Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:32, реферат
Греческое слово mysterion (таинство, тайна) - от глагола «myo», означающего «покрывать, скрывать». В святоотеческом предании это слово имеет множество значений: «таинством» называли воплощение Христа, Его спасительное дело, Его рождение, смерть, Воскресение и другие события Его жизни, также, -- саму христианскую веру, учение, догматы, богослужение, молитву, церковные праздники, священные символы и т. д. Из числа священнодействий таинствами по преимуществу называли Крещение и Евхаристию.
«Слово «таинство», или «тайна», как термин, в Священном Писании Ветхого Завета обозначает промысел или промыслительное деяние Бога. Эта «тайна» открывается Богом Его пророкам: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3,7). «Даниил отвечал царю [Навуходоносору] и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» (Дан 2,27-28). В последнем случае Бог, очевидно, открывает Свои тайны пророку Даниилу.
В этом ветхозаветном смысле слово «тайна» употребляется иногда и в Новом Завете (при этом следует сказать, что слово это в новозаветных писаниях встречается редко). Здесь оно приобретает определенно сотериологический смысл. Речь идет не просто о небесных «тайнах», но о промыслительных и спасительных деяниях Божиих. Например, когда Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия» (Мф 13,11; Мк 4,11; Лк 8,10), Он под этими «тайнами» подразумевает тайны Божественного домостроительства спасения. Здесь на место ветхозаветных пророков становятся ученики Иисуса Христа как свидетели Нового Откровения в Самом Спасителе Иисусе. Следует упомянуть, что в синоптических Евангелиях слово «тайна» встречается только один раз, в этом месте».(цитируется по: Профессор архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев), «Новозаветные корни православного учения о таинствах»).
Введение ------------------------------------------------------------------------ 3
Церковь ------------------------------------------------------------------------- 4
Единая ------------------------------------------------------------------- 5
Святая -------------------------------------------------------------------- 6
Соборная ---------------------------------------------------------------- 7
Апостольская ----------------------------------------------------------- 8
Таинства ------------------------------------------------------------------------ 9
Количество Таинств -------------------------------------------------- 10
Различие в понимании Таинств между Западом и Востоком 11
Заключение --------------------------------------------------------------------- 13
Литература --------------------------------------------------------------------- 15
Количество Таинств
Вся благодатная жизнь Церкви как Тела Христова есть Таинство Принятое в средневековье формальное ограничение количества Таинств числом «семь» исходит, по видимому, из таких символических значений этого числа, как полнота и совершенство. Восточная богословская мысль никогда особо и не интересовалась количеством таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. Так, например святой Симеон Солунский (XV в.) пишет о семи таинствах, он указывает на то, что и монашеский постриг следует отнести к таинствам. В то же время, его современник митрополит Иоасаф Эфесский утверждает: "Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше" - и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма.
Преподобный Феодор Студит (IX в.) говорит о шести таинствах: Просвещении (Крещении), Собрании (Евхаристии), Миропомазании, Священстве, монашеском пострижении и чине погребения. Святитель Григорий Палама (XIV в.) подчеркивает центральный характер двух таинств - Крещения и Евхаристии, а Николай Кавасила (XV в.) в своей книге "Жизнь во Христе" дает толкование трех таинств - Крещения, Миропомазания и Евхаристии.
Традиционные Таинства имеют основание в следующих текстах Священного Писания:
Таинство Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28,19-20);
Таинство Миропомазания: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян 8,14-17);
Таинство Евхаристии: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. …
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. … Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6,51.54.56);
Таинство Покаяния: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,21-23);
Таинство Елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5,14-15);
Таинство Священства: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим 1,6); «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим 3,1);
Таинство Брака: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф 5,31-32).
Условно мы можем разделить Таинства на экклезиологические, вводящие и соединяющие человека с Церковью Христовой: Крещение, Евхаристия, Покаяние; и на освящающие, являющие в мире благодатное действие Духа Святого.
В каждом таинстве есть видимая сторона, включающая в себя ритуальную, обрядовую часть, -- чинопоследование, «вещество» таинства (например, -- вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии); и есть невидимая сторона - духовное преображение и возрождение человека, ради чего и совершается всё. Собственно "тайной" и является эта невидимая часть, остающаяся за пределами зрения и слуха, выше разума, вне чувственного восприятия.
Различие в
понимании Таинств между
Существует мнение, что за различием между западным учением о Таинствах и восточным, святоотеческим взглядом скрываются разные – катафатический и апофатический – подходы. Но не только различный образ мышления определяет это различие. Существует и принципиальная, догматическая разница. Имеется в виду, с одной стороны, католическое и протестантское, и, с другой, -- православного учение о благодати и, как следствие, различного представления о ее действии в Церкви. По большому счету, - это есть вопрос более не сакраментологический, но экклезиологический.
Особенностью римско-католической сакраментологии является идея фактической субстанциональности благодати. Согласно этому учению, благодатные дары не есть божественные нетварные энергии, предвечно исходящие от общей Трем Лицам сущности Божией, но есть тварные посредства между Богом и человеком. Для римо-католика благодать Божия есть сила, исшедшая от Бога, переданная Им церковной иерархии и, следовательно, имеющая уже отдельное от Бога бытие. Ее удобно прикрепить в качестве безличной силы к известной форме (opus operatum) и поставить в прямую зависимость от воли совершителя. Раздаятелем этой благодати является исключительно римский епископ и поставленные им клирики.
Такое учение «…о "тварной благодати" привело в католическом богословии к учению о ее разных видах. Своего завершения это учение достигло в ходе контрреформационной полемики, когда разработанные Фомой Аквинским положения дополнились четкой классификацией видов сотворенной благодати. В применении к учению о таинствах такое воззрение на благодать выражается прежде всего в том, что с каждым из таинств связывается какое-то одно конкретное сверхъестественное воздействие, которое рассматривается в полной обособленности от прочих благодатных даров.
С точки зрения православного богословия, говорить о различных видах благодати можно только с большой оговоркой, что в любом случае каждый из этих благодатных даров не есть какое-то самостоятельное безличное явление, но всегда восходящая к единой божественной сущности нетварная энергия, действование личного Бога. В соответствии с учением св. Григория Паламы о нетварной энергии можно говорить в равной мере и в единственном, и во множественном числе. Одна и та же божественная благодать действует, не разделяясь, действует многоразличным образом, каждый раз всецело приобщая к единому Богу».(цитируется по: Зайцев А. «Таинства Церкви: введение в изучение»)
В рамках православного учения о таинствах это нераздельное различие единой благодати и ее бесчисленных даров выражается в том, что каждое таинство должно рассматриваться лишь как проявление единого таинства Церкви, осуществленного во Христе, в Его обоженном Теле. Каждое таинство, писал преп. Иустин (Попович), «находится в органической связи со святым таинством Крещения, а через него – и со всем Богочеловеческим таинством Церкви». Каждое таинство – это актуализация крещенского дара. Каждое таинство, повторим, берет начало в Крещении и обретает свое завершение (совершение, совершенство) в Евхаристии.
В Церкви как истинном Теле Христовом объективно присутствует вся полнота благодатных даров. Через Христа наша природа стала, по выражению св. Афанасия Великого, духоприемной. Но каждая ипостась должна усвоить дары благодати по собственному желанию, через свободное усилие. Как писал св. Кирилл Иерусалимский, «природа наша может принять спасение, требуется только наше произволение».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, каждое из таинств приносит нашей душе свой особый дар. В таинстве Крещения в нас закладывается зерно святой жизни, которое мы должны возрастить в себе; в таинстве Миропомазания нам подается благодатная помощь для духовного возрастания и для борьбы с соблазнами; в таинстве Покаяния мы получаем прощение и очищение грехов, совершенных после крещения; в таинстве Причащения мы воспринимаем в себя Божественную жизнь, причащаясь Тела и Крови Христовых; в таинстве Елеосвящения получаем исцеление от внутренних и внешних недугов; в таинстве Брака освящается семейная жизнь, низводится благословение Божие на рождение и христианское воспитание детей; в таинстве Священства подается сила быть молитвенником за других, совершителем таинств и руководителем в духовной жизни. И все эти Таинства существуют исключительно в Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой, освящая и соединяя с Ней народ Божий.
Понятия «Церкви» и «Таинства» неразрывно связаны онтологически. Церковь, как собрание верных во Христе Иисусе является видимым источником Таинств и Божественные замыслы, тайны Нового завета актуализируются в этом собрании через действие Духа Святого.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Церковь и таинства в их взаимном отношении