь 2004 г.). Это весьма объёмный документ (66 страниц), производящий впечатление добротного и хорошо методически проработанного. Вместе с тем главный вопрос для любого аналитического исследования: каковы его цели и задачи, объект и методология?
В Аналитической записке была сделана попытка исследования «системы высшего образования», но целевая функция, границы и характеристики этой системы не определяются и не конкретизируются. Фактически авторы занимаются рассмотрением вопросов, как получить выгоду и повысить экономическую отдачу от доставшихся в наследство остатков советской системы высшего образования, используя её активы и практические наработки, но полностью отбрасывая системный подход в построении и универсальный характер выпускаемых специалистов. Провозглашается призыв к приватизации образовательной сферы с явным обострением противопоставления государственных и общественных форм управления в интересах владельцев (хозяев) образовательных учреждений.
Отсутствие законодательно
установленного механизма формирования
категории владельцев образовательных
учреждений ведёт к тому, что эти
предложения провоцируют
В современных
российских условиях всё большего ухода
государства из области реальной
социальной поддержки населения, в
частности, поддержки возможностей
получения образования в
Подвергается
жесточайшему насилию и разрушению
система общего образования, изымаются
целые блоки важнейших для
ребёнка предметов
Не менее острой площадкой столкновения процессов десекуляризации и идеологической глобализации являются темы демографии и иммиграции.
Нагнетанием истерии
вокруг якобы имеющих место массовых
нарушений прав иммигрантов в
России намеренно заслоняется проблема
дискриминации коренных народов
России, и в первую очередь –
основной части населения страны:
русских, татар, башкир, чувашей и
т.д., представителей других исторически
проживающих в России народов, –
дискриминации посредством
Такие действия грубейшим образом нарушают фундаментальное право наций на самоопределение (части 1 и 2 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Декларации о расе и расовых предрассудках от 27 ноября 1978 г., пункт 2 статьи I Венской декларации и программы действий, Вена, 25 июня 1993 г., и др.).
Демографическая политика, предлагаемая сегодня рядом ультралиберальных политических деятелей, базирующаяся на утверждениях о необходимости осознания и принятия неизбежности «демографического перехода россиян к малодетности»; неизбежности уменьшения численности русского и других народов России; «объективной» необходимости «заселения пустующих пространств» России потоками («антропотоками») мигрантов из Индии, Китая, Африки, Пакистана, Вьетнама, Таджикистана и т.д., совершенно определённо является дискриминационной по отношению к коренным народам России, по сути антигуманной по отношению к ним, антинациональной и антигосударственной.
Такая политика ведёт к лишению коренных народов России, особенно их будущих поколений, принадлежащих им средств к существованию, поскольку система социального обеспечения любого государства мира рассчитана на конечное количество потребителей предоставляемых ею льгот и на определённую обеспеченность её финансирования за счёт отчислений. Принцип взаимной выгоды в международных обязательствах означает, что Российская Федерация не может в ущерб себе поднимать благосостояние или решать другие проблемы граждан близлежащих менее благополучных в экономическом отношении стран и иных стран мира, переживающих избыточность рабочей силы. Русскому и другим коренным народам России, по существу, отказывается в праве на свободное использование естественных богатств и ресурсов и на собственное социальное и культурное развитие за счёт этого.