Таможенный союз, проб леммы предпринимателей и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 06:27, статья

Описание работы

Формирование таможенного союза трех стран – Белоруссии, Казахстана и России, это итого работы нашего Президента – Назарбаева Н.А.. Экономики наших стран исторически связались так, что любые административные барьеры между нашими странами отрицательно сказываются в интересах общества и государства во всех трех странах. И первым таким барьером являлись таможенные границы между нашими странами. Наш президент предложил начать процесс путем устранения первого барьера - всех таможенных формальностей между нашими странами.

Работа содержит 1 файл

Таможенные союз, методы формирование, проблемы ,пути решения.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Таможенный  союз. Государственные контроль, проблемы бизнеса и рекомендации по их решению. 
 

      Формирование  таможенного союза трех стран  – Белоруссии, Казахстана и России, это итого работы нашего Президента – Назарбаева Н.А..   Экономики  наших стран исторически связались так, что любые административные барьеры между нашими странами отрицательно сказываются в интересах общества и государства во всех трех странах. И первым таким барьером являлись таможенные границы  между нашими странами. Наш президент предложил начать процесс путем устранения первого барьера -  всех таможенных формальностей между нашими странами.

      Однако  за период раздельного управления экономикой, каждая страна применила свои решения  в процессах государственного управления процессами.

      Одним из самых сложных в процессе государственного управления стало исключение принципа «что не запрещено, то разрешено». Данный принцип, законодательно закрепленный во многих развитиях странах,  привел к развитии. Предпринимательской среды и как следствие развитие экономики государства в целом.

      В наших же странах стали внедрятся  методы тотального контроля, внедрения  различных разрешительных механизмов. Это в свою очередь привело  к тому, что на сегодня  государственный  механизм в отношении предпринимателей начал работать по принципам «контроль ради контроля», «презумпции виновности».

      Эти принципы привели к образованию  множества административных барьеров, которые в свою очередь  привели  к образованию коррупционного поля. Эти отрицательные факты явно проявились в процессах международной торговли.

      Как следствие Казахстан по результатам  исследований международного проекта  Всемирного банка «Ведения бизнеса» (Doing business») по индикатору «Международная торговля» находится по состоянию на 2011 году на 176 месте из 183 стран мира. В 2009-2010 годах по данному индикатору находился на 181 месте.

      В процессе таможенного оформления грузов предприниматели проходят следующие  основные этапы государственного контроля:

      - подача документов для получения  лицензий, сертификатов и иных разрешительных документов

      - перемещение грузов через приграничные  пункты пропуска;

      - доставка грузов до места таможенной  очистки грузов;

      - помещение грузов  в места временного  хранения;

      - таможенное оформление грузов;

      - таможенные проверки грузов в течении 5 лет, после их таможенной очистки. 

      При этом по каждому этапу предприниматели  сталкиваются со множеством проблем, проходят множество кабинетов контролирующих органов, во многих случаях дублирующие  свои функции и подают одни и те же пакеты документов. 

Этап 1. Перемещение грузов через приграничные пункты пропуска 

1.1. Пункты пропуска  на границе Казахстан  с Китаем 

     1. Особенно ярко выявляются проблемы на примере грузов, перемещаемых через приграничные пункты пропуска, находящиеся на границе Казахстана с Китаем.

     И эти проблемы для предпринимателей начинаются с момента поиска транспортной компании,  которая  должна обеспечить доставку грузов со складов, расположенных  в непосредственной близости от приграничных пунктов пропуска Китая.

     Перевозчикам, чья деятельность связана с доставкой грузов автомобильным транспортом, для получения разрешения на перемещение грузов из Китая в Казахстан  необходимо получить в органах транспортного контроля разрешение вида «С» (так называемый «кат» или «дозвол»). Из-за множества несоответствий в процессах их получения, перевозчики ежегодно сталкиваются с проблемой их получения.  К примеру, в начале 2011 года из-за несогласованности по визовым вопросам, китайскими властями не были представлены в срок  «каты». Это привело к тому, что «каты» начали реализовывать в приграничных пунктах пропуска по завышенным ценам, многократным проверкам при следовании по территории страны, а также поборам на дорогах.

     Но  даже при наличии всех разрешительных документов, возникают проблемы при непосредственном выезде порожних грузовых транспортных средств из Казахстан в Китай. Для пересечения  фуры границы с момента прибытия в Казахстанский пункт пропуска и до выезда в  Китай затрачивается от  3 до 24 часов. Порожние машины в процессе перемещения через пункты пропуска обкладываются данью, причем всеми контролирующими органами.

      Со  своей стороны, перевозчики, с целью  возмещения своих затрат и получения  прибыли, при загрузке грузов в китайских  складах, не соблюдают весовые и  габаритные  нормы. В сумме с тем, что на складах преднамеренно выдаются недостоверные документы, это приводит к тому, что при въезде этих машин с грузами в Казахстан, контролирующие органы  ужесточают контроль. Это в сою очередь приводит к увеличению времени проведении контроля.

      По  результатам мониторинга и анализа, проведенного проектом RTLC USAID в 2011 году (далее – Исследование) «Даже транзит занимает долгое время, что видно из хронометража транзитного провоза через Казахстан из Китая в Турцию, который потребовал 9 часов времени и 60 тысяч тенге. Проверка безопасности (ветеринарной, фитосанитарной, санитарной) была оценена в 200 долларов (29200 тенге) и заняла 8 часов 5 минут, транспортный контроль – тоже 200 долларов, вероятно, за нарушение, а именно превышение веса. Просто выезд с таможенной территории стоит 500 тенге, а пограничный контроль – 1000 тенге».

      С подобными же проблемами перевозчики  сталкиваются и при перемещении  грузов железнодорожным видом трансопрта.

      В качестве решений, которые позволят исключить или минимизировать множество негативных фактов, приводящих к значительным затратам для предпринимателей предлагается:

1. По  периметру границ со странами, с которыми у Казахстана не  налажены процессы предварительного  информирования о перемещаемых  грузах, создать приграничные терминалы в рамках государственного частного партнерства (далее – ГЧП). Государственным органам обеспечить маршруты, когда предпринимателям представляется выбрать альтернативные маршруты:

    1) Загрузка и доставка грузов из страны отправления до страны назначения транспортными компаниями, имеющих статус «таможенный перевозчик» и «каты» по каждому транспортному средству и выполнения условии по требованиям заполнения товаросопроводительных документов и предварительном информировании контролирующих органов о перемещаемых грузах, перевозчике и другой информации, необходимой для проведения контроля;

    2) Грузы со складов производителей доставлять в приграничные казахстанские терминалы. При этом исключить какие-либо разрешительные документы, как для перевозчиков, так и в отношении грузов, не запрещенных для доставки или транзиту по Казахстану. В этом случае грузополучатель с целью вывоза груза должен обеспечить наличие всех разрешительных документов, а контролирующие органы проведение проверки контролируемых грузов. Грузы, которые прошли проверку и по которым имеются все разрешительные документы  должны находится в «карантинной зоне» и получатель вправе вывезти их после их таможенной очистки.

2. В  приграничных пунктах пропуска  определить единого администратора, функцией которого будет обеспечение контроля перемещения пассажиров, грузов и транспортных средств. Единому администратору обеспечить единые формы  контроля, документов и т.д. Исключение множества контролирующих органов позволит внедрить единые формы документа и одновременно с этим автоматизировать процесс контроля.

3. Органам  контроля разработать и внедрить  автоматизированную систему информирования. Назначение данной системы будет  подача информации от перевозчиков  о сроках пересечении границы,  о перевозимых грузах и т.д. При этом данная система должна обеспечить максимальное сокращение контролирующих лиц в процессе перемещения через границу.

4. Немаловажным фактором создания криминагенной обстановки при перемещении грузов через приграничные пункты пропуска играют «челноки». Необходимо отметить, что  основанная масса челноков обеспечивает перемещение своих грузов за счет создания туристических групп из малообеспеченных слоев населения, проживающих в непосредственной близости от границы.  По нормам провоза, каждое физическое лицо вправе перевезти до 50 кг груза беспошлинно и таким образом челноки обеспечивают перемещение грузов, которые фактически не проходя проверки по всем параметрам государственного контроля и приводя к образованию теневой экономики.

     С целью минимизации факторов риска  и криминагенной составляющей необходимо разработать государственной программы  создания рабочих мест  для местного населения. Целью программы должно быть  отвлечения местного населения из процессов криминагенных схем доставки грузов из  сопредельных стран, особенно Китая,  в Казахстан.

5. Необходимо  связать информационную систему  контроля доставки с разрабатываемой  в настоящее время информационной  системой «Единое окно в экспортно-импортных  операциях» 

1.2. Пункты пропуска на границе России и Белоруссии. 

   1. Не лучше ситуация у казахстанских  предпринимателей при перемещении  грузов через пункты пропуска, расположенные на границе России  и Белоруссии.

   Если  до образования таможенного союза  контролирующие органы пропускали казахстанские грузы по процедуре таможенного транзита, то теперь ситуация в корне поменялась.

   Все товары, перемещающие через таможенную границу таможенного союза должны   пройти контроль органов пограничного, санитарного, таможенного, транспортного,  фитосанитарного и ветеринарного контролей. В случая отсутствия по перевозимым товарам разрешительных документов грузы запрещены к перемещению.

   При этом под эти запреты подпадают  грузы, которые  не неся каких либо угроз при перемещении их к  месту назначения, должны имеет  разрешительные документы в области санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контролей.

   Эти запретительные меры уже привели  к финансовым и временным затратам многих отечественных предприятий, во многих случаях к остановке  производственного процесса.

   В целях исключения подобных фактов необходимо предусмотреть норму, допускающую  перемещение грузов до получателя без  каких либо разрешительных документов в отношении товаров, не несущих  каких-либо угроз при их перемещении. При этом получатель вправе провести все мероприятия  по оформлению и получению разрешительных документов до прибытия груза к месту назначения.

   2. В процессе перемещения грузов  из Европейских стран через  пункты пропуска России и Белоруссии  предприниматели Казахстана сталкиваются  с проблемой, когда таможенные и пограничные органы задерживают грузы из-за несоответствия сведения в товаросопроводительных документах  количественным и качественным параметрам по перевозимым грузам. Во многих случая это происходит не по вине грузополучателей –отечественных казахстанских предпринимателей, а часто просто технической опечаткой, ошибкой.

   Однако  контролирующие органы в отсутствии владельцев груза производят их выгрузку, налагают административные штрафы и  т.д. чтов конечном счета ложится на бремя бизнеса и приводят к дополнительным , значительным затратам для бизнеса при транспортировке грузов из Европейских стран в Казахстан.

         В качестве решения, которое исключит необоснованные затраты предлагается внести в Таможенный кодекс таможенного союза внести норму, запрещающую проведения каких либо мер в отношении товаров, перемещаемых через пункты пропуска, по которым имеются расхождения по количественным и качественным параметрам в товаросопроводительных документах. При этом контролирующие органы обязать информировать грузополучателя и таможенные органы в месте где будет производится таможенное оформление груза о фактах расхождения.

   Эта мера с одной стороны исключит простои грузов в пунктах пропуска и следовательно исключит лишние затраты для бизнеса, с другой  стороны обеспечит полноту и достоверность контроля без каких либо превентивных мер. Эти меры явятся стимулом для бизнеса уйти от теневых методов работы с государственными органами, т.к. не всегда наказанием за ошибку можно добиться результатов. Практика доказало обратное – множество мер наказания в виде штрафов и т.д. привели к тому, что бизнес начал уходить в тень и начала процветать коррупция. 
 

Информация о работе Таможенный союз, проб леммы предпринимателей и пути решения