Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. Внешняя торговля играет в современных условиях важную роль в развитии экономики, пополнении доходной части федерального бюджета, способствует все большему включению страны в мирохозяйственные связи.
Введение 3
Глава 1 Внешняя торговля и ее роль 5
Глава 2 Концепции внешней торговли
2.1.Классическая теория международной торговли 8
2.2Теория Хекшера-Олина 13
2.3Теория Хекшера-Олина-Самуэльсона 14
2.4 Парадокс Леонтьева 15
2.5Неотехнологические теории 15
2.5.1Теория снижающихся издержек 16
2.5.2Теория «технологического разрыва» 17
2.5.3Теория «цикла жизни продукта» 17
2.6Теория Портера: теория конкурентных преимуществ 20
2.7Теории распределения доходов от внешней торговли 23
Глава 3 Внешнеторговая политика
3.1Развитие внешнеэкономических связей и защита национального
рынка 27
3.2Правовое регулирование экспортного контроля в РФ 29
3.3 Протекционизм, как форма защиты от иностранной конкуренции 30
3.4Либерализация - общая тенденция развития внешнеторговых
отношений 31
3.5Международное регулирование торговых отношений 33
3.6Внешняя торговля России 34
Заключение 39
Список используемой литературы 41
ВВЕДЕНИЕ
Традиционной
и наиболее развитой формой международных
экономических отношений
Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы»1.
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный
интерес представляет изучение как
теорий, раскрывающих принципы оптимального
участия национальных экономик в
международном товарообмене, факторы
конкурентоспособности отдельных стран
на мировом рынке, так и объективных закономерностей
развития мировой торговли. Особую значимость
эти проблемы имеют для России и других
стран, вставших на путь создания развитой
рыночной экономики, ориентированной
на активное участие в мировой торговле.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами2.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.
Современная
международная торговля—
Кроме
того, немаловажной особенностью является
самые разнообразные
Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется. Анализ показывает исключительно быстрый рост товарооборота после второй мировой войны: с 1947 по 1973 гг. объем Мирового экспорта ежегодно увеличивался примерно на 6%. В целом за послевоенный период произошел настоящий взрыв экспорта товаров: его объем при пересчете в текущие доллары увеличился с менее чем 25 млрд. долларов в 1939г. до примерно 2500 млрд. долларов в 1987г. 90-е годы не изменили этой тенденции.
По данным Секретариата ГАТТ, Оборот мировой торговли в 1993 году, с учетом изменения цен возрос па 2,5%; объем мирового экспорта возрос на 2% и импорта на 2%.
Интенсивность торговых связей значительно различается по странам. На долю только промышленно развитых стран приходится около 70% международной торговли и более 3/4 всего торгового оборота, включая услуги. В основном они ведут эту торговлю друг с другом: около 80% экспорта промышленно развитых стран, предназначается для других промышленно развитых стран. Для примера - на долю взаимной торговли развивающихся стран производится лишь четверть их экспорта .
Столь динамичное развитие внешней торговли объясняется ее положительным воздействием на уровень и качество экономического развития стран. Большинство стран в современных условиях—страны с открытой экономикой, т.е. значительная часть ВВП производится у них с участием внешнеторгового сектора.
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные
сдвиги, происходящие в экономике
стран под влиянием научно-технической
революции, специализация и кооперирование
промышленного производства усиливают
взаимодействие национальных хозяйств.
Это способствует активизации международной
торговли. Международная торговля, опосредующая
движение всех межстрановых товарных
потоков, растет быстрее производства.
Согласно исследованиям Всемирной торговой
организации на каждые 10% роста мирового
производства приходится 16% увеличения
объема мировой торговли. Тем самым создаются
более благоприятные условия для его развития.
Когда же в торговле происходят сбои, замедляется
и развитие производства.
ГЛАВА 2 КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
2. 1.Классическая теория международной торговли
Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII- начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Риккардо. В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать. А.Смит в своей книге « Исследования о природе и причинах богатства народов»(1776г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества. А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.
«Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену этого продукта.
То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может не оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.»
Идея А. Смита может быть выражена в простой модели, представленной в таблице 1.
|
страна 1 | страна 2 |
товар А | 10 труд. ед. | 20 труд. ед. |
товар Б | 20 труд. ед. | 10 труд. ед. |
Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.
В конце XVIII в. торговля "колониальными товарами" составляла в ценностном выражении более 1/3 мировой торговли. Резкое преобладание торговли сырьевыми товарами и подтолкнуло А. Смита к созданию модели абсолютных преимуществ. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропических странах, а не в Англии. Однако уже в то время на торговлю с европейскими странами приходилось около половины внешней торговли Англии. Естественно, природные различия во многих случаях не могли лежать в основе абсолютных преимуществ экспортеров, продающих товары в соседние страны. А. Смит замечает это обстоятельство и указывает, что наряду с естественными преимуществами существуют еще преимущества приобретенные: «В данном случае не имеет никакого значения, являются ли те преимущества, какими обладает одна страна сравнительно с другой, естественными или приобретенными. Поскольку одна страна обладает такими преимуществами, а другая лишена их, для последней будет всегда выгоднее покупать у первой, а не производить самой. Преимущество, которым обладает ремесленник перед своими соседями, занимающимися другими профессиями, является приобретенным, и, тем не менее, как он, так и они находят более выгодным покупать друг у друга, вместо того, чтобы производить предметы не по своей специальности.»
Со
временем на смену модели А. Смита пришла
модель Давида Риккардо (David Ricardo), который
в своей работе « Начала политической
экономии налогового обложения » (1817г.)
сформулировал более общий принцип взаимовыгодной
торговли и международной специализации,
включающий в качестве частного случая
модель А. Смита. Д. Риккардо увидел определенную
специфику международных экономических
отношений и создал модель, в которой показал,
что несоблюдение принципа А. Смита не
является препятствием для взаимовыгодной
торговли. Д. Риккардо открыл закон сравнительного
преимущества (comparative advantage): Страна должна
специализироваться на экспорте товаров,
в производстве которых она имеет наибольшее
абсолютное преимущество (если она имеет
абсолютное преимущество по обоим товарам)
или наименьшее абсолютное непреимущество
(если она не имеет абсолютного преимущества
ни по одному из товаров)3. Он приводит
ставший хрестоматийным пример обмена
английского сукна на португальское вино,
что приносит выгоды обеим странам, даже
если абсолютные издержки производства
и сукна и вина в Португалии ниже,
чем в Англии. Исходные условия для этого
примера представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Принцип сравнительного преимущества