Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. Внешняя торговля играет в современных условиях важную роль в развитии экономики, пополнении доходной части федерального бюджета, способствует все большему включению страны в мирохозяйственные связи.
Введение 3
Глава 1 Внешняя торговля и ее роль 5
Глава 2 Концепции внешней торговли
2.1.Классическая теория международной торговли 8
2.2Теория Хекшера-Олина 13
2.3Теория Хекшера-Олина-Самуэльсона 14
2.4 Парадокс Леонтьева 15
2.5Неотехнологические теории 15
2.5.1Теория снижающихся издержек 16
2.5.2Теория «технологического разрыва» 17
2.5.3Теория «цикла жизни продукта» 17
2.6Теория Портера: теория конкурентных преимуществ 20
2.7Теории распределения доходов от внешней торговли 23
Глава 3 Внешнеторговая политика
3.1Развитие внешнеэкономических связей и защита национального
рынка 27
3.2Правовое регулирование экспортного контроля в РФ 29
3.3 Протекционизм, как форма защиты от иностранной конкуренции 30
3.4Либерализация - общая тенденция развития внешнеторговых
отношений 31
3.5Международное регулирование торговых отношений 33
3.6Внешняя торговля России 34
Заключение 39
Список используемой литературы 41
ГЛАВА 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Развитие внешнеэкономических связей
и защита национального рынка
Выход
отечественных
Восстановление производственного потенциала России во многом связано с развитием её внешнеэкономических отношений с традиционными партнерами. Прошедшее десятилетие характеризуется спадом внешнеторгового оборота, уменьшением в нем доли России, сокращении номенклатуры экспортной продукции до сырьевых ресурсов. Из страны вывозятся стратегические ресурсы, в том числе нефть, газ, чёрные и цветные металлы. В объеме импорта технологическое оборудование для всех видов производства составляет до 10%, а высокоуровневых технологий- всего одну сотую долю процента. Зато доля импорта в общем объёме медицинского оборудования достигала 50%, медицинских препаратов-60%, тканей-70%, одежды-45%, обуви-56%, продовольственного питания-37%, а городах-миллионерах-от60 до 80%. По данным Госторгинспекции, 90% всех товаров широкого потребления, поступающих в Россию из Юго-Восточной Азии и Турции, не соответствует евростандартам.
Требуется серьезный анализ происходящего, глубоко обоснованная Программа защиты отечественного рынка. Программа должна предусматривать меры по увеличению номенклатуры и объемов производства конкурентной импортозамещающей продукции, прежде всего за счет использования специализированных , а также конвертируемых предприятий. Для улучшения качества отечественных товаров необходимо ужесточить требования стандартов и к сертификации. Следует повысить роль и значение контролирующих органов, ввести правовую ответственность юридических и физических лиц за нарушение установленных правил и законов.
Регулирование
внешнеэкономической
Одновременно
с мерами по ужесточению валютного
контроля целесообразно принятие мер
по стимулированию возврата ранее вывезенного
капитала и притока прямых инвестиций
из-за рубежа. Для этого должны быть устранены
ограничения на ввоз капитала в целях
осуществления прямых инвестиций, предоставлены
соответственные государственные гарантии
от политических рисков, а также сформулирована
система страхования прямых инвестиций.
3.2. Правовое регулирование экспортного контроля в РФ
Одним
из важнейших принципов
Современная
система экспортного контроля, существующая
в большинстве промышленно развитых государств
мира, базируется на основополагающем
принципе, в соответствии с которым внешнеторговые
поставки товаров и технологий высокого
технического уровня страны-производители
и экспортеры осуществляют при условии,
что с ними будут обращаться соответственным
образом и не будут реэкспортировать в
контролируемые государства. Целью экспортного
контроля является наблюдение за исполнением
соответствующих международных обязательств
и договорённостей путем получения достоверной
информации о том, где находится контролируемый
товар, кто является его владельцем , и
с какими целями он используется. Объектом
экспортного контроля в мировой практике
является:
Формирование российской системы экспортного контроля началось с издания Президентом РФ Указа от 11 апреля 1992г. №338 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России».
Различия
позиций стран в системе
3.3.Протекционизм, как форма защиты от иностранной конкуренции
Сторонники
протекционизма утверждают, что ограничение
импорта необходимо, во-первых, для
того, чтобы поддержать отечественных
производителей, сохранить рабочие
места и, тем самым, обеспечить социальную
стабильность. Во-вторых, сокращение импорта
увеличивает спрос в стране и, тем самым
стимулировать рост производства и занятости.
Протекционизм необходим как временная
мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные
отрасли промышленности, в которых пока
высокий уровень издержек, смогли сформироваться
и укрепить свои позиции. Во многих случаях
государство проводит протекционистскую
политику, так как нуждается в дополнительных
доходах для покрытия дефицита государственного
бюджета. Особенно популярным этот аргумент
является в тех странах, где нормальная
налоговая система находится в стадии
становления и существуют значительные
трудности со сбором внутренних налогов.
Аргумент в пользу протекционизма в отношении
отраслей, выпускающих стратегическую
и военную продукцию, носит не экономический,
а скорее военно-политический характер.
Утверждается, что чрезмерная зависимость
страны от импорта может поставить ее
в уязвимое положение в случае возникновения
чрезвычайных обстоятельств.
3.4.Либерализация - общая тенденция развития внешнеторговых отношений
Либерализация связана с максимальным сокращением нерыночных административно-правовых методов регламентации внешней торговли, с предоставлением иностранным продавцам возможностей свободной реализации их продукции на рынках данной страны, а отечественных- на внешних рынках. Общей тенденцией развития внешнеторговых отношений в последние десятилетия являлся рост либерализации, повышение степени открытости национально-государственных экономических систем. «Абсолютно открытых » экономик, т.е. таких, в которых нет никаких механизмов государственного регулирования внешней торговли, в мире не существует, однако масштабы и механизмы государственной регламентации сокращаются и унифицируются; мировой рынок становится все более однородным, а национально-государственные барьеры на пути движения товаров- все менее значительными.
В системе конкретных инструментов внешнеторговой политики наиболее распространены два типа: тарифные, нетарифные инструменты. Таможенные тарифы включают в себя товарную номенклатуру и ставки таможенных пошлин. Устанавливаются импортные и экспортные тарифы. Уровень ставок пошлин имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в минувшие десятилетия типичным был их уровень порядка десятка процентов, то в настоящее время средний уровень ставок пошлин в развитых странах составляет 4-5% стоимости товаров, в том числе на сырьевые товары-1,5-2%, на полуфабрикаты- до 6%, на готовые изделия – 6-7%. Широко распространен принцип эскалации тарифов, т.е. роста уровня ставок по мере увеличения степени обработки ввозимых товаров. В развивающихся странах ставки таможенных пошлин выше - они достигают 20-30%, а на некоторые товары-до 200% и более. Во многом это связано с осуществлением импортозамещающей индустрии. Однако в последнее время все большее количество развивающихся стран, по примеру НИС, переходит к экспортированной модели модернизации, что ведет к ослаблению протекционизма и росту степени открытости экономик этих стран.
По механизму расчета различаются два основных вида таможенных пошлин: адвалорные и специфические. Адвалорные устанавливаются в % к таможенной стоимости единицы облагаемого товара. Например, до создания NAFTA в Мексике была установлена 20% адвалорная пошлина на компьютеры производства США. Специфические пошлины устанавливаются по определенной ставке соотносительно с объемом облагаемого товара – в основном на топливно-сырьевые ресурсы, исчисляемые в тоннах, метрах, куб. метрах и т.д.
В
последнее время всё большее
распространение получают нетарифные
инструменты регулирования внешней
торговли. Нетарифные методы ныне распространяются
на 27-28% мировой торговли. К числу основных
нетарифных методов относятся: паратарифные,
включающие различные платежи и сборы,
квотирование, лицензирование, таможенный
контроль. Нетарифные ограничения получили
наибольшее распространение в политике
развитых стран в отношении развивающихся.
3.5.Международное регулирование торговых отношений
Современное развитие мирового рынка обусловлено формированием единой международной системы регулирования торговых отношений. Которые включают в себя согласование принципов и процедур национально-государственного регулирования и деятельность международных организаций, направленную на разработку и утверждение международно-признанных норм торговых отношений. В мире постепенно формируется единое правовое, административное и организационное пространство международной торговли. Ведущую роль в этом процессе играет ВТО, в рамках которой её государствами-участниками формируется договорно-правовая система международных торговых отношений.
Основные элементы этой системы:
- Генеральное
соглашение по тарифам и
- Генеральное соглашение по торговли услугами;
- Соглашение
по торговым аспектам
Пакет этих основных и некоторых других соглашений образует организационно – правовую структуру ВТО, утвердившуюся с 1995г.
Ключевое значение в системе ВТО сохраняет ГАТТ- кодекс универсальных принципов, норм и правил международной торговли. В системе международно - правового регулирования торговых отношений важную роль играют такие принципы и установки, разрабатываемые Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), объединяющей около 190 государств , в том числе РФ. Одной из наиболее актуальных и дискуссионных проблем интеграции России в систему мирового рынка стала в последние годы проблема вступления в ВТО. По имеющимся прогнозам ,присоединение к этой организации будет иметь как положительное , так и отрицательное следствие для российской экономики. Вопрос усложняется также вследствие выдвижения в адрес России условий, имеющих, по существу, не экономический, а политический характер. Ряд стран СНГ уже приняты в ВТО, но, в отличие от России, на весьма льготных условиях.