Услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Проанализирован процесс перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство, учитывая активную роль сферы услуг, а также все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Виды международных услуг, факторы и сферы их реализации.

Содержание

Введение 3
Мировая торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях. 5
Условия международной торговли услугами. 12
Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне. 13
Виды международных услуг и сферы их реализации. 16
Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи. 16
Арендные услуги (лизинг). 17
Инжиниринговые и консалтинговые услуги. 19
Мировой рынок транспортных услуг. 19
Услуги по международному туризму. 24
Россия на мировом рынке услуг. 25
Россия на мировом рынке туристических услуг. 27
Использование сети Internet в международной торговле услугами. 29
Российские субъекты в сфере услуг. 31
Заключение 32
Список используемой литературы. 33

Работа содержит 1 файл

ОКСАНА2.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Сегодня, если исходить из официальных материалов, положений  проекта Государственной транспортной стратегии, положений Федеральной  целевой программы "Модернизация транспортной системы России", выступлений  руководителей транспортной отрасли, основным направлением в части развития рынка транспортных услуг видится развитие транзитных перевозок по территории страны. Это весьма заманчиво - иностранные грузовладельцы в Европе и в Азии решаются отправлять свои грузы в Европу/Азию через Россию. И платят нам за транзит. И используют географическое и геополитическое преимущество России как евроазиатской державы. И пользуются тем, что через Россию возить грузы быстрее, чем пароходами через Суэцкий канал.

К сожалению, это  в перспективе. Заявив в 2000 году о том, что у нас есть транспортные коридоры "Север-Юг", Транссиб, глубоководные речные пути, к 2005 году мы подходим совсем не с теми транзитными показателями, о которых говорилось на Первой и Второй международных евроазиатских конференциях по транспорту. Достаточно просмотреть опубликованные материалы. К сожалению, интеграционные процессы на пространстве СНГ идут непросто, а это крайне важно для России, так как мы окружены странами-членами СНГ и от взаимодействия с ними тоже много зависит.

Для свободы  перемещения услуг, а транспорт - это услуга, необходимо решить по меньшей мере три крупные задачи: либерализовать торговлю услугами (я могу нанять, например, для своей компании любого автоперевозчика на абсолютно равных условиях, чего сейчас нет), добиться взаимного признания качества национального контроля за услугами (имеются большие резервы в данном сегменте), гармонизировать существующие национальные нормы, что в общем-то вполне логично.

Перед транспортниками  СНГ стоит задача строительства  общего транспортного пространства, и это не раз отмечалось на саммитах СНГ. Мне уже приходилось говорить о том, что создание такого пространства, проведение общей транспортной политики в рамках СНГ, на пространстве ЕврАзЭС может быть реализовано при выполнении следующих условий.

  • Устранение таможенных барьеров. Данный тезис предельно ясен - товародвижение обеспечивает транспорт. Любые несогласованности в таможенной сфере сразу же ощущают транспортные компании, занимающиеся международными перевозками, использующие зарубежные транспортные средства и т. д.
  • Устранение технических барьеров. Речь идет не только, например, о единых подходах по нагрузкам на ось при перевозке грузов на автотрейлерах, но и о других, которые существуют у железнодорожников, речников и т. д.
  • Устранение фискальных барьеров. Сложно говорить об общем транспортном пространстве, если при въезде на территорию соседнего государства на собственном автомобиле его владелец обязан оплатить страховку, даже если у себя в стране он ее уже оплатил.
  • Право работать и обосновываться в других государствах. Это к вопросу о свободе передвижения рабочей силы. Представляется достаточно сложным сегодня на территории СНГ говорить на данную тему. Тот же автоперевозчик вряд ли сможет заниматься каботажными перевозками. А это уже вопрос относительно свободы передвижения.
  • Открытие рынков госзакупок. Речь, например, идет о том, что транспортная компания любой страны-члена интеграционной группировки имеет равную возможность для участия в работах, подпадающих под регламент госзаказов или госзакупок. Возможно ли это сейчас - ответ известен.
  • Открытие финансовых рынков и обеспечение свободного движения капиталов. Несмотря на кажущуюся специфичность данного сегмента деятельности, он имеет к транспорту непосредственное отношение. Взаимодействие между Россией и Европейским союзом в области транспорта, а это наш главный торговый партнер, должно получить дальнейшее развитие за счет приложения совместных усилий в деле формирования общих пространств России и расширенного ЕС в соответствии с решениями саммита, состоявшегося в мае 2003 года в Санкт-Петербурге. Сотрудничество между Россией и ЕС в области транспорта, наряду с реализацией концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и развитием энергодиалога, призвано стать ключевым составным элементом будущего общего пространства "Россия-ЕС" в области экономики и торговли, формирование которого позволит вывести отношения между ними на качественно новый уровень.

Транспортная  стратегия России предусматривает  формирование на территории страны единой национальной системы транспортных коридоров. Она станет основой внутренней транспортной сети и одновременно - связующим звеном между европейскими и азиатскими коммуникациями.

В общей сложности  до 2010 года Россия планирует вложить  в реализацию проектов, связанных с развитием евроазиатских транспортных коридоров, порядка 15 млрд долл. США.

Скорость сообщения  в основных международных коридорах  возрастет на 20-30 процентов. Объем  перевозок по ним утроится и достигнет 60-70 млн тонн в год.

Россия будет активно участвовать в формировании общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС, в создании интегрированной транспортной системы Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества.

Особое место  отводится созданию общеевропейского транспортного пространства, в том числе совместной работе с Евросоюзом.

Целый ряд проектов, предусмотренных стратегией, непосредственно  направлен на решение этой задачи. Должны получить развитие и те результаты, которые были достигнуты при совместном решении вопросов транспортного обеспечения Калининградской области.

В ближайшие  годы на Балтике будет открыт ряд  паромных линий, соединяющих Санкт-Петербург, порты Ленинградской области, Калининград, порты Германии. На балтийские паромы предполагается привлечь значительные потоки грузового автотранспорта. Эти проекты созвучны идеям сочетания провозных возможностей морского транспорта и гибкости автомобильного, которые развиваются в "Белой книге" европейской транспортной политики.

Услуги  по международному туризму.

  
Операции по международному туризму - это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических  услуг и товаров туристского  спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.

 Это очень выгодная сфера бизнеса. В 1994г. доходы США (15% мирового туристического рынка) от туризма составили 60,4 млрд.долл., а расходы американских туристов на выезде – 43,6 млрд. Во Франции: доходы – 25,6, а расходы – 13,9 млрд. В Испании, соответственно 21,9 и 12,2. Туризм важен не сам по себе.  Он связан с многими рынками, поднимает имидж страны. Туристы пользуются транспортом внутри страны, гостиницами, покупают местные товары и тд. В 1996г. доходы от туризма в мире достигли 423 млрд. долл. В развитых странах доходы от него составили 5-8% ВВП ( в России 1%).5

 Российский  экспорт туристических услуг  в 1996г. составил 5,8 млрд. долл., а импорт – 10,6 млрд. Фактически российским туристам за рубежом предоставляется услуг в 2 раза больше, чем иностранцам в России.  Выездной туристический бум начался в 1989г. Бизнес оказался легким. Появилось множество фирм. Этой формой бизнеса начали заниматься люди очень далекие от туризма. Дело в том, что он требует минимального стартового капитала, поскольку продается не товар, а услуга, за которую всегда платят вперед. Некоторые фирмы создавались с целью осуществления мошеннических операций или для перевода денег за рубеж.  Крупные банки и компании создавали туристические фирмы для отдыха своих сотрудников или нужных чиновников. В результате значительная доля туристического бизнеса оказалась в руках дилетантов. В настоящее время выездной поток растет. Банкротство туристических фирм стало типичным явлением. Российские туристические компании стали работать в основном на выезд. Самыми массовыми потоками из России являются поездки в Турцию и Испанию. Много едут в Польшу, Китай, ОАЭ, Финляндию, Италию, Литву. Однако здесь они все больше сталкиваются с более опытными  и компетентными конкурентами – зарубежными фирмами. В частности в России появилось немало турецких компаний, которые предоставляют превосходный сервис по умеренным ценам.   Причем в отличие от отечественных иностранные фирмы надувательством занимаются в меньших размерах.

 Международный туризм как особый вид бизнеса на самом деле очень труден и рискован. Прежде всего, он непредсказуем, поскольку на него влияет слишком много факторов ( пожар, крупная авария, военные столкновения, циклон и тд.) Даже покупка чартерного рейса может обернуться банкротством.

 Международный туризм включает выезжающих за границу  лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.  
Туристские услуги в международном товарообороте выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.  
Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.). При осуществлении туристских операций складываются определенные отношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами-туристами, - с другой. Характер и содержание этих соглашений различны.  
В системе ООН имеется специальная организация - Всемирная туристская организация, созданная в 1975 году, она объединяет правительственные организации по туризму, цель ее - содействие развитию туризма.  
Международный туризм - важный источник валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран.

 
             Россия на мировом рынке услуг.

  

    В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг. В 1990 г. на долю рассматриваемых отраслей в России приходилось 23% ВВП и 37% общей численности занятых, т.е. эти показатели были в 2 – 2,5 раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В 1996 г. эти показатели составили соответственно 53 и 50%, однако в преобладающей части их рост связан с более глубоким падением материального производства.

Динамика  производства ВВП  в России за период с 1990 по 1994 г.

(в сопоставимых  ценах, в % к 1990 г.)

 
  1991 1992 1993 1994
ВВП 95,0 81,2 74,2 64,8
в т.ч.:    производство товаров 93,9 76,8 67,5 55,2
 производство  услуг  98,1 91,5 88,4 85,9
 из  него:   рыночные услуги 96,7 90,3 87,4 84,9
 нерыночные  услуги  100,6 88,2 84,2 82,0
 косвенно  измеряемые услуги    финансового  посредничества 177,2 199,0 234,4 251,1
 

  

 Как показывают  приведенные данные, за период  с 1990 по 1994 г. В России при  общем падении объема ВВП на 35,2% наибольший спад наблюдался в сфере производства товаров, объем которого в 1994 г. составлял только 55,2% от соответствующего уровня 1990 года. Менее существенным за этот период было снижение объемов ВВП для отраслей производства услуг, которое составило 14%. При этом в отдельных отраслях наблюдался довольно устойчивый рост объемов ВВП. В производстве рыночных услуг такая тенденция была характерна для отраслей, специализирующихся на операциях с недвижимым имуществом (прирост ~ 5%), в коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (рост более чем в 3 раза), жилищном хозяйстве (5,8%), в сфере финансов, кредита и страхования (57%) и др. Реальный прирост объемов ВВП в отраслях производства нерыночных услуг наблюдается только в жилищном строительстве (6,2%).В сфере финансового посредничества наблюдался существенный прирост ВВП (более чем в 2,5 раза).

 

   Немаловажен  для России и огромный потенциал  отраслей услуг в решении проблемы  занятости. Несмотря на  инерционный характер процессов, связанных с изменениями в структуре занятости населения, в экономике России, тем не менее, наблюдалась выраженная тенденция роста доли занятых в сфере услуг, которая увеличилась в 1995 г. по сравнению с 1980 г. с 43 до 49%.

 

  В настоящее  время Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.

 

   Россия, ведя  переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо  представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.

 

   В процессе  выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг необходимо найти баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.

 

    В  структуре российской торговли  услугами почти отсутствует экспорт  маркетинговых, управленческих, аудиторских,  консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг.

 

   В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране.

Информация о работе Услуги на мировом рынке