Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка Забайкальского края и России в целом.
В соответствии с данной целью были сформулированы основные задачи исследования:
• изучение теоретических основ туристической деятельности;
• анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Забайкальском крае;
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
По оценке Министерства международного
сотрудничества, внешнеэкономических
связей и туризма Забайкальского
края деятельность отрасли на территории
региона свидетельствует, в целом,
о преодолении в 2010 году негативных
тенденций воздействия
По результатам деятельности, представленным туристическими организациями, в 2010 году во все уровни бюджета перечислено 33,7 млн. рублей (117,8% к аналогичному периоду 2009 года). Объем реализованных услуг увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 29% и составил 515 млн. рублей.
Рисунок 1 - Объем налоговых поступлений, перечисленных туристическими организациями Забайкальского края в бюджеты всех уровней в 2001-2010 годах.
На территории Забайкальского края насчитывается 39 туристических организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность, т.е. внесенных в Единый федеральный реестр туроператоров РФ, и порядка 26 – турагенстскую, зарегистрированных в налоговом органе. Количество туроператоров, работающих в рамках реализации Межправительственного соглашения с Китайской Народной Республикой о безвизовых групповых туристических поездках, при содействии Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края, продолжает увеличиваться: в 2010 году уже 30 организаций имеют право работы.
В 2010 году по безвизовым туристическим
формальностям Забайкальский
Рисунок 2 - Динамика въезда туристов из КНР, обслуженных туристическими организациями Забайкальского края в 2001-2010 годах
(по безвизовым формальностям)
За рубеж в 2010 году выехало 350171 туристов (147,8 % к уровню 2009 года), обслуженных туристическими организациями Забайкальского края. В том числе в рамках Межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках в КНР выехало 336857 человек (160,1% к аналогичному периоду 2009 года) [9].
Рисунок 3 - Динамика выезда
российских туристов в КНР, обслуженных
туристскими организациями
В структуре туризма на территории края, с учетом приграничного положения с КНР, доминирует российско-китайское направление. Не секрет, что доминирующие виды туров по цели путешествия – это шоп-туры в г. Маньчжурию. Так, по данным краевой администрации, за 2008 год по безвизовому каналу выехало в КНР 409,93 тыс. чело век, а въехало 6,11 тыс. туристов.
То есть на одного приехавшего к нам гражданина КНР приходится около 70 россиян, выехавших за пределы страны. Таким образом, отток капиталов из края за счёт диспропорции в туристическом бизнесе по самым скромным подсчётам составляет 150 млн. долларов в год [8].
Асимметрия экономических,
в том числе и туристических
связей Забайкальского края и Китая
очевидна. Такая односторонность
сотрудничества неоднократно являлась
предметом обсуждения на встречах различного
уровня. Так, С.Н. Грибова, характеризуя
перспективы приграничного
Создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры в Забайкалье является программной задачей правительства Забайкальского края. В 2010 году Министерством международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма разработана краевая долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)», которая по своей сути является инструментом государственно-частного партнерства. Цель программы соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития края и заключается в формировании современного эффективного конкурентоспособного туристического рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, повышение занятости и уровня доходов населения Забайкальского края.
Программные мероприятия направлены, с учетом ограниченных возможностей краевого бюджета, на развитие наиболее посещаемых, перспективных рекреаций Забайкальского края с наибольшей степенью готовности туристской инфраструктуры, к которым можно отнести территории:
Объем финансирования на реализацию мероприятий программы за счет средств бюджета Забайкальского края составляет 39,6 млн. рублей.
Реализация мероприятий программы, при условии их финансирования в полном объеме, позволит увеличить прием иностранных туристов в несколько раз, обеспечить качественный отдых для большого количества граждан края, т.е. переориентировать потоки выездного туризма, который в настоящее время доминирует в структуре туризма, в пользу внутреннего и въездного [10].
Министерством международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края совместно с Министерством территориального развития Забайкальского края подготовлены и направлены в Минспорттуризм России материалы, необходимые для включения предложений по развитию туризма в Забайкальском крае в проект федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2016 годы)». Предложения включают информацию по ряду туристско-рекреационных комплексов края: туристско-рекреационный комплекс на территории Забайкальского района (п. Забайкальск), туристско-рекреационный комплекс «Алханай», туристско-рекреационный комплекс на территории Иваново-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника, туристско-рекреационный комплекс «Высокогорье», туристско-рекреационный молодежный комплекс «Серебряный бор», агро-этнотуристский рекреационный комплекс «Белый олень».
С целью популяризации Забайкальского края в качестве территории, благоприятной для развития туризма, региональными туроператорами разработаны новые туристические маршруты.
В 2010 году для укрепления
международных связей, расширения туристского
обмена, привлечения инвестиций, увеличения
вклада туризма в экономику и
социальную сферу продолжается рекламная
компания по продвижению проекта
многодневного экскурсионного маршрута
«Великий чайный путь по Забайкальскому
краю», который охватывает краевой
центр, несколько регионов края. Разработан
новый маршрут «Дорога
Одним из ведущих туроператоров
Забайкальского края разработан альтернативный
туристический маршрут для
В настоящее время проект проходит согласование в соответствующих контрольных органах.
В целом, сложившаяся структура туристского рынка Забайкальского края ориентирована преимущественно на выездной туризм. Темпы развития внутреннего/местного туризма незначительны.
По рекомендации ЮНВТО
для сбалансированного
Для развития выездного и внутреннего туризма необходимы значительные капиталовложения на развитие туристской инфраструктуры, информационную поддержку и пр., также необходимо принятие управленческих решений в туристской сфере. При планировании региональных программ по развитию туризма необходимо ориентироваться на культурно-познавательные, лечебно-оздоровительные туры, маршруты религиозного туризма, активные путешествия, в том числе для туристов-экстремалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм играет важную роль
в решении социальных проблем, обеспечивая
создание дополнительных рабочих мест,
рост занятости и повышение
Российская Федерация
обладает высоким туристско-
Наличие разнообразных туристско-
Важнейшим конкурентным преимуществом
туристской отрасли Российской Федерации
является историко-культурное наследие.
На поездки с культурно-
Развитие делового туризма
(бизнес-туризм, конгресс-туризм и др.)
представляет особый интерес для
России. В настоящее время около
70 процентов общего объема поездок
с деловыми целями приходится на Центральный
и Северо-Западный федеральные округа.
В то же время стабильно растет
деловая активность в других федеральных
округах. Строительство новых и
модернизация существующих предприятий
в различных отраслях экономики,
а также увеличение доли на российском
рынке иностранных компаний будут
определять дальнейший рост делового
туризма в большинстве городов-