Туризм и его влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка Забайкальского края и России в целом.
В соответствии с данной целью были сформулированы основные задачи исследования:
• изучение теоретических основ туристической деятельности;
• анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Забайкальском крае;

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 73.47 Кб (Скачать)

Добавим, что согласно новой редакции закона из методов  государственного регулирования туристской деятельности исключены:

  • лицензирование туроператорской и турагентской деятельности (что связано, в первую очередь, с отменой с 1 января 2007 года лицензирования данного вида деятельности), стандартизация объектов туристской индустрии осталась, а сертификация туристского продукта теперь заменена классификацией объектов туристской индустрии. Согласно статье 5 в новой редакции Федерального закона № 132-ФЗ стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • установления правил въезда в Россию и выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма. Такие правила регулируются, в частности, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
  • содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах (что не совсем понятно, потому что именно поддержка государства данного сектора экономики могла бы придать необходимый импульс для ее развития);
  • налогового и таможенного регулирования (осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ и иными профильными нормативно-правовыми актами);
  • обеспечения картографической продукцией.

Новая редакция статьи 4 Федерального закона № 132-ФЗ содержит закрытый перечень таких методов. Кроме  того, теперь в законе появились  новые методы регулирования. Такие  как определение приоритетных направлений  развития туризма в Российской Федерации, разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма, формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров, информационное обеспечение туризма, оказание государственных  услуг в сфере туризма. А также  взаимодействие с иностранными государствами  и международными организациями  в сфере туризма, в том числе  через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным в часть 4 статьи 4 Федерального закона № 132-ФЗ, Федеральное агентство  по туризму не просто координирует туристскую деятельность, а регулирует ее на государственном уровне. На данное агентство возложены также функции  по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг  и управлению государственным имуществом в сфере туризма.

Особое внимание следует обратить на часть 5 статьи 4 Федерального закона № 132-ФЗ, в которой  законодатели установили, что порядок  оказания услуг по реализации туристского  продукта определяется Правительством РФ. Ранее порядок оказания этих услуг законодательно не регламентировался  и осуществлялся по усмотрению туроператоров  и турагентств. Из этого следует, что государственный регулятор  в лице Федерального агентства по туризму собирается унифицировать  порядок оказания туристских услуг.

Первым шагом  в этом направлении стало издание  постановления Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении  правил оказания услуг по реализации туристского продукта». Правила  состоят из пяти разделов, в которых  определены:

  • общие положения по оказанию услуг;
  • требования корганизации, которая реализует туристский продукт;
  • требования к информации о туристском продукте;
  • порядок заключения и расторжения договора о реализации туристского продукта;
  • порядок предъявления претензий и ответственность сторон по договору.

 

 

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА  ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Существующее состояние  сферы туризма в Российской Федерации

Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся  отраслей мирового хозяйства. Средние  темпы роста туризма составляют 5-7 % в год, что намного выше среднегодовых  темпов роста мировой экономики  в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие  десятилетия темпы роста туризма  сохранятся. Так, к 2020 году число международных  туристских прибытий должно вырасти  в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более  значительно - в 4 раза должны увеличиться  доходы от туризма: до 2 трлн. долларов США. Туристскую отрасль выгодно  отличают ряд и других факторов: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги. В странах ЕС доходы от туризма составляют в среднем 5,5 % ВВП. В 2005 году количество международных  прибытий выросло на 5,5 % и достигло 808 миллионов.

Причиной столь успешного  развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития ВВТ:

    • ВВТ создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8-10 рабочих мест);
    • стимулирует развитие внутренних подотраслей – гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров; 
    • способствует притоку в страну (область) иностранной валюты;
    • стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты;
    • стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
    • способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия страны (области); 
    • стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел; изготовление сувенирной продукции;
    • экологически устойчивый туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует важное значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;
    • формирует престиж области и страны в целом [11].

Исходя из оценки выгод  ВВТ и темпов развития отрасли, большинство  стран успешно переориентировали  свою экономику на въездной и внутренний туризм. России, чтобы занять долю на мировом рынке въездного туризма, необходимо успешно конкурировать  с такими странами как Турция, Испания, Египет – в сегменте рекреационного туризма, и с европейскими странами - в сегменте культурно-познавательного  туризма. 

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации» туризм определен в число  приоритетных отраслей экономики. Концепция  развития туризма в Российской Федерации  до 2005 года, утвержденная распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 11 июля 2002 года № 954-р, заложила основы обеспечения в стране правовой, организационной  и экономической среды для  формирования современной туристской индустрии. Главной целью федеральных  программ, разрабатываемых Федеральным  агентством по туризму, является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского  комплекса. 

Российская Федерация, несмотря на высокий туристический потенциал, занимает пока незначительное место  на мировом туристском рынке. На её долю приходится около 1% мирового туристского  потока.

Рассмотрим динамику выезда туристов из России.

Общее количество российских граждан, выехавших в 2010 году за границу  с целью туризма увеличилось  на 32,1% по отношению к 2009 году, а также возросло на 11,4% по отношению к докризисному 2008 году, достигнув показателя 12 млн. 605 тыс. человек. Показатель 2009 года перекрыт более чем на 3 млн.человек, а результат 2008 года почти на 1,3 млн. туристов.

Безусловным лидером по динамике прироста в 2010 году является Таиланд, который удвоил свой показатель по отношению к 2009 году в два раза и доведя количество российских туристов до 465 тыс. человек. На втором месте по приросту туристов стоит Доминиканская Республика +70% и почти 67 тысяч российских туристов за 2010 год. Дополнительно отметим, что на протяжении последних восьми лет Доминиканская Республика является самым рекордным по приросту туристов направлением: 2003 год +72%, 2004 год +36%, 2005 год + 66%, 2006 год +32%, 2007 год +90%, 2008 год +143%, 2009 год +29%. Вьетнам, показал третий результат по динамике прироста с показателем 68% и почти 52 тыс.российских туристов за 2010 год.

Если проанализировать доли туристов по различным странам в  общем выездном потоке из России в 2010 году и сравнить их с показателями 2009 года, то окажется, что Таиланд  в 2010 году сумел дополнительно привлечь 1,3% выездного потока российских туристов, на втором месте по этому параметру  стоит Китай, который увеличил свою долю почти на 1% и на третьем месте  идет Египет, чья доля возросла более  чем на половину процента. Одновременно с этим, почти на 2% сократилась  доля туристов, которые выбирали для  путешествий Турцию.

В целом, первая пятёрка самых  популярных у российских туристов стран  в 2010 сохранила свои рейтинговые  позиции по сравнению с 2009 годом. Лидирует Турция с весовой долей 18,8% (или 2 млн. 368 тыс. туристов), на втором месте Египет с долей 17,4% (или 2 млн. 198 тыс. туристов), на третьем месте Китай с долей 11,4% (или 1 млн. 440 тыс. туристов), на четвёртом месте Финляндия с долей 5,6% (или 709 тыс. туристов) и замыкает пятёрку самых популярных стран Германия с долей 3,7% (или 471 тыс. туристов). Общая доля лидирующей пятёрки составила в 2010 году 57%.

По данным РОССТАТА и информации Пограничной службы ФСБ России общее  количество российских граждан, выехавших  в первом полугодии 2011 года за границу  с целью туризма увеличилось  на 11,8% по отношению к первому  полугодию 2010 года и на 23,5% по отношению  к первому полугодию предкризисного 2008 года и составило 6 млн. 70 тыс.человек, против 5 млн. 429 тыс.человек в перовом полугодии 2010 года. Таким образом, в абсолютном выражении увеличение выездного потока российских туристов составило в первом полугодии 2011 года 641 тыс. человек.

Рассмотрим динамику въезда туристов в Россию.

По данным РОССТАТа и информации Пограничной службы ФСБ России общее  количество иностранных граждан, въехавших  по итогам 12 месяцев 2010 года в Россию с целью туризма увеличилось  на 1,6% по сравнению с 2009 годом, но уменьшилось  на 7% по сравнению с докризисным 2008 годом. В общем итоге въездной поток иностранцев в Россию с  туристическими целями составил в 2010 году 2 млн. 134 тыс.человек (против 2 млн. 101 тыс.человек в 2009 году и 2 млн. 295 тыс.человек в 2008 году). Напомним, что по итогам 12 месяцев 2009 года наблюдалось падение въездного потока иностранцем в Россию с целью туризма с динамикой минус 8,5%.

Лидером по количеству въехавших  в Россию иностранных туристов по итогам 12 месяцев 2010 года остался немецкий рынок- 347,2 тыс. человек. Немцы увеличили  свой поток по отношению к 2009 году на 4%, на 4,3% произошло увеличение и  в сравнении с 2008 годом. Весовая  доля Германии составила 16,3%, что на 0,4% больше чем в 2009 году и почти  на 2% больше чем в 2008 году.

Второе место, как и  год назад занял американский рынок с показателем 162,4 тыс. человек. Однако количество американских туристов сократилось на 11,4% как по отношению  к 2009 году так и на 12,6% по отношению  к 2008 году. Весовая доля туристов из США в общем потоке иностранцев, въехавших с туристической целью  в Россию составила 7,6%, что на 1,1% меньше долевого показателя 2009 года. На третье место в 2010 году переместился китайский рынок, поднявшись на две  рейтинговые позиции по сравнению  с 2009 годом. Показатель китайских туристов составил 158,1 тыс.человек, что на 42 тыс. человек больше чем год назад. Весовая доля китайских туристов в общем въездном потоке в Россию составила 7,4%, что почти на 2% больше чем доля китайцев 2009 и 2008 годах. Отметим, что китайский рынок показал наибольшую динамику изменения въездного потока в Россию с показателем 36,4% среди стран первой десятки, образующих основной туристический поток в Россию.

Четвёртое место по итогам 2010 года сохранил за собой и финский  рынок с весовой долей рынка 6,5%. Однако в отличие от китайцев, поток туристов из страны Соуми в  Россию продолжает неуклонно снижаться: так по сравнению с 2003 и 2004 годом, когда Россию посещали более 240 тыс. туристов из Финляндии, в 2010 году поток  финских туристов в Россию сократился более чем на 100 тыс. человек.

Сократилось в 2010 году и количество туристов из Великобритании (126,5 тыс.человек  или 5,9% доли рынка), которые в 2010 году заняли пятое место в общем  въездном туристическом потоке в  Россию, опустившись на две позиции  по сравнению с 2009 годом и пропустив  вперёд китайский и финский рынки. Въездной поток туристов из страны Туманного Альбиона сократился более  чем на 16%. Это худший результат  по динамике из стран первой десятки.

Последней страной, сумевшей преодолеть 100 тыс. рубеж по итогам 12 месяцев 2010 года и замкнувшей шестёрку лидеров российского въездного  туризма стал итальянский рынок  с показателем 123 тыс.человек. Количество туристов с Апеннинского полуострова  увеличилось на 8,3% в сравнении  с 2009 годом, однако сократилось более  чем на 14% в сравнении с 2008 годом. Весовая доля итальянских туристов, составившая в 2010 году 5,8% увеличилась  на 0,4% в сравнении с 2009 годом, однако на столько же уменьшилась в сравнении  с 2008 годом.

Вслед за шестёркой лидеров  расположилась Франция (94,3 тыс.туристов и 4,4% доли рынка) и Испания (87,6 тыс. туристов и 4,1% доли рынка). Но если французский  рынок по итогам 12 месяцев 2010 года показал, хоть и незначительную 0,1%, но положительную  динамику, то испанский рынок продолжил своё динамичное падение, начавшееся в прошлом году. По итогам 12 месяцев этого года въездной поток испанских туристов в Россию сократился на 8,7% в сравнении с 2009 годом и на 17,9% в сравнении с 2008 годом.

По данным РОССТАТА и информации Пограничной службы ФСБ России, общее  количество иностранных граждан, въехавших  в первом квартале 2011 года в Россию с целью туризма, увеличилось  на 5,3% по отношению к первому кварталу 2010 года, но уменьшилось на 20% по отношению  к первому кварталу предкризисного 2008 года. В общем итоге оно составило 196,4 тыс.человек против 187 тыс.человек  в первом квартале 2010.

Лидером по количеству въехавших  в Россию иностранных туристов в  первом квартале 2010 года стал китайский  рынок- 23,5 тыс. человек. Китайцы увеличили  свой поток по отношению к первому  кварталу 2010 года более чем на наполовину, что дало им возможность обогнать лидера первого квартала 2010 года - Германию и довести долю присутствия на въездном туристическом рынке России до 12%. Это почти на 3% больше долевого показателя первого квартала 2010 года.

Информация о работе Туризм и его влияние на экономику