Туризм и его влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка Забайкальского края и России в целом.
В соответствии с данной целью были сформулированы основные задачи исследования:
• изучение теоретических основ туристической деятельности;
• анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Забайкальском крае;

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 73.47 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО  ТУРИЗМА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

По оценке Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических  связей и туризма Забайкальского края деятельность отрасли на территории региона свидетельствует, в целом, о преодолении в 2010 году негативных тенденций воздействия экономического и финансового кризиса. По итогам 2010 года объем туристического потока составил почти 380 тыс. человек – 142% к уровню 2009 года, в том числе  в рамках Межправсоглашения о  безвизовых групповых туристических  поездках – 338,8 тыс. человек, или 159% к  итогам 2009 года.

По результатам деятельности, представленным туристическими организациями, в 2010 году во все уровни бюджета перечислено 33,7 млн. рублей (117,8% к аналогичному периоду 2009 года). Объем реализованных услуг  увеличился по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года на 29% и составил 515 млн. рублей.

Рисунок 1 - Объем налоговых  поступлений, перечисленных туристическими организациями Забайкальского края в бюджеты всех уровней в 2001-2010 годах.

На территории Забайкальского края насчитывается 39 туристических  организаций, осуществляющих туроператорскую  деятельность, т.е. внесенных в Единый федеральный реестр туроператоров РФ, и порядка 26 – турагенстскую, зарегистрированных в налоговом органе. Количество туроператоров, работающих в рамках реализации Межправительственного соглашения с Китайской Народной Республикой о безвизовых групповых туристических поездках, при содействии Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края, продолжает увеличиваться: в 2010 году уже 30 организаций имеют право работы.

В 2010 году по безвизовым туристическим  формальностям Забайкальский край посетило 1989 китайских туристов (95,3% к аналогичному периоду 2009 года).

Рисунок 2 - Динамика въезда туристов из КНР, обслуженных туристическими организациями Забайкальского края в 2001-2010 годах

(по безвизовым формальностям)

За рубеж в 2010 году выехало 350171 туристов (147,8 % к уровню 2009 года), обслуженных туристическими организациями  Забайкальского края. В том числе  в рамках Межправительственного  соглашения о безвизовых групповых  туристических поездках в КНР  выехало 336857 человек (160,1% к аналогичному периоду 2009 года) [9].

Рисунок 3 - Динамика выезда российских туристов в КНР, обслуженных  туристскими организациями Забайкальского края в 2001-2010 годах.

В структуре туризма на территории края, с учетом приграничного  положения с КНР, доминирует российско-китайское  направление. Не секрет, что доминирующие виды туров по цели путешествия – это шоп-туры в г. Маньчжурию. Так, по данным краевой администрации, за 2008 год по безвизовому каналу выехало в КНР 409,93 тыс. чело век, а въехало 6,11 тыс. туристов.

То есть на одного приехавшего  к нам гражданина КНР приходится около 70 россиян, выехавших за пределы  страны. Таким образом, отток капиталов  из края за счёт диспропорции в туристическом  бизнесе по самым скромным подсчётам  составляет 150 млн. долларов в год [8].

Асимметрия экономических, в том числе и туристических  связей Забайкальского края и Китая  очевидна. Такая односторонность  сотрудничества неоднократно являлась предметом обсуждения на встречах различного уровня. Так, С.Н. Грибова, характеризуя перспективы приграничного сотрудничества регионов России и Китая, обосновывает четыре сценария стратегического развития сотрудничества: сырьевой, инновационный, торговый и туристический. Наиболее вероятностный сценарий взаимовыгодного  сотрудничества – инновационный, наименее – туристический [5]. Причина пессимистического прогноза развития внутреннего туризма заключается в отсутствии конкурентоспособных туристических продуктов, способных давать значимый приток иностранной валюты. Однако зависимость от внешнего турпотока опасна, что и показал мировой экономический кризис. В 2009 г. снизились доходы туристических фирм, что привело к сокращению фонда оплаты труда, сокращению рабочих мест, бюджетов рекламных кампаний, отказу от внедрения новых технологий. Турбизнес переориентируется на предоставление непродолжительного отдыха туристам в пределах родного края.

Создание, модернизация и  реконструкция туристской инфраструктуры в Забайкалье является программной задачей правительства Забайкальского края. В 2010 году Министерством международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма разработана краевая долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)», которая по своей сути является инструментом государственно-частного партнерства. Цель программы соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития края и заключается в формировании современного эффективного конкурентоспособного туристического рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, повышение занятости и уровня доходов населения Забайкальского края.

Программные мероприятия  направлены, с учетом ограниченных возможностей краевого бюджета, на развитие наиболее посещаемых, перспективных  рекреаций Забайкальского края с  наибольшей степенью готовности туристской инфраструктуры, к которым можно  отнести территории:

  • Иваново-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения;
  • приграничного поселка Забайкальск;
  • Каларского района;
  • Государственного природного биосферного заповедника «Даурский»;
  • Алханайского национального парка;
  • Красночикойского района.

Объем финансирования на реализацию мероприятий программы за счет средств  бюджета Забайкальского края составляет 39,6 млн. рублей.

Реализация мероприятий  программы, при условии их финансирования в полном объеме, позволит увеличить  прием иностранных туристов в  несколько раз, обеспечить качественный отдых для большого количества граждан  края, т.е. переориентировать потоки выездного туризма, который в  настоящее время доминирует в  структуре туризма, в пользу внутреннего  и въездного [10].

Министерством международного сотрудничества, внешнеэкономических  связей и туризма Забайкальского края совместно с Министерством территориального развития Забайкальского края подготовлены и направлены в Минспорттуризм России материалы, необходимые для включения предложений по развитию туризма в Забайкальском крае в проект федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2016 годы)». Предложения включают информацию по ряду туристско-рекреационных комплексов края: туристско-рекреационный комплекс на территории  Забайкальского района (п. Забайкальск), туристско-рекреационный комплекс «Алханай», туристско-рекреационный комплекс на территории  Иваново-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника, туристско-рекреационный комплекс «Высокогорье», туристско-рекреационный молодежный комплекс «Серебряный бор», агро-этнотуристский рекреационный комплекс «Белый олень».

С целью популяризации  Забайкальского края в качестве территории, благоприятной для развития туризма, региональными туроператорами разработаны  новые туристические маршруты.

В 2010 году для укрепления международных связей, расширения туристского  обмена, привлечения инвестиций, увеличения вклада туризма в экономику и  социальную сферу продолжается рекламная  компания по продвижению проекта  многодневного экскурсионного маршрута «Великий чайный путь по Забайкальскому краю», который охватывает краевой  центр, несколько регионов края. Разработан новый маршрут «Дорога Чингисхана», который начинается в столице  Забайкальского края – Чите и следует  в Агинский Бурятский округ до предполагаемого места рождения и захоронения великого завоевателя с посещением памятников природы и легендарных мест, связанных с именем Чингисхана.

Одним из ведущих туроператоров  Забайкальского края разработан альтернативный туристический маршрут для китайских  туристов «В один день – три страны». Забайкальск – Даурия – Шахалинор – место соприкосновения границ России, Китая и Монголии, уникальная географическая точка Восточной Сибири – стык сухопутных границ трех стран. К факторам, определяющим высокий спрос китайских туристов на данный туристический продукт, относятся: новизна маршрута, его кратковременность, непосредственная близость к потенциальному потребителю и наличие автомобильной и железнодорожной транспортной развязки в пункте пропуска Забайкальск – Маньчжурия.

В настоящее время проект проходит согласование в соответствующих  контрольных органах.

В целом, сложившаяся структура туристского рынка Забайкальского края ориентирована преимущественно на выездной туризм. Темпы развития внутреннего/местного туризма незначительны.

По рекомендации ЮНВТО  для сбалансированного туристического рынка необходима следующая пропорция: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних. По Забайкальскому краю это соотношение  составляет: 1 въездной – 68 выездных – 3 внутренних туриста. Таким образом, наблюдается несбалансированное соотношение  выездного, въездного и внутреннего  туризма с резким преобладанием  выездного, что приводит к инвестированию значительных денежных средств в экономику КНР, а не в бюджет региона. Это обстоятельство не позволяет развивать региональную туристическую инфраструктуру, а также адекватно использовать имеющийся природный потенциал.

Для развития выездного и  внутреннего туризма необходимы значительные капиталовложения на развитие туристской инфраструктуры, информационную поддержку и пр., также необходимо принятие управленческих решений в  туристской сфере. При планировании региональных программ по развитию туризма необходимо ориентироваться на культурно-познавательные, лечебно-оздоровительные туры, маршруты религиозного туризма, активные путешествия, в том числе для туристов-экстремалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая  создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее  время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких  сфер экономической деятельности, как  услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и  иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором  социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Российская Федерация  обладает высоким туристско-рекреационным  потенциалом. На ее территории сосредоточены  уникальные природные и рекреационные  ресурсы, объекты национального  и мирового культурного и исторического  наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен  широкий спектр потенциально привлекательных  туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью  у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.

Наличие разнообразных туристско-рекреационных  ресурсов страны позволяет развивать  практически все виды туризма, в  том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический  туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.

Важнейшим конкурентным преимуществом  туристской отрасли Российской Федерации  является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными  целями приходится около 20 процентов  внутреннего туристского потока. Центральный и Северо-Западный федеральные  округа – это центр культурно-познавательного туризма страны. В 2009 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило порядка 5,64 млн. человек. Большие потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Основным сдерживающим фактором для указанного вида туризма является неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма регионов. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно более 6 млн. российских и иностранных туристов.

Развитие делового туризма (бизнес-туризм, конгресс-туризм и др.) представляет особый интерес для  России. В настоящее время около 70 процентов общего объема поездок  с деловыми целями приходится на Центральный  и Северо-Западный федеральные округа. В то же время стабильно растет деловая активность в других федеральных  округах. Строительство новых и  модернизация существующих предприятий  в различных отраслях экономики, а также увеличение доли на российском рынке иностранных компаний будут  определять дальнейший рост делового туризма в большинстве городов-мегаполисов, что потребует строительства  современных бизнес- и конгресс-центров, а также увеличения выставочных  площадей. Развитие указанного вида туризма  позволит привлечь дополнительно более 5 млн. человек.

Информация о работе Туризм и его влияние на экономику