Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ особенностей функционирования церкви как социального института, ее влияния на общественные отношения в современной России.
Введение 3
Глава 1. Институт церкви в обществе 5
1.1. Церковь как социальный институт 5
1.2. Функции церкви как социального института 6
1.3. Роль церкви в обществе 9
Глава 2. Особенности Русской Православной Церкви 12
2.1. Особенности исторического становления Русской Православной Церкви 12
2.2. Особенности современной Русской Православной Церкви 16
2.3. Религиозная ситуация в современной России 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра
социологии и политологии
Курсовая
работа
по дисциплине
«Религиоведение»
на тему:
«Церковь
как социальный институт»
Студент
группы №831272_______________________
Научный
руководитель_________________
Тула 2011
Оглавление
Актуальность. Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему – церковь. Церковь, как общественно-историческое образование – один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии не берется отвечать на вопрос об истинности или ложности тех или иных положений вероучения, религиозных догм, о степени адекватности отражения религиозным сознанием действительности. Религиозное сознание изучается социологией как социальный факт, как одна их реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором социального поведения личности, группы, общества. Социология религии исследует не только распространенность религиозного сознания в обществе и, соответственно, степень влияния религии на общественные процессы, но также и его внутреннее содержание в такой мере и в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его изменения и развития под влиянием изменений, происходящих в обществе.
Степень научной разработанности. Социология религии – это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как «коллективного представления», воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.
В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне церковь рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. Данный вопрос рассматривается в работах таких ученых как И.Н. Яблоков, С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская и других.1 На эмпирическом уровне изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и ценности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Данные проблемы нашли свое отражение в работах таких исследователей как В. Луцкевич, В. Полосин, Н.А. Струве, А. Полонский и других.2
Объектом данной работы является церковь как один из важнейших социальных институтов.
Предметом данной работы являются особенности функционирования церкви как социального института.
Целью данной работы является изучение и анализ особенностей функционирования церкви как социального института, ее влияния на общественные отношения в современной России.
Для реализации поставленной цели данной курсовой работы предполагается выполнить следующие задачи:
Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты – церковь, религиозные организации, объединения верующих.
Важным элементом религиозного комплекса является церковь – один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Например, христианская церковь с первых веков своего существования построила свою иерархию по «феодальному образцу». Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.
Внутренняя
структура такого института представляет
собой организационно оформленное
взаимодействие различных систем, функционирование
каждой из которых связано с формированием
социальных организаций и учреждений,
также имеющих статус социальных институтов.
В частности, на уровне церкви уже четко
разделяются управляющая и управляемая
системы. Первая система включает в себя
группу занимающихся выработкой, сохранением
и переработкой религиозной информации,
координацией собственно религиозной
деятельности и отношений, контролем поведения,
включающего в себя разработку и применение
санкций. Вторая, управляемая подсистема,
включает в себя массу верующих. Между
этими подсистемами существует система
нормативно оформленных, иерархически
выдержанных отношений, позволяющих осуществлять
управление религиозной деятельностью.
Регулирование этих отношений осуществляется
при помощи так называемых организационно-
Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. На первых этапах становления христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового сообщества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер, происходит выполнение определенных социальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к государству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.) христианские объединения превращались из культовых сообществ в религиозные организации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества.3
Формирование института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации культовых систем. Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.
В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены – религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.
Свод морально-этических правил – это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.
Социология
религии уделяет большое
Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.5
Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм.6
Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.
Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:
Мировоззренческая – религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;
Компенсаторная – религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;
интегрирующая – заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.7
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.
Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и прочее.
Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей – в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе.8
Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.