Услуги на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Проанализирован процесс перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство, учитывая активную роль сферы услуг, а также все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Виды международных услуг, факторы и сферы их реализации.

Содержание

Введение 3
Мировая торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях. 5
Условия международной торговли услугами. 12
Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне. 13
Виды международных услуг и сферы их реализации. 16
Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи. 16
Арендные услуги (лизинг). 17
Инжиниринговые и консалтинговые услуги. 19
Мировой рынок транспортных услуг. 19
Услуги по международному туризму. 24
Россия на мировом рынке услуг. 25
Россия на мировом рынке туристических услуг. 27
Использование сети Internet в международной торговле услугами. 29
Российские субъекты в сфере услуг. 31
Заключение 32
Список используемой литературы. 33

Работа содержит 1 файл

ОКСАНА2.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

 В области  инвестирования ГАТТ  использует национальный режим по отношению к иностранным  фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных фирм.

 Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся  сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.  

 На открывшемся  в 1986г. совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопросов торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были внесены за официальные рамки ГАТТ и стали проводиться параллельно с обслуживанием вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров  стало принятие специального соглашения, получившего наименование ГАТС ( Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей: рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила  регулирования торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных отраслей; списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.

 Результатом переговоров в рамках Уругвайского раунда было достижение соглашения о  либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись услуги в области в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию  Европы и прежде всего Франции, беспокоившейся  за сохранение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.

 С 1 января 1995г. Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет  документов о создании Всемирной  торговой организации. ГАТС функционирует  в рамках ВТО. 
 

 Виды международных услуг и сферы их реализации.

  
Услуги во внешнеторговом контракте купли-продажи.

  
Экспорт и  импорт услуг, как и товаров оформляется  контрактом или соглашением. А поскольку  часто товары и услуги бывают тесно  связаны между собой, то внешняя торговля ими оказывается в одном документе. Так, внешнеторговый контракт купли-продажи содержит условия по товару и услугам, а некоторые его разделы имеют самую тесную связь с реализацией услуг - транспортные условия, рекламации, приемка-сдача, страхование, арбитраж, базисные условия поставки. Особенно много услуг содержат условия реализации машин и оборудования: предпродажный и послепродажный сервис, обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, обучение персонала и т.д.  
Предпродажный сервис - важный элемент услуг, позволяющий поставщикам показать покупателю "товар лицом", продемонстрировать все его преимущества, положительные стороны с точки зрения простоты и надежности в эксплуатации. Грамотно организованный предпродажный сервис способствует повышению конкурентоспособности готовых изделий.  
Предпродажный сервис при поставке машин и оборудования - это расконсервация изделий после транспортировки, придание им товарного вида, их наладка и опробование, выписка гарантийного паспорта и т.п.  
Большое значение имеет обеспечение послепродажным сервисом для нормального функционирования поставленного оборудования, а следовательно, и оценки солидности экспортера.  
Организация системы технического обслуживания играет первостепенную роль при определении сбытовой политики. Эффективное обслуживание предполагает высокий уровень гарантийного технического обслуживания и ремонта, предоставление клиентам сервисных услуг, длительных сроков гарантий и бесплатных услуг. Чем лучше экспортер сумеет организовать техобслуживание, тем прочнее его позиции на рынке.  
 
Таможенные услуги.

  
При пересечении таможенной границы  взимаются установленные таможенные пошлины, НДС и акцизы, а за производство таможенных услуг - и таможенные сборы. К ним относятся сборы за выдачу лицензий, таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение товаров, информирование и консультирование, принятие предварительного решения, участие в таможенных аукционах. Таможенные сборы в РФ уплачиваются в размере 0,15% от таможенной стоимости товара.

  

   
Арендные услуги (лизинг).

  
Международные арендные услуги предполагают предоставление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя. В зависимости  от сроков или продолжительности  в международной практике различают 3 вида аренды: лизинг - долгосрочная аренда (3 - 5 лет и выше); хайринг - среднесрочная аренда (1 - 3 года); рентинг - краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Наибольшее распространение в международной торговле приобрели лизинговые услуги, объем которых постоянно увеличивался, так же как и круг сдаваемых внаем товаров. Это относительно новый вид коммерческой деятельности в международной торговле. Во внешнеэкономической деятельности российских предприятий лизинговые операции имеют преимущественно эпизодический характер.  
 
 
Информационные услуги.

  
Важную роль во внешнеэкономической  деятельности играют производители  информационных услуг. Сотни различных  организаций в зарубежных странах  заняты сбором исходной новой информации, ее аналитической обработкой, хранением и распространением на коммерческой основе. В их числе органы государственной статистики, консультационно-исследовательские фирмы, торговые издательства и торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей и т.д. Новые возможности в информационном обеспечении конъюнктурно-ценовой работы открываются благодаря созданию и развитию рынка электронных информационных услуг. Современные компьютерные телекоммуникационные технологии дают доступ практически ко всем видам ценовой информации, которые накапливаются в автоматизированных базах данных (АБД). Услуги по подключению и проведению поиска в этих АБД представляет в России, например, ВАО "Совинцентр", вычислительный центр которого в 1985 году в числе первых подключил свою терминальную секцию к Национальному центру автоматизированного обмена информацией, став удаленным абонентом целого ряда крупных зарубежных информационно-вычислительных сетей.  
 
 
 
Финансовые услуги.

  
Мировой рынок финансовых услуг  включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 1 трлн. долл.  
Финансовая деятельность - сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономических отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой в международном перемещении капиталов. В течение долгого времени в роли главного экспортера капитала в мире выступали США. В последние десятилетия ХХ века страны Западной Европы по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США. Велика роль в экспорте капитала Германии, Англии, Франции. Третьим финансовым центром является Япония. Наряду с ними в последние годы сложились новые финансовые базы в развивающемся мире. Самой мощной из них является группа стран ОПЕК, среди которых выделяются особенно богатые страны - Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. Значительную часть нефтедолларов они экспортируют, причем 80% из них направляют в промышленно развитые страны.  
Разновидностью международной финансовой деятельности является страхование. Это такая форма экономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносов участников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных со стихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхования являются все факторы производства, каждый из которых подвержен различным рискам. Во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемые иностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризу- ется постоянным расширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные виды страхования, перестрахования, сервисное обслуживание, трастовые услуги и пр.
 

  
 
 
 
  
 
 
Инжиниринговые и консалтинговые услуги.

  
Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) - обособленный в самостоятельную  сферу деятельности комплекс услуг  коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Вся совокупность инжиниринговых услуг делится на 2 группы: в первой группе - услуги, связанные с подготовкой производственного процесса (предпроектные, проектные, послепроектные и специальные услуги), во второй группе - услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (работы, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управлением предприятием и реализацией его продукции, в том числе услуги по осмотру и испытанием оборудования, подбор и подготовка кадров, маркетинговые исследования и пр.).  
В современных условиях роль инжиниринга как объекта международной торговли существенно возросла. Данные услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе.  
Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем - делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.
 

 Остановимся подробнее на трех видах услуг, незатронутых мной раньше. Рассмотрим транспортные, туристические и рекламные услуги. 
 
 
 

 
1 ВМФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 1998. WTO. Internation Trade  Statistics. 2002. 
 

Мировой рынок транспортных услуг.

 

В последние  двадцать-двадцать пять лет мировой  экспорт коммерческих услуг существенно  вырос. Нам уже известно, что в ГАТС определяется 12 групп услуг - транспорт, туризм, образование, здравоохранение и др. и к ГАТС Россия, вступая в ВТО, присоединяется автоматически. В 2003 году мировой экспорт товаров составил 7,274 трлн долл., а мировой экспорт услуг - 1,763 трлн долл. Таким образом, сервисный бизнес уже составляет четверть товарного. А это много, но не предел.

Надо сказать, что мировой экспорт услуг  в целом развивается динамично, примерно соответствует темпам роста  экспорта товаров, но не имеет спадов, как это отмечалось по товарам в 2001 году. Тогда в силу целого ряда причин мировой экспорт товаров в стоимостном выражении упал на 4 процента, а экспорт услуг остался на уровне предыдущего года. Это говорит о том, что мировой рынок услуг хотя и ощущает на себе давление "различных кризисов" (финансовых, нефтяных), тем не менее характеризуется известной гибкостью и эластичностью.

В общем экспорте коммерческих услуг, то есть на мировом  рынке, доля транспортных услуг составляет примерно 24 процента. Это означает, что мировой экспорт достиг в прошлом году показателя в 423 млрд долл. Конечно, поставщики транспортных услуг на мировой рынок проигрывают по стоимостным показателям экспортерам товаров, но только самым крупным: а) офисной техники, рынок которой является самым дорогим, где-то 800-900 млрд долл., б) химпродукции (660-680 млрд долл.), поставщикам транспортных средств (всех) и нефти (но здесь многое зависит от ее стоимости). И практически все. Справедливости ради надо отметить, что мировой рынок услуг по позиции "Путешествия" превосходит позицию "Транспортные услуги", но здесь зачастую влияют методики расчетов, не включающие всегда "транспорт в транспорт". Такие вот дела с транспортными услугами в мире. Можно зарабатывать, и много! Как же обстоят дела на этом рынке в географическом формате?

Самым крупным  поставщиком транспортных услуг  являются США. Их экспорт составляет порядка 46-47 млрд долл. Но они и импортируют  транспортные услуги в год на сумму  в 58-60 млрд долл. В основном за счет фрахта судов, доставляющих в США сырье (нефти одной ввозится до 600 млн т, в полтора раза больше, чем добывает вся Россия, лидер добычи в мире в прошлом году!). К крупнейшим экспортерам транспортных услуг в мире относятся Германия (25-26 млрд долл.), Япония (24-25 млрд долл.), а также Великобритания, Нидерланды, Гонконг, Корея и др. Лидерами в импорте транспортных услуг являются те же страны - Япония (31-32 млрд долл.), Германия (30-31 млрд долл.), Великобритания (24-25 млрд долл.), Франция, Нидерланды, Корея и др. Это объясняется активным участием данных стран в мировом товарообмене, в международном разделении труда.

У целого ряда стран, являющихся лидерами мировой торговли товарами, отмечается превышение импорта  транспортных услуг над экспортом. Некоторые специалисты объясняют  данный феномен тем, что эти страны (США, Германия и др.) поставляют на экспорт в основном готовую продукцию, дорогую, в контейнерах. Общая стоимость перевозки дорогой продукции (химпродукты, например), тоннаж которой не столь велик, как, например, нефти, да еще на своих судах, относительно дешевле, чем фрахт чужих судов, перевозящих ту же нефть. Выигрыш в стоимости товаров! Одна тонна аспирина "Упса" в сотни раз дороже тонны нефти, но фрахт зачастую сопоставим.

Экспорт транспортных услуг Российской Федерации вырос  с 3 млрд долл. в 1999 году до 5,5 млрд долл. в 2002 году. Что касается динамики роста данного показателя, то он в общем-то впечатляет. Но не более того. Примерно такой объем услуг оказывает в год транспортная компания из Дании, входящая в группу A. P. Moller (Maersk-Sealand). Импортируется транспортных услуг примерно на сумму в 2,8-2,9 млрд долл.

Участие России на мировом рынке транспортных услуг  в общем-то затруднено. Хотя и можно  привести примеры работы на рынке  таких компаний, как ДВМП, ПМП, "Аэрофлот - Российские международные авиалинии", "Новошип" и т. д. Но совокупный показатель работы российских транспортных компаний все равно далек от показателей многих других стран. Транспортники это знают, но ведь они не могут в одночасье переломить ситуацию.

 А что, собственно, мешало или мешает этому? Да тут никакой тайны и нет. Достаточно взглянуть в материалы собраний и совещаний транспортных ассоциаций и сразу многое станет понятным. Возьмем автотранспорт. В начале 90-х годов в ходе приватизации возникло много компаний, которые в силу своей слабости и неконкурентоспособности не смогли переоснастить парк и остались с подвижным составом, который не был допущен в Европу в силу экологических запретов. Налоговые механизмы не позволяли эффективно использовать импортную технику и т. д. В результате сегодня российские автоперевозчики способны везти 36-38 процентов всех грузов российской внешней торговли. Остальное - российские и зарубежные грузы - везут иностранные компании. По имеющимся расчетам, из общей

"стоимости"  данного сегмента рынка в 1 млрд долл. мы отдаем иностранным компаниям в год 600-640 млн долл. "А что ж не брать, когда дают и не накладно" - как пел Владимир Высоцкий.

Еще более "яркая" ситуация складывается на морском транспорте. Из-за той же системы налогообложения (и не только из-за нее, говорят знающие люди) значительная часть морского тоннажа ушла под более выгодные флаги. Бывшие советские суда платят налоги, хотя и относительно небольшие, в бюджеты других стран, возят товары других стран. Сегодня суда под российским флагом перевозят в год не более 6 процентов всех грузов российской внешней торговли. Тогда как в советские годы этот показатель достигал 84 процентов, говорят ветераны морслужбы. И это тоже показатель участия России в мировом обмене транспортными услугами.

Информация о работе Услуги на мировом рынке