Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в проведении анализа внешнеторговой политики России.
Для достижения цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики
2. Рассмотреть виды внешнеторговой политики.
3. Изучить законодательную базу в области внешней торговли.
4. Рассмотреть регулирование экспорта и импорта.
5. Провести анализ торговли России за 2005 – 2010 гг.
6. Рассмотреть вступление России в ВТО.
Введение 4
1 Внешнеторговая политика: теоретический аспект 6
1.1 Сущность внешнеторговой политики 6
1.2 Виды внешнеторговой политики 7
1.3 Законодательная база в области внешней торговли 9
2 Национальный механизм и регулирование внешнеторговой политики 13
2.1Тарифные регулирования внешнеторговой политики 13
2.2 Классификация нетарифных ограничений 17
3 Внешнеторговая политика России 21
3.1 Регулирование экспорта и импорта 21
3.2 Анализ внешней торговли России за 2005 – 2010 гг. 24
3.3 Россия и ВТО 29
Заключение 34
Список литературы 36
В 2007 г. внешнеторговый оборот РФ составил 577,9 млрд долл. США. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности составило 130,9 млрд долл. США. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 300, 6 млрд долл. США, что на 57% больше, чем импорт. Со странами СНГ экспорт составил 53,8 млрд долл. США, импорт – 31,8 млрд долл. США.
Экспорт | |
2007 | 2008 |
Импорт | |
2007 | 2008 |
Рисунок 1 – Товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации
Источник: http://www.gks.ru
На рисунке 1 представлена товарная структура экспорта и импорта. По итогам экспорта 2007 г. и 2008 г. большую часть занимают металлы и минеральные продукты. Экспорт по металлам и минеральным продуктам в 2008 г. на 2,1 % больше чем в 2007г. По импорту первое место занимают машины, оборудование и транспортные средства. Импорт по машинам, оборудованию и транспортным средствам в 2008 г. на 1,8 % больше чем в 2007 г.
Самые высокие показатели внешней торговли были в 2008 г. Внешнеторговый оборот составил 763,5 млрд долл. США, что на 107% больше по отношению к 2005 г.
Рисунок 2 – Динамика экспорта и импорта РФ в процентах к декабрю 2008г.
Источник: http://www.gks.ru
В 2009 г. внешняя торговля пошла на спад из-за финансово – экономического кризиса. Специфическим фактором в развитии кризиса в России являлось наличие значительного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд долл. США на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объёмом золотовалютных резервов России. Произошло уменьшение золотовалютных резервов на 10 %. Также негативным фактором для России, как нетто-экспортёра углеводородного сырья, стало резкое падение с исторического пика в середине июля 2008 г. цен на нефть. Кризис привел к сильнейшему спаду производства. Внешнеторговый оборот составил 495,8 млрд долл. США. Сальдо торгового баланса составило 112,1 млрд долл. США. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 256 млрд долл. США, импорт – 167,7 млрд долл. США.
Экспорт | Импорт | |
Рисунок 3 – Распределение экспорта и импорта Российской Федерации по некоторым зарубежным странам
Источник: http://www.gks.ru
Внешнеторговый оборот в 2010 г. составил 648,4 млрд долл. США, что на 30% больше, чем в 2009г. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности составило 151,6 млрд долл. США.
|
1,1 30,4 19,8 1,6 2,0 1,1 1,4 2,6 37,7 |
Рисунок 4 – Структура экспорта России по странам СНГ (январь-июнь 2010 г.), в %
Источник: http://www.gks.ru
|
0,4 30,7 18,5 1,2 1,2 0,7 0,3 4,9 41,1 |
Рисунок 5 – Структура экспорта России по странам СНГ (январь-июнь 2010 г.), в %
Источник: http://www.gks.ru
3.3 Россия и ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств, в сфере международной торговли товарами и услугами.
Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны – члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
Решения
принимаются всеми
Совет
по торговле товарами, в свою очередь,
руководит деятельностью
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Тема
вступления России в ВТО на сегодня
является исключительно важной и
актуальной для России. Переговоры
об этом идут с 1994 года. Но именно сейчас
вопросы присоединения
Внешняя
торговля в настоящее время является
одним из важнейших секторов российской
экономики, так как именно она
определяется динамику многих макроэкономических
параметров. И задача правительства
в этой связи — создать условия
для дальнейшего развития внешнеэкономических
связей и их эффективного использования
в целях повышения
В свою очередь, стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое сообщество.
Российская позиция в этом вопросе однозначна и последовательна: Россия должна в кратчайшие сроки вступить во Всемирную торговую организацию, но этот процесс должен происходить на стандартных, равноправных с прочими странами — членами ВТО условиях.
Условия
членства России в международной
организации должны вырабатываться
лишь на основе соответствующих норм
и правил, а не по прецедентному
принципу. Опыт присоединения других
стран к ВТО, как бы интересен
он ни был, не может быть безоговорочно
применим к России, поскольку у
Российской Федерации, как и у
каждой страны, — свои приоритеты. Недопустимо
вступление в международную организацию
ради самого факта вступления. Условия
нашего членства должны в первую очередь
учитывать потребности развития
отечественной экономики, устранять
дискриминацию российского
Необходимо отдавать себе отчет в том, что вступление в ВТО имеет для России как целый ряд плюсов, так и несколько неизбежных минусов, негативное воздействие которых и стремится минимизировать наше правительство.
В
первую очередь Россия будет ограничена
в применении инструментов государственного
регулирования экономических
К
безусловно положительным моментам
относится, прежде всего, внедрение
в российское законодательство стабильных,
предсказуемых правил игры и единых
подходов в применении механизмов регулирования
внешнеэкономической
Не сразу, существенно улучшатся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Это позитивно отразится и на экономической деятельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли.
Необходимо упомянуть также о создании лучших условий для интеграции в рамках СНГ, укреплении роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создании оптимальных стартовых условий для начала переговоров о присоединении России к Единому Европейскому экономическому пространству.
При этом необходимо учитывать, что для потенциальных российских партнеров по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию реализуются практически немедленно, а для российских производителей — с течением довольно длительного периода времени.
В
настоящее время Россия готова перейти
к качественно новому этапу в
деятельности рабочей группы по присоединению
России к ВТО, а именно — к выработке
проекта Доклада рабочей
Таким образом, в этой главе была рассмотрена внешнеторговая политика России. В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Комитетом Таможенного Союза.