Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в проведении анализа внешнеторговой политики России.
Для достижения цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики
2. Рассмотреть виды внешнеторговой политики.
3. Изучить законодательную базу в области внешней торговли.
4. Рассмотреть регулирование экспорта и импорта.
5. Провести анализ торговли России за 2005 – 2010 гг.
6. Рассмотреть вступление России в ВТО.
Введение 4
1 Внешнеторговая политика: теоретический аспект 6
1.1 Сущность внешнеторговой политики 6
1.2 Виды внешнеторговой политики 7
1.3 Законодательная база в области внешней торговли 9
2 Национальный механизм и регулирование внешнеторговой политики 13
2.1Тарифные регулирования внешнеторговой политики 13
2.2 Классификация нетарифных ограничений 17
3 Внешнеторговая политика России 21
3.1 Регулирование экспорта и импорта 21
3.2 Анализ внешней торговли России за 2005 – 2010 гг. 24
3.3 Россия и ВТО 29
Заключение 34
Список литературы 36
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
1 Внешнеторговая политика: теоретический аспект 6
1.1 Сущность внешнеторговой политики 6
1.2 Виды внешнеторговой политики 7
1.3 Законодательная
база в области внешней
2 Национальный
механизм и регулирование
2.1Тарифные
регулирования внешнеторговой
2.2 Классификация нетарифных ограничений 17
3 Внешнеторговая политика России 21
3.1 Регулирование экспорта и импорта 21
3.2 Анализ внешней торговли России за 2005 – 2010 гг. 24
3.3 Россия и ВТО 29
Заключение 34
Список литературы 36
ВВЕДЕНИЕ
Влияние
внешней торговли на экономическое
развитие представляет собой один из
наиболее существенных вопросов, имеющих
принципиальное значение для реализации
эффективной экономической
Для успешной реализации той или иной внешнеторговой политики (экспортоориентации, импортозамещения, либерализации внешней торговли и т.п.) необходимо понимание влияния внешней торговли на экономическое развитие в принципе, то есть представление о тех факторах воздействия и эффектах открытости на экономику, которые обусловливают эффективность, или наоборот, деструктивность, тех или иных форм управления государством внешним сектором своей экономики.
Тема курсовой работы выбрана именно потому, что проблема равноправного, недискриминационного участия России в мировой торговле остается актуальной, несмотря на некоторые положительные сдвиги.
Цель курсовой работы состоит в проведении анализа внешнеторговой политики России.
Для достижения цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Перечисленными задачами обусловлена структура курсовой работы, состоящей из введения, трех глав и заключения.
Методологические
подходы к решению задач
1 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Сущность внешнеторговой политики
Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг, а также целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда [7, c. 126].
Внешнеторговая
политика представляет собой относительно
самостоятельное направление
Самая старая форма международных отношений – это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
На формирование
Государственное
регулирование внешнеторговой деятельности
представляет собой систему типовых
мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями
в целях поддержания
Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.
1.2 Виды внешнеторговой политики
Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.
Свободная торговля – это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
Свободная торговля является политикой весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе игры свободных рыночных сил спроса и предложения.
Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.
Протекционизм – это система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран – торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.
Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
Сторонники протекционизма утверждают, что все усилия во внешней торговле должны быть направлены на:
1.3 Законодательная база в области внешней торговли
В настоящее время основу российского законодательства составляют законы:
Таможенный
кодекс Российской Федерации определяет
основы таможенного дела. В 1992 -1993 гг.
были приняты Таможенный кодекс РФ
и Закон РФ "О таможенном тарифе",
которые в тот период создали
правовую основу для работы таможенных
органов. Однако вскоре потребовались
такие законодательные