Борьба двух деятелей церкви

Автор: g********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Харизму принято считать божественным даром, перед такими людьми поклоняются и верят в их безграничные возможности, притягательность, исключительность. Впервые термин употребляется в работах Макса Вебера и Эрнста Трельча. Вебер выделял три вида законного господства над народом: рациональный, традиционный и харизматический. «Харизма по крайней мере в соответствии с этимологическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способность, некоторое свойство, качество индивида, выделяющее его среди всех остальных, и - что самое главное - не столько приобретенное им, сколько милостиво дарованное ему - природой, богом, судьбой.

Работа содержит 1 файл

про иосифлян.docx

— 56.04 Кб (Скачать)

                                                     Введение

   Что люди вкладывают в понятие «харизма»? Как следует понимать его? Харизматичный человек способен вести за собой толпы не прикладывая к этому особых усилий. Как ему это удается?

     Харизму принято считать божественным  даром, перед такими людьми  поклоняются и верят в их  безграничные возможности, притягательность, исключительность. Впервые термин  употребляется в работах Макса  Вебера и Эрнста Трельча. Вебер выделял три вида законного господства над народом: рациональный, традиционный и харизматический. «Харизма по крайней мере в соответствии с этимологическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способность, некоторое свойство, качество индивида, выделяющее его среди всех остальных, и - что самое главное - не столько приобретенное им, сколько милостиво дарованное ему - природой, богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики; основатели мировых религий - Будда, Иисус Христос, Магомет; основатели государств - Солон и Ликург; великие завоеватели- Александр, Цезарь, Наполеон - все это харизматические личности».1 Успенский рассматривал харизму через церковные обряды, а именно через помазание на царство. «Будучи помещено в литургический контекст, помазание царя придает ему вообще специфический сакральный статус, особую харизму. В дальнейшем наличие у царя особой харизмы - харизмы власти, которая сообщается именно через миропомазание, - специально подчеркивалось русской церковью»2. В отечественной историографии темы моего исследования касаются: Скрынников Р. Г. в своих работах: «Третий Рим», «Харизма и власть в эпоху Чингисхана», «Государство и церковь на Руси XIV-XVI в. в.». Скрынников обращает внимание на деятельность Иосифа против еретических учений, а также немного уделяет его биографии и среде, в которой рос Иосиф. В своей работе «Третий Рим» рассматривает происхождение теории: Москва - Третий Рим. Н. А. Казакова «Вассиан Патрикеев и его сочинения». Это довольно старая работа, но она как нельзя полно характеризует личность Вассиана. А. А. Зимин, большое внимание уделяет ересям и позиции  дореволюционных и постреволюцинных авторов. И. Я. Фроянов рассматривает лишь некоторые вопросы такие как: прародина славян, норманская теория и др, о Вассиане и Иосифе касается в контексте их учения. Б. А. Успенский много внимания уделяет историографии, но пишет только о харизме правителя и патриарха В качестве источника я использую «Житие Иосифа Волоцкого», написанное учеником Иосифа- Саввой Крутицким. Житие было составлено в 1546г. по инициативе свтятого митрополита Макария на основе летописчика Иосифа Санина существующего в двух редакциях. Знаменитое произведение Иосифа- «Просветитель», написанное в 1494 - 1506 г.г. В этом произведении Иосиф обличает ересь жидовствующих, цитируя Библию, «Послание Иосифа к Митрофану, в котором он просит архимандрита убедить Ивана III бороться с ересью жидовствующих. А также работы приписанные Вассиану, это «Собрание некоего старца», в которой Вассиан упорно доказывает, что древние монастыри сел не имели и «Ответ Кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков», в которой говорится о том, что нельзя казнить еретика, так как он заслуживает справедливого суда. Цель даннной работы: проведение сравнительного анализа харизматичности двух людей. Основные задачи, это рассмотреть характер, окружение, биографию и учения двух харизматических личностей, а именно Вассиана Патрикеева и Иосифа Волоцкого. Объект работы идеологические течения 16 - 17 века. В качестве предмета я буду рассматривать судьбы  двух деятелей церкви Иосифа Волоцкого и Вассиана Патрикеева, их личность и учения, которые они проповедовали.

   Меня  интересует, какие факторы повлияли на победу иосифлян и в чем были личностные преимущества Иосифа Волоцкого. Объективной реконструкции поспособствуют такие методы как: сравнительный, описательный и системный методы.

                              Борьба двух деятелей церкви.

                                     1.1 Вассиан Патрикеев.

     «Князь Василий Иванович Патрикеев, родившийся, по- видимому, около 1470 года, был без сомнения умнейший и наделенный многими дарованиями человек».3 «Родоначальником князей Патрикеевых был литовский князь Патрикий Наримантович, внук Гедимина, который в 1383 году выехал из Литвы и был принят новгородцами в качестве служилого князя. Сын Патрикия, князь Юрий Патрикеевич, поступивший на службу к великому князю московскому Василию Дмитриевичу, женился на его дочери и вошел таким образом, в ряды высшего московского боярства»4. Род был настолько знатный, что впоследствии внуки Юрия Дмитриевича боролись за престол, правда безрезультатно. Заметную роль при дворе играли их матери: Софья Палеолог и Елена Волошанка. Борьба шла с переменным успехом, но в итоге род Патрикеевых был обвинен в связи с еретиками и Василий Косой был пострижен в монахи в Кирилло- Белозерский монастырь под именем Вассиана. Жизнь им сохранили благодаря заступничеству одного из духовных лиц.

   «В Кирилло- Белозерском монастыре Вассиан неизбежно должен был столкнуться с Нилом Сорским, чей скит находился в 15 верстах от монастыря и чье имя было популярно среди монастырской братии. Проповедь Нила Сорскго, призывавшего к полному отречению от мира учившего, что «дым есть житие се, пара, персть и попел», не могла не произвести впечатления на человека, только что прежившего крутую ломку своей судьбы, вырванного из самой гущи общественно- политической жизни и насильно одетого в монашескую рясу. Вассиана увлекают идеи нестяжательства и внутреннего самоусовершенствования, и он становится ревностным почитателем Нила Сорского».5 Возможно, Вассиан видел в нестяжательстве лишь средство достижения прежнего положения и лекарство от своих тяжких дум. Как и Иосиф, Вассиан очень хорошо знал церковную литературу и был выдающимся писателем. Он был очень привязан к Нилу Сорскому и возможно даже по его наставлению начал изучать церковную литературу. «На соборе 1503 г. Вассиан, вместе с другими белозерскими старцами, поддержал, хоть и безуспешно, выступление Нила Сорского против монастырского землевладения. После смерти Нила, когда на митрополичьем столе оказался сочувствовавший его идеям Варлаам, а при великокняжеском дворе у Вассиана нашлась сильная поддержка в лице жены Василия III, Соломонии Сабуровой, родственницы Патрикеевых, князь-инок переехал на жительство в Москву и занял при дворе видное положение. В этот период своей жизни Вассиан близко сошелся с Максимом Греком, разделявшим многое в воззрениях заволжских старцев. Существует мнение, что Василий III приблизил к себе Вассиана для того, чтобы держать в покорности властолюбивых монахов- осифлян, устрашая их своим вниманием к «нестяжателю». Как бы то ни было, впоследствии на суде над Максимом Греком, к которому был привлечен и Вассиан, свидетель Михаил Медоварцев показал, что Вассиан «был великой временной человек, у великого князя ближний; и я так государя не блюлся, — говорил он, — как его я блюлся и слушал». Василий III отзывался о Вассиане даже с преувеличенной похвалой: «Я не находил еще такого собеседника, как ты для меня, ты подпора моей державе, умягчение сердца, утоление гнева, веселие моей беседы, обогащение души, ветер, рассевающий мои скорби, наставник нелицемерной любви и братолюбия». Вассиан не скрывал цели своего сближения с великим князем. Когда Иосиф Волоцкий упрекнул его: «Вассиан пустынник для того пришел на Москву, чтобы научить великого князя и благородных людей села отнять у монастырей», — Вассиан ответил на это: «В этом, Иосиф, ты не лжешь, что я велю князю села отнимать у монастырей. А я пишу и говорю правду». »6.

     Возможно, этим и привлекал князя  этот человек, он всегда говорил  правду, не старался угодить государю, как это делали все вокруг. Иосиф не любил Вассиана и за то, как он относился к еретикам. В «Ответе заволжских старцев» в виде полемики можно прочитать о разногласиях в том, стоит ли прощать еретиков. Вассиан в этом отношении представляется милостивым. По его мнению, если еретик покаялся, его стоит простить. «Сотвори и ты, господин старец Иосиф, молитву, и если есть недостойные еретики и грешники, то поглотит их земля. Но если принимает Бог покаяние еретика и грешника, не будешь ты услышан. А мы имеем в виду разбойника, спасшегося покаянием, и мытаря, очистившегося милосердием, и помним, что рыдающая блудница прощена и Господь назвал ее дочерью».7 В конце своего послания Вассиан указывает и на то, что не имеет Иосиф такого права осуждать кого- либо на смерть. «Пойми, господин Иосиф, велика разница между Моисеем, Илией и апостолом Петром, апостолом Павлом, между тобой и ими! Кто бы из них, господин, знал про великое милосердие Бога, если бы сам он не открыл его людям, принимая раскаявшегося грешника».8

   Строга  была позиция Вассиана и по поводу развода князя. Осифляне одобряли развод князя, а вот Вассиан считал, что  его намерение несообразно с  евангельскими и апостольскими  правилами. Развод состоялся. Долго не мог дождаться князь сына, но благодаря чудотворным молитвам у князя родился наследник, будущий Иван Грозный. После его рождения Василий напрочь разочаровался в нестяжателях, и в 1531году над Вассианом вершили суд, на котором помимо вопроса о милости к еретикам(Вассиан был за справедливый суд и против убийства), центральное место занимал вопрос о божественной природе Христа. Что Вассиан целиком и полностью поддержал на соборе. Слишком много разногласий было у него с князем, говорил правду, свои консервативные взгляды в лицо, а иосифляне в это время во всем соглашались с князем, склоняя его на свою сторону. За свои дерзкие речи и поплатился. Вассиана признали еретиком и заточили в Волоколамский монастырь, где он и умер. Вассиан продолжал идеи Нила, своего учителя, человека, который в трудный момент подал ему руку. Но если посудить с другой стороны  Вассиан оставался тем же высокоумным боярином, который использовал учение Нила, чтобы отстоять свою, боярскую точку зрения на монастырское землевладение. Вассиан видел, что на основе церковной борьбы нестяжательсва и осифлянства он сможет реализовать свои политические идеи. А с его творческими способностями, одаренностью, он мог создать совершенно новую ветвь учения. Но его безграничная отдача чужим идеям делала его лишь очередным продолжателем нестяжательства, тем самым мешая ему раскрыть свою индивидуальность.

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       1.1 Иосиф Волоцкий

   «Преподобный  Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье  благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии)».9 «Его отец владел с. Язвище в пределах Волоцкого удельного княжества. Отец и три брата Ивана закончили жизнь иноками, но до того, как покинуть мир, братья служили при дворе удельного князя Бориса Волоцкого, брата великого князя Ивана III. Восьми лет от роду Иван был отдан на обучение Арсению, старцу волоцкого Крестовоздвиженского монастыря. В 20 лет он вместе со своим сверстником Борисом Кутузовым надумал уйти в монастырь».10 Род Саниных был довольно состоятельным, что позволило мальчику побывать во многих монастырях, с ранних лет узнать монашескую жизнь и приобщиться к ней. В отличие от Вассиана, Иосиф добровольно стрижется в монахи, целенаправленно выбирает этот путь. Уже с детства он изучает библейскую литературу и много читает. Он отправляется в Боровск к игумену Пафнутию.

   «Преподобный  Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и 13 февраля 1460 года постриг его в иночество  с именем Иосиф. Так осуществилось  самое большое желание Иоанна».11

   «Преподобный  Пафнутий вскоре поставил Иосифа экклесиархом в церкви, чтобы он наблюдал за исполнением  церковного устава. Около восемнадцати лет провел Иосиф в монастыре преподобного Пафнутия. Суровый подвиг иноческих послушаний под непосредственным руководством опытного игумена явился для него прекрасной духовной школой, воспитавшей в нем будущего искусного наставника и руководителя монастырской жизни. По кончине преподобного Пафнутия (+ 1 мая 1477 года) Иосиф был рукоположен во иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря».12 Это был человек порядка и дисциплины, живущий строго по уставу. Он мог покорять и вразумлять людей, обращаясь к их здравому смыслу. В нем с ранних лет сформировалаось чувство ответственности не только за себя, но и за других.

     «Затем с семью монахами- единомышленниками он направился в Волокаламск, и вблизи этого города, на землях князя Бориса Васильевича, родного брата великого князя московского, основывает свой монастырь».13 Постройка храма подняла авторитет Иосифа, к нему начали обращаться за советом, видеть в нем заступника. Монастыри в то время считались основной единицей культурной жизни и обеспечивали миграции населения, потому что люди старались селиться поближе к ним. Поэтому Иосиф снискал почет и уважение. Он пытался изменить действующий уклад. И нес в массы «новое православие», в котором представлял церковь, как могущественного феодала, независимого от государя. «Жизнь святого Аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни».14 Благодаря этой борьбе Иосиф и прославился, а позже был причислен к лику святых, как защитник основ церкви. Говоря про Иосифа, Скрынников писал:  «Он проявлял редкую заботливость о своих сподвижниках и учениках, зато его непримиримость и жестокость к идейным противникам не знали границ. Много энергии Иосиф тратил на то, чтобы приобрести земли для своего монастыря и скопить денежные богатства. Обители надлежало принимать «села»(вотчины) у богатых, чтобы благотворить нищим. Это правило было для Иосифа руководством к действию. При частых неурожаях Иосифо- Волоколамский монастырь раздавал хлеб тысячам обедневших крестьян и нищих, спасая их от голодной смерти».15

«Новшества Иосифа снискали его обители славу по всей Руси. Но время, которое переживало тогда русское общество, было тревожным. Историческая драма обернулась трагедией. Завоевание Новгорода разрушило вековечный порядок. Сторонник богатой церкви, Иосиф Санин не мог относиться к секуляризации в Новгороде иначе, как к святотатству. Не одобрял он и грубого вмешательства светской власти в церковные дела».16 Потому что считал, что церковь не должна быть под юрисдикцией светской власти, а должна иметь с ней партнерские отношения. При Василии III Иосиф просит разрешения на обыск новых еретиков в Нило-Сорском скиту. Но Вассиан доказывает незаконность его действий, тем самым завоевывая уважение Василия III. Иосиф попадает в опалу, но не отрекается от своего учения. Он пытается хитростью, а порой и обличением нестяжателей, завоевать себе авторитет у князя. Иосиф был сторонником решительных мер, когда князь начинает склоняться на его сторону, он первым делом старается избавиться от столь ненавистных ему нестяжателей. В «Просветителе» Иосиф аргументирует почему не стоит прощать еретиков, и приводит следующие доводы: «И если будет принято их покаяние, то тогда следует принимать и покаяние воров, разбойников, убийц, осквернителей могил и прочих злодеев, ведь все они каются тогда, когда бывают обличены и осуждены на смерть или на лютые муки; однако покаяние их не принимается, и они бывают осуждены, каждый по своим делам. Но согрешения еретические, а тем более отступнические, бывают тяжелее согрешений разбойников, воров, убийц, блудников, прелюбодеев, осквернителей могил, тяжелее всех смертных грехов».17

В своем произведении Иосиф проводит грань, благодаря  которой мы понимаем насколько этот человек был предан церкви и своему делу, борьбе с ересями. Он сравнивает покаяние еретика: «И теперь, когда их осудили на смерть, православные христиане скорбят и тужат о них, протягивают им руку помощи и говорят, что нужно их сподобить милости».18

 и прельщение  истинного христианина: «никто не подает им руку помощи, никто не скорбит о них, никто не скажет, что нужно дать им возможность покаяться и сподобить милости, но все говорят, что они достойны смерти или наказаний, на которые осуждены».19 У человека есть своя позиция, он не пытается угодить кому- либо.

Иосиф не был  атеистом, но не признавал некоторые церковные обряды, считая, что они не подходят русскому человеку. «Христос обрезался, но нам не стоит этого делать; Христос соблюдал субботу, но нам это можно не делать; Христос крестился, не причастившись, а мы не только при крещении, но и всегда должны причащаться».20

Информация о работе Борьба двух деятелей церкви