Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:43, курсовая работа
Свободная международная торговля - источник роста благосостояния нации. Вместе с тем она является одной из наиболее конфликтных сфер экономики. Здесь сталкиваются интересы импортеров и экспортеров, то и дело возникают "торговые воины". К тому же, несмотря на выгоды международной торговли, все государства различным образом регулируют ее.
Ситуация, сложившаяся на мировых рынках многих товаров в середине 90-х годов, делает эту проблему актуальной для России. Механизм консультаций и поиска решения спорных и конфликтных ситуаций развивался в рамках ГАТТ/ВТО на протяжении его более чем сорокалетней истории. Этот механизм позволяет находить решения по таким сложным вопросам, как неправомерное применение торговых мер, несправедливое использование антидемпинговых мер при экспорте товаров и по многих другим вопросам. Сейчас этот механизм будет действовать в рамках ВТО, но это лишь усиливает его роль. Кроме того, каждый год в рамках ГАТТ торгово-политический режим нескольких стран-участниц проходит довольно жесткий экзамен.
Эта система наблюдения за развитием внешнеторгового регулирования стран-участниц ГАТТ (один из результатов Уругвайского раунда) начала действовать сравнительно недавно, но уже показала себя как механизм, оказывающий сдерживающее влияние на торгово-политические действия отдельных стран, поддерживающий нормальный климат во внешней торговле. Эта функция также переходит к ВТО. В рамках ВТО для этих целей создан специальный орган. Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а, напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.
Нельзя не упомянуть значения сложившейся на основе Генерального соглашения международной организации как организатора международных многосторонних торговых переговоров. Эта роль сейчас перешла к ВТО, но как можно предполагать, конкретные переговоры по торговле товарами будут проходить на основе и в рамках ГАТТ-1994. Анализ эволюции проблематики и числа участников многосторонних переговоров под эгидой ГАТТ показывает, что они приобрели ключевое значение в формировании международных условий, в которых развивается международная торговля, в том числе и внешняя торговля России. Торгово-политические итоги переговоров, будучи инкорпорированными в национальное законодательство стран-участниц, становились правовыми нормами, с которыми должны считаться и не участвующие в переговорах государства. Поэтому присоединение России к договоренностям последних туров переговоров, вошедших в ГАТТ, укрепит внешнеторговые позиции России на мировом рынке и откроет возможность для полноценного участия в будущих переговорах. Теперь уместно поставить вопрос: готова ли Россия к динамичным и результативным переговорам об условиях своего присоединения к ВТО?
Конечный ответ на этот вопрос дадут сами переговоры. Но одно, несомненно, анализ пути, который проделала Россия за эти годы с целью сближения своего внешнеторгового режима с нормами и принципами ВТО, дает в целом основание для позитивного ответа на этот вопрос. Вместе с тем, экзамен российского внешнеторгового законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров, несомненно, поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Этого не следует опасаться. Перевод на принципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев — это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля, которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому. В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России. Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство». Вместе с тем, экзамен российского внешнеторгового законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров, несомненно, поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Этого не следует опасаться. Перевод на принципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев — это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля, которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому. В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России. Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство».
Членами Всемирной торговой организации являются уже 148 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.
Участие
в ВТО дает стране множество преимуществ.
Их получение и является в прагматическом
смысле целью присоединения к
ВТО. Конкретными целями присоединения
для России можно считать следующие: выход
на многостороннюю правовую базу для осуществления
торговых операций национальными экспортерами
и импортерами; международно-правовую
защиту, гарантируемую принципами и нормами
ВТО, включая такие важные положения, как
режим наибольшего благоприятствования,
благодаря которому Россия сможет использовать
постоянно снижающиеся тарифы других
стран-членов ВТО, и национальный режим
для товаров и услуг, экспортируемых и
импортируемых российскими компаниями,
защиту от возможного применения иностранными
государствами дискриминационных внутренних
налогов, акцизов, таможенных сборов; возможность
легализации системы защиты своей национальной
экономики в рамках ВТО; защиту от использования
так называемых технических барьеров
в торговле (технические и др. нормы и стандарты,
правила сертификации и т.п.); Получение
лучших в сравнении с существующими и
недискриминационных условий для доступа
российской продукции на иностранные
рынки; Доступ к международному механизму
разрешения торговых споров; Создание
более благоприятного климата для иностранных
инвестиций в результате приведения законодательной
системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских
инвесторов в странах-членах ВТО, в частности,
в банковской сфере; Создание условий
для повышения качества и конкурентоспособности
отечественной продукции в результате
увеличения потока иностранных товаров,
услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной
торговли с учетом своих национальных
интересов; Улучшение имиджа России в
мире как полноправного участника международной
торговли. Задача ведущихся переговоров
о присоединении – добиться наилучших
условий присоединения России к ВТО, то
есть наиболее выгодного соотношения
преимуществ от вступления и уступок в
виде снижения тарифов и открытия внутренних
рынков. Как сказал в одном из интервью
министр экономического развития и торговли
Герман Греф, баланс прав и обязательств
России при вступлении в ВТО должен способствовать
экономическому росту, а не наоборот.
Логическим продолжение российских реформ должно стать включение на равных правах отечественных товаров и услуг в международную торговлю. Добиться этого можно путем вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако существующие мнения по поводу этой акции далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста.
Но, выступая за или против вхождения России в ВТО, необходимо иметь ясное представление о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.
Почти половина (44%) россиян выступает за вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Лишь 22% респондентов настроены к ВТО враждебно и полагают, что такое вступление идет вразрез со стратегическими интересами страны.
Вместе с тем, считают эксперты ВЦИОМ, подобным доминированием "дружелюбия" россиян к ВТО обманываться не следует, так как за период с 2002 по 2006 год произошли заметные сдвиги в сторону усиления скептических настроений: доля сторонников вступления России в ВТО в 2002 году составляла 56% против 44% в 2006 году.
Если в отношении доли сторонников и противников в последние два года имели место сдвиги в ту или иную сторону, то доля россиян, затруднившихся ответить, имела однонаправленную тенденцию к росту. С 2002 по 2006 год ее величина увеличилась с 28 до 33%. По мнению экспертов ВЦИОМ, это означает, что с течением времени понимание ситуации среди россиян становится все худшим и худшим, а многолетние дискуссии о присоединении России к ВТО только сбивают население с толку.
Региональные
настроения довольно сильно дифференцированы.
Так, согласно результатам опроса, в
Дальневосточном федеральном
В 2006 году 30% россиян отдали свои голоса за то, чтобы вступить в ВТО как можно скорее, в то время как 31% респондентов считает, что нужно повременить со вступлением, а 12% - что вступать не нужно вообще.
В последние годы широко обсуждалась проблема отечественных производителей, которые предположительно могут пострадать от вступления России в ВТО.
Опросы показывают, что процент выступающих за поддержку отечественного производителя и ограничение доступа на российский рынок импортеров из-за рубежа значительно выше числа тех, кто выступает за отказ от поддержки отечественного производителя и снятие барьеров на пути зарубежных товаров в Россию. Так, в отношении защиты от конкуренции сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности соотношение сил "патриотов" и "космополитов" составляет соответственно 83,5 и 8,4%, для самолетостроения - 75,8 и 13,4%, для банковского сектора и страховых услуг - 65,3 и 17,9%.
Опрос
проведен 18-19 марта. В нем приняло
участие 1,6 тысячи человек в 153 населенных
пунктах в 46 областях, краях и
республиках России. Статистическая
погрешность не превышает 3,4%.
Аргументы
за и против вступления России в ВТО
|