Внешнеторговая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в проведении анализа внешнеторговой политики России.
Для достижения цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики
2. Рассмотреть виды внешнеторговой политики.
3. Изучить законодательную базу в области внешней торговли.
4. Рассмотреть регулирование экспорта и импорта.
5. Провести анализ торговли России за 2005 – 2010 гг.
6. Рассмотреть вступление России в ВТО.

Содержание

Введение 4
1 Внешнеторговая политика: теоретический аспект 6
1.1 Сущность внешнеторговой политики 6
1.2 Виды внешнеторговой политики 7
1.3 Законодательная база в области внешней торговли 9
2 Национальный механизм и регулирование внешнеторговой политики 13
2.1Тарифные регулирования внешнеторговой политики 13
2.2 Классификация нетарифных ограничений 17
3 Внешнеторговая политика России 21
3.1 Регулирование экспорта и импорта 21
3.2 Анализ внешней торговли России за 2005 – 2010 гг. 24
3.3 Россия и ВТО 29
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая по вэд.docx

— 286.89 Кб (Скачать)

     В 2007 г. внешнеторговый оборот РФ составил 577,9 млрд долл. США. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности составило 130,9 млрд долл. США. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 300, 6 млрд долл. США, что на 57% больше, чем импорт. Со странами СНГ экспорт составил 53,8 млрд долл. США, импорт – 31,8 млрд долл. США.

Экспорт
2007 2008
Импорт
2007 2008

     Рисунок 1 – Товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации

Источник: http://www.gks.ru

     На  рисунке 1 представлена товарная структура  экспорта и импорта. По итогам экспорта 2007 г. и 2008 г. большую часть занимают металлы и минеральные продукты. Экспорт по металлам и минеральным продуктам в 2008 г. на 2,1 % больше чем в 2007г. По импорту первое место занимают машины, оборудование и транспортные средства. Импорт по машинам, оборудованию и транспортным средствам в 2008 г. на 1,8 % больше чем в 2007 г.

     Самые высокие показатели внешней торговли были в 2008 г. Внешнеторговый оборот составил 763,5 млрд долл. США, что на 107% больше по отношению к 2005 г.

     

     Рисунок 2 – Динамика экспорта и импорта РФ в процентах к декабрю 2008г.

Источник: http://www.gks.ru

       В 2009 г. внешняя торговля пошла на спад из-за финансово – экономического кризиса. Специфическим фактором в развитии кризиса в России являлось наличие значительного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд долл. США на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объёмом золотовалютных резервов России. Произошло уменьшение золотовалютных резервов на 10 %. Также негативным фактором для России, как нетто-экспортёра углеводородного сырья, стало резкое падение с исторического пика в середине июля 2008 г. цен на нефть. Кризис привел к сильнейшему спаду производства. Внешнеторговый оборот составил 495,8 млрд долл. США. Сальдо торгового баланса составило 112,1 млрд долл. США. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 256 млрд долл. США, импорт – 167,7 млрд долл. США.

Экспорт   Импорт
  

 

Рисунок 3 – Распределение экспорта и импорта Российской Федерации по некоторым зарубежным странам

Источник: http://www.gks.ru

      Внешнеторговый  оборот в 2010 г. составил 648,4 млрд долл. США, что на 30% больше, чем в 2009г. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности составило 151,6 млрд долл. США.

  1. Азербайджан
  2. Армения
  3. Беларусь
  4. Казахстан
  5. Киргизия
  6. Республика  
    Молдова
  7. Таджикистан
  8. Туркмения
  9. Узбекистан
  10. Украина
    2,3 
    1,1 
    30,4 
    19,8 
    1,6 
     
    2,0 
    1,1 
    1,4 
    2,6 
    37,7

Рисунок 4 – Структура экспорта России по странам СНГ (январь-июнь 2010 г.), в %

Источник: http://www.gks.ru

  1. Азербайджан
  2. Армения
  3. Беларусь
  4. Казахстан
  5. Киргизия
  6. Республика  
    Молдова
  7. Таджикистан
  8. Туркмения
  9. Узбекистан
  10. Украина
    1,0  
    0,4 
    30,7 
    18,5 
    1,2 
     
    1,2 
    0,7 
    0,3 
    4,9 
    41,1

Рисунок 5 – Структура экспорта России по странам СНГ (январь-июнь 2010 г.), в %

Источник: http://www.gks.ru 

      3.3 Россия и ВТО

      Всемирная торговая организация (ВТО) – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств, в сфере международной торговли товарами и услугами.

      Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны – члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

      Решения принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника  ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как  минимум один раз в два года. Первая конференция подтвердила  курс стран-участниц на либерализацию  торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО  три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между  торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой  конкуренции, а также прозрачностью  в области государственных закупок.

      Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и  выполнением соглашений ГАТТ-1994 в  сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

      Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО  и региональные торговые соглашения.

     Тема  вступления России в ВТО на сегодня  является исключительно важной и  актуальной для России. Переговоры об этом идут с 1994 года. Но именно сейчас вопросы присоединения приобрели  реальное практическое значение, поскольку  наступила фаза конкретного определения  условий, на которых это присоединение  должно происходить.

     Внешняя торговля в настоящее время является одним из важнейших секторов российской экономики, так как именно она  определяется динамику многих макроэкономических параметров. И задача правительства  в этой связи — создать условия  для дальнейшего развития внешнеэкономических  связей и их эффективного использования  в целях повышения конкурентоспособности  экономики и жизненных стандартов населения.

     В свою очередь, стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое  сообщество.

     Российская  позиция в этом вопросе однозначна и последовательна: Россия должна в  кратчайшие сроки вступить во Всемирную  торговую организацию, но этот процесс  должен происходить на стандартных, равноправных с прочими странами — членами ВТО условиях.

     Условия членства России в международной  организации должны вырабатываться лишь на основе соответствующих норм и правил, а не по прецедентному  принципу. Опыт присоединения других стран к ВТО, как бы интересен  он ни был, не может быть безоговорочно  применим к России, поскольку у  Российской Федерации, как и у  каждой страны, — свои приоритеты. Недопустимо  вступление в международную организацию  ради самого факта вступления. Условия  нашего членства должны в первую очередь  учитывать потребности развития отечественной экономики, устранять  дискриминацию российского экспорта, облегчать доступ российских товаров  и услуг на мировые рынки.

     Необходимо  отдавать себе отчет в том, что  вступление в ВТО имеет для  России как целый ряд плюсов, так  и несколько неизбежных минусов, негативное воздействие которых  и стремится минимизировать наше правительство.

     В первую очередь Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов  и субсидий. Кроме того, возможности  защиты внутреннего рынка товаров  и услуг от иностранной конкуренции  будут ограничены четырьмя инструментами, такими, как экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы.

     К безусловно положительным моментам относится, прежде всего, внедрение  в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования  внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил на Россию повысит ее инвестиционную привлекательность  для иностранных инвесторов и  сделает более предсказуемым  экономический и правовой климат для российских субъектов экономики. Этот процесс потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство, и ряд законопроектов, призванных привести наши правовые акты в соответствие с нормами ВТО, рассматривается сейчас правительством либо уже внесен на утверждение Госдумы. Планируется уже к концу текущего года завершить реформу законодательства в части, абсолютно необходимой для вступления в ВТО.

     Не сразу, существенно улучшатся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Это позитивно отразится и на экономической деятельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли.

     Необходимо  упомянуть также о создании лучших условий для интеграции в рамках СНГ, укреплении роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создании оптимальных стартовых  условий для начала переговоров  о присоединении России к Единому  Европейскому экономическому пространству.

     При этом необходимо учитывать, что для  потенциальных российских партнеров  по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию реализуются  практически немедленно, а для  российских производителей — с течением довольно длительного периода времени.

     В настоящее время Россия готова перейти  к качественно новому этапу в  деятельности рабочей группы по присоединению  России к ВТО, а именно — к выработке  проекта Доклада рабочей группы.

      Таким образом, в этой главе была рассмотрена  внешнеторговая политика России. В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Комитетом Таможенного Союза.

Информация о работе Внешнеторговая политика России