Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:39, реферат
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Введение ………………………………………………………………………………..3
История взаимоотношений России и ВТО………………………………………….4-7
Цели вступления России в ВТО ……………………………………………………….8
Препятствия на пути в ВТО…………………………………………………………...10
Современное состояние России после вступления в ВТО ………………………11-13
Заключение …………………………………………………………………………14-15
Маловероятно, что требования унифицировать цены на энергоносители (прежде всего природный газ) будут Россией удовлетворенны, поскольку такой шаг влечёт за собой слишком большие потери для народного хозяйства страны, а также означает отказ от естественного абсолютного преимущества экономики. В свете недавнего заявления Евросоюза о возможности поддержки России на переговорах в обмен на ратификацию Киотского протокола единственным препятствием решения нашей страной вопроса цен на энергоносители остаётся позиция США, что даёт надежду на скорое его разрешение.
Агропромышленный сектор. Ситуация в этом секторе несколько напоминает ту, что сложилась в области тарифного регулирования. Правила, принятые в ВТО, позволяют странам-участницам использовать некоторые методы нетарифной защиты собственного сельского хозяйства. Проблема в том, что к концу 1990-х годов Россия в одностороннем порядке сняла многие из существовавших до начала реформ импортные барьеры. В связи с этим возник конфликт по поводу того, какой уровень импортной защиты считать базовым для вступления в ВТО. Россия заинтересована в установлении уровня конца 1980-х годов в качестве базового, в то время как её оппоненты настаивают на закреплении в договоре о вступлении норм, действующих сегодня.
Сектор услуг. Одной из главных проблем внешнеэкономического режима России в связи со вступлением страны в ВТО называются не так давно введённые ограничения на участие иностранного капитала в финансовом и страховом секторах российской экономики. Согласно существующему законодательству, такое участие может осуществляться только посредством создания совместных предприятий, причём доля иностранного партнёра не может превышать 49 % от уставного капитала. Это ограничение рассматривается партнёрами России по переговорам как явный пример дискриминации иностранных предприятий на территории страны. Для примера, Китай в приблизительно такой же ситуации был вынужден снять все ограничения на участие иностранных фирм в своём финансовом и банковском секторах, предоставив им национальный режим функционирования. С российской стороны выдвигаются аргументы в защиту существующих ограничений, утверждающие, что эти ограничения служат лишь способом защиты только становящихся на ноги российских финансовых структур от поглощения или вытеснения с рынка иностранными конкурентами. В то же время вопрос правил участия иностранного капитала на финансовых и страховых рынках России является весьма принципиальным для обеих сторон: в условиях не столь значительного внешнеторгового оборота России и относительно большого профицита торгового баланса именно эти сектора экономики видятся членам ВТО в качестве «компенсирующих» возможные потери от отмены ряда квот и ограничений на российские экспортные товары. При этом налицо стремление России не только защитить собственные предприятия от более опытных и мощных конкурентов, но и использовать желание иностранных компаний получить доступ к этим сегментам национальной экономики в качестве, как минимум, дополнительного аргумента на переговорах и, как максимум, способа обеспечить им доступ к международным ресурсам и технологиям, не подвергая эти предприятия ни малейшей угрозе. Впрочем, если исходить из принципиальности вопроса и существующего опыта решения подобных споров в прошлом, то осуществление плана-максимума представляется маловероятным.
Ещё одним проблемным сектором является телекоммуникационный. Здесь ВТО усматривает не только отсутствие движения в сторону большей открытости и доступности для иностранного участия, но и некоторое отступление от ранее завоёванных позиций. Так, партнёров России не устраивает предложенный пакет законов, устанавливающий ограничения на участие иностранного капитала в секторе телекоммуникаций, а также монополию российской компании «Ростелеком» на некоторые виды услуг. В то же время этот сектор ничуть не менее важен для обеих сторон, поскольку представляет не только значительный рынок, но и возможность развития собственной инфраструктуры, что для России сегодня принципиально, особенно в связи с усилением негативного влияния фрагментированности национального экономического пространства на показатели экономического развития страны.
Следующая проблема – защита прав интеллектуальной собственности. Закон о защите авторских прав должен был быть принят предыдущим составом Государственной думы, однако этого так и не произошло. К тому же отсутствие сколько-нибудь эффективных и планомерных усилий государства по соблюдению уже существующего законодательства в этой области является серьёзным упущением со стороны России.
4. Современное состояние России после вступления в ВТО.
Ощутимых изменений пока мы не почувствовали. Результат вступления России в ВТО будет виден, минимум, через полгода – это выразится в ценах на продукты, бытовую технику, автомобили. Если программа будет иметь место, будет полезна, то, наверное, увеличатся транспортные поставки: будут задействованы железнодорожные, автомобильные, авиа – перевозки. Для России, безусловно, это привнесет и плюсы и минусы. Эта мера может иметь для нашей страны свойства Троянского коня. Если цены станут совсем низкими, то нам самим будет не рентабельно налаживать какое-либо производство. А для простого россиянина, по большому счету, ничего не изменится. Он может ощутить лишь разницу в ценах, которые были до вступления в ВТО и после. Но, в связи с высокой инфляцией, постоянным ростом цен на нефтепродукты – он может попросту пропустить это мимо себя.
Обновление пошлин Таможенным союзом в связи с официальным вступлением России во Всемирную торговую организацию. Начал действовать новый Единый таможенный тариф. Изменения незначительные. Так, на 90% импортные пошлины останутся на прежнем уровне.
В частности из примерно 11 тысяч товаров около 1 тысячи затронет снижение ввозного таможенного тарифа. Средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшится с 9,6% до 7,5-7,8%. Импортные пошлины, которые повышались ввиду мирового финансового кризиса, вернутся на первоначальный уровень.
Через три года импортные
пошлины будут снижены согласно
достигнутой ранее
Ожидается, что по 25% от общего числа товаров ставка тарифа может быть повышена до уровня тарифных обязательств, что позволит нивелировать негативные последствия присоединения РФ к ВТО для отдельных отраслей и производителей.
Сильнее всего тарифы изменились для продуктов питания и других потребительских товаров. В частности молочной, мясной продукции, овощей и фруктов. Снизятся пошлины на импорт свинины, сливочного масла, сыров, яблок, лимонов, лайма, помидоров и огурцов.
Запретительная пошлина
на импорт спирта останется неизменной,
но снизится пошлина на импорт многих
крепких напитков в течение трех
лет. Также снизится пошлина на минеральную
воду, пиво, вина, шампанское, вермуты.
На рыбную продукцию пошлины в
течение трех лет снизятся незначительно.
Ожидается и постепенное
Новый экономический статус России особо не скажется на промышленности. Таможенные ставки на импорт железнодорожной техники, судов и летательных аппаратов практически не изменились. Наибольшие изменения коснулись автомобильной промышленности. После вступления России в ВТО пошлины на новые легковые автомобили на три года снизятся до 25% с 30%. В последующие три года она будет снижаться с 25% до 15%. Частично снижены пошлины на тракторы и грузовые автомобили. Чтобы компенсировать потери иностранным автопроизводителям, работающим в России, с 1 сентября 2012 года буден введен в действие утилизационный сбор. Таможенный тариф на ввоз изделий из черных металлов остается прежним. На химические товары ставка пошлины снизится с 10 до 5-6,5%.
В целом изменения приведут к удешевлению как импортных, так и отечественных товаров в России. В частности снизятся цены на рыбу, фрукты, овощи, орехи из тропических стран, шоколад, цветы, вина и крепкие напитки, рис, лекарства, текстиль, одежду, обувь, строительные материалы, ювелирные изделия, мебель, электронику и электротехнику, медицинские приборы и оборудование, косметику, парфюмерию, моющие средства, автомобили. Цены начнут падать, по прогнозам, через три-пять лет.
Российская Федерация 22 августа
официально стала полноправным членом
Всемирной торговой организации (ВТО).
23 июля правительство РФ уведомило
секретариат ВТО о завершении
Россией всех внутригосударственных
процедур, необходимых для вступления
в ВТО, включая ратификацию
Переговоры о вступлении
России в ВТО начались в 1995 году.
Однако лишь с 2000 года они переросли
в полномасштабный процесс, охватывающий
все аспекты присоединения
На мой взгляд, точная оценка возможных последствий вступления в ВТО для России затруднена, так как они определяются соотношением долгосрочных прямых и косвенных динамических эффектов от перераспределения ресурсов вследствие структурных изменений экономики. Это связано с сырьевым характером внешней торговли России и особенностью базовых параметров её участия в мировой экономической системе. Сырьевая ориентация товарного экспорта, относительно низкий уровень импортной защиты внутреннего рынка, жёсткое структурное разграничение экспорта и импорта позволяют предположить, что вряд ли российская экономика понесет сколько-нибудь значительные потери от либерализации внешней торговли. Более того, Россия имеет все основания настаивать на более высоком начальном уровне номинальной тарифной защиты внутреннего рынка при вступлении в ВТО. В то же время большинство исследований указывает на наличие значительных выигрышей для России от вступления, реализуемых в основном за счёт улучшения условий функционирования внутренней экономики благодаря притоку иностранных инвестиций, технологий и расширению доступного для внутреннего потребления ассортимента товаров и услуг.
Однако неясной остаётся судьба тех секторов и отраслей российской экономики, которые по-прежнему пользуются льготными режимами защиты от иностранной конкуренции. К таким секторам и отраслям относятся банковский сектор, страхование и туристические услуги, авиа- и автомобилестроение. Эти секторы можно без натяжки признать «молодыми» для нашей экономики, возможности их конкуренции с иностранными компаниями представляются ограниченными. Меры, направленные на защиту этих секторов, принимаются правительством, но важно, чтобы эти меры были признаны правомочными также и ВТО.