Церковь как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ особенностей функционирования церкви как социального института, ее влияния на общественные отношения в современной России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Институт церкви в обществе 5
1.1. Церковь как социальный институт 5
1.2. Функции церкви как социального института 6
1.3. Роль церкви в обществе 9
Глава 2. Особенности Русской Православной Церкви 12
2.1. Особенности исторического становления Русской Православной Церкви 12
2.2. Особенности современной Русской Православной Церкви 16
2.3. Религиозная ситуация в современной России 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

К.Р. Церковь как социальный институт.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» Русская Православная Церковь зарегистрирована в государственном реестре религиозных организаций РФ за номером 1.17  Русская Православная Церковь является одной из ряда автокефальных (самостоятельных) православных церквей. Православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Для нее, как и для всех православных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

     Православная  церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий  представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов – неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из этих догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления.

     Отличительной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству.

     Если  католическая церковь давно перешла  с латыни на национальные языки, то наша церковь до сих пор продолжает вести службы на древнерусском языке. Кроме того, Русская Православная Церковь до сих пор использует юлианский календарь, из-за чего основные религиозные праздники в христианской среде, использующей григорианский календарь, не совпадают.

     В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к «собору». Под «собором», прежде всего, понимается духовное единение людей на основе их идеалов и ценностей. Соборность, согласно известной формуле Хомякова, это «свободное единство в любви». Но это только одно из определений соборности. Можно также сказать: соборность – это максимальное единство при наибольшем разнообразии. Соборность есть одновременно и природа церкви и ее задание. Цель спасения: собрать все человечество воедино, восстановить Адама, не мечем, не принуждением, а любовью в свободе и истине.18

     Православию чужд теологический рационализм католицизма. Истина в православном учении дается человеку как «благодать», она переживается не столько разумом, сколько «сердцем».

     Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего, – результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отношения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви.

     Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь  постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления. Отсюда вытекает заинтересованность государства и церкви в совместных действиях по формированию в нужном направлении сознания людей. В государственно-церковных отношениях, которые являются одним из видов общественных отношений, можно выделить ряд отдельных сторон и взаимосвязей, т.е. различных граней. Наиболее существенными аспектами отношений между государством и церковью являются экономические, правовые, социально-политические и некоторые другие. И хотя церковь отделена от государства, федеральный бюджет на международную деятельность Русской Православной Церкви в 2010 г. предусматривал 2,2 млн. долларов на содержание представительств и церковной недвижимости за границей.19  Ощущая за спиной поддержку властей, еще недавно сама гонимая Русская Православная Церковь начинает при поддержке госаппарата выступать против других конфессий, склоняя власть на более жесткие меры против «нетрадиционных» религиозных конфессий. И хотя представители церкви говорят: «мы вне политики», но в жизни все чаще представители Русской Православной Церкви выступают в качестве публичных политиков. О возросшей политической роли Русской Православной Церкви свидетельствует и тот факт, что имя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла постоянно упоминается в списках ведущих политиков России.20  Сегодня церковь – хоть и уважаемая, но общественная организация. Патриарх Кирилл и иерархи церкви неоднократно заявляли, что не желают сегодня возвращаться к статусу государственной религии. Синод даже запретил духовенству участвовать в выборных органах власти. Это, по их мнению, могло бы привести к сращиванию духовенства с российским истеблишментом, за действия которого церкви пришлось бы в глазах общества отвечать.

     В настоящее время большинство  церковных иерархов и рядовых  священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических  и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека. За последние годы заметно возросла активность церквей, духовенства, околоцерковного актива в различных сферах общественной жизни и культуры. Расширились международные связи, усилилась проповедническая, благотворительная деятельность, резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность. Ведется строительство новых церквей, реставрируются прежде закрытые сооружения. Большую поддержку оказывают церковным организациям государственные органы, общественные организации. За последние годы церквам переданы из государственных музеев священные реликвии.

     Религиозные центры активизируют свою деятельность по повышению профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ориентации на рост моральных и духовных качеств. Принят новый Устав, начата работа по проведению богослужебной реформы.

  1. Религиозная ситуация в современной  России

     В минувшие десятилетия 20 века, практически  в течение всего послереволюционного  периода религия в России находилась в ситуации выживания. В такое  положение она была поставлена, прежде всего, объективными социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, ходом процесса секуляризации, приводившим к постепенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к ослаблению их влияния и связей с обществом, к отходу от религии значительных масс числа людей, к существенному сокращению ее воспроизводства в новых поколениях.

     Религиозная ситуация серьезно изменилась за относительно короткий срок в последнее десятилетие. Существенно вырос общественный престиж религии и церкви. Изменились в их пользу настрой общественного мнения. Поддержку и одобрение как государственных органов, так и общественности встречает деятельность религиозных организаций на ниве благотворительности и милосердия. В средствах массовой информации широко распространены публикации о деятельности разных конфессий и их религиозная пропаганда. Многие представители духовенства впервые были избраны народными депутатами в представительные органы власти разных уровней. Значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и церемоний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте в истории и культуре народов России, резко вырос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается обращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеистами. Наряду с традиционными для России конфессиями (христианство, мусульманство и буддизм) широкое распространение получили нетрадиционные религии и формы верований, мистика, оккультизм, всякого рода суеверия.

     Исходя  из этих фактов, можно сделать вывод  о том, что современная религиозная ситуация характеризуется:

  • во-первых, тем, что высвободившие из-под влияния административно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав и свободы совести,
  • во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения,
  • в-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо в плечо идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов,
  • в-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы.

     Социологический анализ современной религиозной  ситуации не может обойтись без соответствующей  интерпретации. Специфика функционирования религии проявляется в тех религиозных отношениях, которые складываются в процессе религиозной деятельности людей. Влияние и распространение их в системе общественных отношений зависит от того, какое место занимает религия среди других социальных институтов общества и какое влияние оказывает на все сферы общественной жизни. Поэтому важной характеристикой религиозной ситуации является религиозность населения. В социологии религии принято выделять три фактора, характеризующих данный феномен:

  • религиозная вера (идентификация себя как верующего человека),
  • религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совершении обрядов и таинств),
  • принадлежность к определенной религиозной конфессии.

     Строго  говоря, подлинно верующим может считаться  лишь человек, обнаруживающий устойчивые признаки всех трех составляющих религиозности. Степень религиозности указывает на то, каково влияние религии на индивида или группу; уровень религиозности – на то, каково соотношение религиозных и нерелигиозных индивидов в обществе, в той или иной социальной группе. Проводимые в последние годы социологические исследования динамики религиозности показали, что в России проявляется бурный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Наиболее рельефно эти процессы проявляются в быстром и внушительном росте религиозных объединений в современном российском обществе. В тоже время следует отметить противоречивость этих процессов, существует разрыв между верой в Бога (как состоянием сознания) и культовым поведением (как выражением этой веры). Социологические исследования показали, насколько огромен этот разрыв – на территории бывшего СССР в начале 90-х годов в Бога верили 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8%.21

     В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о религиозной принадлежности. С точки зрение социально пассивной религиозности, в масштабах всей России наиболее заметны две конфессиональные традиции – православие и ислам. С точки зрения активного социального волеизъявления верующих, можно выделить три больших конфессиональных массива (Русская Православная Церковь, другие христиане, мусульмане), а также религиозные меньшинства и новые религиозные объединения.

     Русская Православная Церковь на территории России имеет 74 епархии, 7,4 тыс. приходов. По социологическим данным, верующих, сознательно вовлеченных в церковную дисциплину – 2,5-3% от всего населения. Относительно стабильно посещают храмы около 7%. Называют себя православными почти 50% населения, но без постоянной вовлеченности в церковную жизнь.22

     Мусульмане  не имеют единой структуры, в России зарегистрировано свыше 40 духовных центров и управлений. Число явных и потенциальных мусульман достигает 15%, хотя практически верующих, по социологическим данным, – 3-4% всего населения. При этом следует заметить, что у мусульман переход от пассивной религиозности к активной значительно проще, чем в православии.23

     Среди других христианских конфессий в  России действуют:

  • Православные других юрисдикций: Российская Православная Свободная Церковь (цент в Суздале), отделившаяся в 1991 г. от Русской Православной Церкви, – 7 епархий, 103 прихода. Истинно-Православная Церковь (катакомбная), образовавшаяся в результате разрушения централизованной структуры Церкви в 1927 г., – 4 центра, 50 зарегистрированных общин (есть незарегистрированные).
  • Старообрядцы (разных толков) – 5 центров, 177 общин, есть и незарегистрированные.
  • Римско-католическая Церковь – 2 епархии, 204 общины.
  • Протестантские конфессии – 2 тыс. зарегистрированных и до 1,5 тыс. незарегистрированных общин, общая численность до 1 млн. относительно активных членов. В отличие от православия членство в общинах сознательное и фиксированное (свыше 90% баптистов и пятидесятников – этнические русские).24

     Кроме того, на территории России действуют  другие религиозные организации:

  • Религиозные меньшинства, имеющие исторические корни, но незначительное количество последователей: иудеи – 3 центра, 82 общины, буддисты – 7 центров и 135 общин, толстовцы – 2 общины, духоборы – 2, молокане – 16, трезвенники – 5, язычники – 12, зороастрийцы – 2 общины, многие секты (как скопцы и хлысты) существуют без регистрации.
  • Новые религиозные объединения: отечественного происхождения (церковь Виссариона – 8 общин, «богородичники» – 9); и привнесенные из-за рубежа, наиболее крупные, – «Свидетели Иеговы», «Общество сознания Кришны» и Церковь объединения Муна.25

     Россия  конституционно гарантировала всем гражданам свободу совести и  вероисповеданий. Это создало широкую правовую основу для реализации мировоззренческих позиций и установок отдельных индивидов и их различных социальных общностей – семейных, территориальных, национальных и т.д. В этих условиях резко усилилась активность религиозных организаций и традиционных для России (православных, католических, иудаистских, мусульманских, буддийских) и нетрадиционных. Среди прочих причин роста религиозности – причины, связанные с особенностями переходного состояния общества: снижение жизненного уровня большинства населения, нарастание в различных группах настроений неуверенности, незащищенности и тревожности. В такой социально-психологической среде быстро возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит переориентация значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего этот процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение креста, приобретение книг и икон, посещение богослужений и т.д.). Религиозная вера воспринимается многими как реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. Разумеется, на рост числа верующих повлияла и легитимизация религии и церкви, что позволило открыто проявлять свою религиозность, ранее скрываемую. Но религиозная идентификация новых верующих чаще всего оказывается результатом не религиозной, а светской культуры, следствием спонтанных духовных поисков и устремлений индивидов, ищущих надежной опоры в изменяющемся, находящемся в глубоком кризисе современном обществе.

Информация о работе Церковь как социальный институт