Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:39, реферат
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Введение ………………………………………………………………………………..3
История взаимоотношений России и ВТО………………………………………….4-7
Цели вступления России в ВТО ……………………………………………………….8
Препятствия на пути в ВТО…………………………………………………………...10
Современное состояние России после вступления в ВТО ………………………11-13
Заключение …………………………………………………………………………14-15
на тему: «ВТО и Россия. История взаимоотношений, проблемы и цели вступления и современное состояние».
Содержание
Самая старая форма международных отношений
- это международная торговля. На протяжения
столетий внешняя торговля была и есть
основа международных экономических отношений,
так как рост мирохозяйственных связей
ускорил процесс формирования международного
разделения труда, что соединяет все страны
в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует,
что интернационализация хозяйственных
связей обусловлено развитием производительных
сил, которые, перерастая национальные
рамки, подводят к необходимости интернационализации
производства. Для экономического роста
и развития стран в постоянно развивающейся
мировой экономике очень большое значение
имеет внешняя торговля.
По
некоторым оценкам на долю торговли приходится
около 90 процентов всего объема международных
экономических отношений. Современные
международные экономические отношения,
характеризующиеся активным развитием
мировой торговли, вносят много нового
и специфического в процесс развития национальных
экономик.
Требования увеличения объема российского
экспорта и улучшения его структуры вызывают
необходимость укреплять экспортную базу
страны, повышать конкурентоспособность
российской продукции на мировых рынках,
создавать благоприятные торгово-политические
условия обеспечивающие доступ российской
продукции на эти рынки. Вступив на путь
экономической реформы, отказавшись от
государственной монополии внешней торговли,
создав реальную тарифную систему, Россия
может и должна развивать связи со странами
рыночной экономики на основе общих принципов,
принятых в мировом хозяйстве. Поэтому
Россия активно налаживает связи с международными
экономическими организациями. В последние
годы она стала полноправным членом ряда
крупнейших таможенных, торговых и финансовых
организаций, в частности Совета таможенного
сотрудничества, Международного валютного
фонда и Международного банка реконструкции
и развития, Международной торговой палаты,
а в настоящее время вступила в одну из
самых представительных - Всемирную торговую
организацию. ВТО призвана стать главным
мировым центром содействия развитию
и упорядочению внешнеэкономических связей,
а также разрешения торговых споров . Важность изучения системы
ВТО и ее использования для России обусловливается
также большими потенциальными возможностями
в извлечении больших прибылей из проходящей
под эгидой ГАТТ либерализации торговли
товарами и услугами. Введение новых правил
торговли и широкий доступ к рынкам различных
стран, несомненно, будут способствовать
ускорению хода экономических реформ
в России при условии ее вступления в BTO.
СССР
Предпосылки для вступления в ВТО были заложены ещё в советский период. В 1946 году СССР отклонил предложение ГАТТ о присоединении и спустя три года учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) призванный во многом исполнять те же функции, что и ГАТТ, но для стран социалистического лагеря. В 1979 году руководство СССР изъявило желание получить в ГАТТ официальный статус страны-наблюдателя, но он был предоставлен только в 1990 году из-за сопротивления ряда стран, в том числе США.
РФ
В 1993 году Россия подала официальную заявку на присоединение к ГАТТ. Исторически это совпало с переходным этапом трансформации ГАТТ в ВТО. Была создана Рабочая группа, обязанная рассмотреть торговый режим России и выработать условия присоединения. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых Всемирной торговой организацией. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.
Чтобы стать членом ВТО, России
предстояло согласовать с Рабочей
группой условия доступа
В 1998 году Россия сформулировала первоначальные предложения по тарифам и сельскому хозяйству. В 1999 году представила предложения по торговле услугами. Это дало возможность перейти на этап двусторонних переговоров. С 2000 года переговоры стали полномасштабными: поиск компромиссов шёл по всем направлениям экономической деятельности, контролируемых ВТО.
Процедура
В соответствии с установленным регламентом, на регулярных заседаниях Рабочей группы по присоединению России к ВТО вносятся изменения в черновик Доклада рабочей группы — документа, на основании которого будет начата процедура инициализации. Последняя редакция Доклада вышла в 2008 году. В настоящий момент в состав рабочей группы входят 60 стран, в том числе 27 государств Евросоюза как один член. Одновременно с этим Россия проводила многочисленные двухсторонние встречи, уточняя позиции заинтересованных стран и отстаивая собственные интересы. Переговоры по тарифным вопросам осуществлялись более чем с 50 странами, доступ на российские рынки вынесли на обсуждение около 30 государств.
Подписав протоколы со всеми странами-членами ВТО, выразившими заинтересованность в переговорах, государство-кандидат должно провести многосторонние переговоры.
Что же касается сроков вступления, то они переносились неоднократно. Изначально заявлялось, что Россия станет членом ВТО в 2003 году, затем ожидалось, что это произойдёт в 2006 году, в дальнейшем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году.
Ход переговоров:
2003—2004
Первый протокол о завершении двусторонних переговоров был подписан 26 ноября 2003 года — это было соглашение с Новой Зеландией, оно касалось только вопросов доступа к рынку.В ходе встреч 2003—2004 годов своё согласие на членство России в ВТО документально зафиксировали Чили, Тайвань, Сингапур, Китай, Южная Корея,Венесуэла и Грузия.
Однако долгое время российским дипломатам не удавалось подвести черту под диалогом с Европейским союзом. Наконец, в мае 2004 года министр экономического развития РФ комиссар ЕС по торговле поставили подписи под соответствующим документом. После этого Россия сосредоточила усилия на общении с наиболее серьёзным партнёром — США.
2005
В 2005 году Россия согласовала условия своего членства в ВТО с Турцией, Египтом, Канадой, Филиппинами, Парагваем и Никарагуа.На том этапе в Минэкономразвития РФ считали, что к концу 2005 года переговоры будут завершены со всеми выразившими заинтересованность странами, а конечным сроком вступления в ВТО называли 2006 год.
2006
В 2006 году были ратифицированы договорённости с Индией, Шри-Ланкой, Аргентиной, Швейцарией, Бразилией, Австралией, Колумбией, Японией и Молдавией. Однако переговоры с США зашли в тупик, разногласия касались доступа на финансовый рынок, вопросов интеллектуальной собственности, импорта мяса и пошлин на иностранные самолёты. Одновременно с этим Грузия официально отозвала своё согласие на вступление России в ВТО и некоторое время отказывалась возобновить диалог.
2007
В 2007 году вступление России в ВТО одобрили Сальвадор и Коста-Рика, однако о желании участвовать в диалоге объявили Камбоджа и незадолго до этого вступивший в ВТО Вьетнам. С обоими государствами были в скором времени достигнуты соглашения. Столь же прогрессивным был и диалог с Гватемалой. Нерешёнными оставались противоречия с Грузией. Кроме того предстояло договориться и с Саудовской Аравией, которая на тот момент ещё не подключилась официально к переговорному процессу. В это время претензии предъявила Финляндия, недовольная планируемым повышением пошлин на экспортную российскую древесину.
2008
Переговоры с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами были завершены в 2008 году. В тот момент Россия и Украина были одинаково близки к ВТО. Российская сторона ожидала, что Украина, став полноправным членом ВТО, вызовет Россию на переговоры, которые могли бы оказаться непростыми.
16 мая 2008 года Украина
стала членом ВТО. Президент
Виктор Ющенко первоначально
заявил, что не станет препятствовать
России. Позже Украина подала
официальную заявку на участие
в переговорном процессе, но спустя
пять месяцев отозвала её. Этот
ход эксперты объяснили
В 2008 году Россия по сути стояла перед завершающими многосторонними переговорами, когда вооружённый конфликт в Южной Осетии, «отбросил Россию в переговорном процессе на много лет назад».Осложнились отношения с Грузией и США. Министр торговли США заявлял тогда, что под вопросом членство России не только в ВТО, но и в «большой восьмёрке». Первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что Россия намерена выйти из ряда обременительных и невыгодных для России соглашений с партнёрами по ВТО и позже констатировал, что в ближайшей перспективе Россия не видит возможности для вступления в эту организацию.
2009-2011
В середине 2009 года Россия объявила, что войдёт в ВТО в составе не существовавшего ещё на тот момент Таможенного союза (ТС).Страны-партнёры России по ТС находятся в схожей ситуации относительно ВТО: Белоруссия пытается присоединиться к этой организации с 1995 года, Казахстан — с 1996 года. В дальнейшем три страны нацелены на перспективу Единого экономического пространства.
2010 год ознаменовался
прорывом в переговорном
К концу 2011 года России оставалось договориться лишь с Грузией, что она успешно осуществила в ноябре месяце.
После этого российский премьер Владимир Путин заявил, что все страны мира благодаря этому смогут работать на принципах ВТО не только в России, но и на всём пространстве уже созданного и функционирующего Таможенного союза, которое также состоит из не входящих в ВТО Белоруссии и Казахстана.
16 декабря 2011 года председатель
правительства России Владимир
Путин подписал протокол о
присоединении России к ВТО,
после чего министерская
Участие в ВТО даёт стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
Любая страна для принятия её в ВТО должна соответствовать основным требованиям GATT/GATS. Поэтому первым вопросом по поводу принятия России в ВТО является соответствие внешнеэкономической политики нормам ВТО. На сегодняшний день уже немало сделано для того, чтобы соответствующие разделы российского законодательства удовлетворяли требованиям ВТО. Государственной думой РФ приняты 300 из около 340 поправок к существующему законодательству, оговоренных рабочей группой ВТО по принятию России в эту организацию.
Однако остаётся целый ряд принципиальных моментов российского внешне- внутриэкономического режима, не удовлетворяющих партнёров России на переговорах о вступлении в ВТО.
Тарифное регулирование. В отличие от большинства её предшественниц на пороге ВТО, России не нужно предпринимать какие-либо серьёзные меры по либерализации своего внешнеторгового режима, поскольку он в основном соответствует требованиям ВТО. Количественные ограничения и пошлины на экспорт большинства товаров были отменены ещё в середине 1990-х годов. Тарифное регулирование импорта характеризуется весьма скромными ставками пошлин, причём реальные ставки тарифа значительно ниже номинальных (табл. 2). Тарифная сетка была унифицирована и приведена в соответствие со стандартами, принятыми для членов ВТО в 2001 г.
В результате к вступлению в ВТО Россия подходит с режимом внешнеторгового регулирования, характерным скорее для развитых стран-участниц этой международной организации, нежели для страны с переходной экономикой, только вступающей в неё. Это порождает требования ряда лоббистских групп внутри страны повысить тарифные ставки на импорт ключевых товаров. Таким образом, камнем преткновения на переговорах стало желание российской стороны вступить в ВТО, повысив ставки по ряду товарных групп (автомобили, некоторые виды сельскохозяйственной продукции), постепенно снижая их до существующего сегодня уровня в течение 5–7 лет адаптационного периода.
Цены на энергоносители. Одной из главных проблем сегодня является режим контроля внутренних цен на энергоносители внутри России. Ряд стран – участниц ВТО (главным образом США и Евросоюз) усматривают в двойном режиме ценообразования в этой отрасли скрытый механизм субсидирования экспорта энергоёмкой продукции за счёт искусственного снижения её себестоимости посредством предоставления дешёвой энергии. По оценкам экспертов ОЭСР, эти косвенные субсидии составляют около 5 % ВВП ежегодно. Российская сторона в свою очередь утверждает, что двойной режим ценообразования может рассматриваться как инструмент субсидирования только в том случае, если цена энергии для производства экспортной продукции меньше ее общей цены на внутреннем рынке. Кроме того, указывается, что правила ВТО не содержат прямого запрета на установление двойного ценового стандарта для внутренних и зарубежных потребителей продукции, если этот двойной стандарт не означает ценовую дискриминацию отдельных стран или отраслей. Другими словами: дешёвая энергия – это фактор, определяемый внутренней экономической конъюнктурой, обусловленный общим экономическим положением в стране и наличием ресурсов и мощностей для производства энергоносителей. В то же время более высокий уровень экспортных цен на ту же продукцию объясняется простым желанием и возможностью извлекать дополнительную прибыль из определённой доли монопольной власти на мировом и региональных рынках энергоносителей. Оба тезиса ни в коей мере не противоречат правилам, действующим в ВТО.