Автор: Анна Судинко, 22 Ноября 2010 в 18:56, курсовая работа
Целью работы является изучение деятельности СП, их роли в привлечении иностранных инвестиций, анализ политики стимулирования создания СП и выработка предложений по совершенствованию политики государства в отношении совместных предприятий в трансформационной экономики Беларуси.
Введение 3
Глава 1. Совместное предприятие и его роль в привлечении инвестиций 5
Глава 2. Основные направления и инструменты политики стимулирования создания СП 12
Глава 3. Особенности инвестиционного климата РБ, его влияние на инвестиционную деятельность и деятельность совместных предприятий в РБ 15
3.1. Инвестиционная деятельность СП на территории РБ
15
3.2. Инвестиционный климат РБ
18
Заключение 28
Литература 30
Приложение 1 32
Приложение 2
Неудовлетворительным является распределение затрат по направлениям технологической структуры капитальных вложений в воспроизводство основных фондов. Большие масштабы недоинвестирования производства привели к тому, что значительная часть машин и оборудования функционирует за пределами экономически оправданных сроков службы. Если к концу 1990 г. коэффициент износа основных фондов по народному хозяйству в целом составлял 33,3 %, то к концу 2002 г. – 52,7 %. Еще хуже ситуация по активной части основных производственных фондов, т. е. по оборудованию. В 1992 г. коэффициент износа активной части основных фондов в целом по стране составлял 39 %, в 1998 г. – 64,4 %, а в 2002 г. – 76,7 %. В мировой практике критическим считается износ в 60 %, далее начинаются техногенные аварии и катастрофы. (9)
В промышленности износ активной части основных производственных фондов в 2002 г. составил 79 %, т. е. превысил критический уровень и в ряде отраслей промышленности значительно выше: машиностроение и металлообработка – 82 %; автомобильная промышленность – 86 %; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение – 83 %. В наиболее техногенно- и эколого-опасной химической и нефтехимической отрасли износ оборудования составляет 84 %.
Разработчики программы экономического развития Республики Беларусь на 2001—2003 гг. отмечают следующее: «Если нам в ближайшие год-два не удастся переломить ситуацию, то это поставит под угрозу не только возможности обеспечения экономического развития в перспективе, но и возникнет реальная угроза падения темпов развития. Обновление основных фондов – это вопрос будущего отечественной экономики и сохранения ее конкурентоспособности на мировом уровне. Состояние воспроизводственных процессов основных производственных фондов в народнохозяйственном комплексе республики зависит от условий по активизации инвестиционной деятельности в экономике».
Для выхода из сложившейся крайне негативной ситуации должны быть предприняты неотложные кардинальные меры, прежде всего по выводу из хозяйственного оборота и баланса предприятий физически изношенного и морально устаревшего оборудования. Однако при высокой степени износа основных фондов ослабевает роль амортизационных отчислений как одного из важнейших источников инвестиций
Ведущая роль в общих источниках инвестирования должна принадлежать собственным средствам предприятий, которые в основном формируются за счет амортизационных средств и прибыли. На долю такого источника, включая кредиты, ежегодно приходилось 50 – 70 % общего объема инвестиций. Но ввиду низкой инвестиционной активности реального сектора экономики данный источник инвестиций стал сокращаться и в 2002 г. доля его составила 46 % (в 1998 г. – 50,4 %, в 1990 г. – 69,6 %). Однако в отдельных отраслях промышленности среди используемых источников финансирования доля собственных средств предприятий достигла 90 % (топливная, химическая и нефтехимическая, автомобильная, деревообрабатывающая, легкая). (8, с.26)
Одним из ключевых инвестиционных источников предприятий за счет собственных средств являются амортизационные отчисления, однако вследствие высокого износа основных средств и существенной инфляции их доля в структуре затрат на производство продукции в целом по промышленности имеет тенденцию к существенному сокращению. Также из-за сложного финансового положения хозяйствующих субъектов амортизационные отчисления не используются в полной мере на реконструкцию и модернизацию производства (2002 г. – 89 % от начисленных), а направляются на пополнение оборотных средств и другие цели.
По данным официальной статистики, в 2000 г. произошло существенное увеличение рентабельности предприятий. Уровень рентабельности в целом по промышленности составил 18,2 %. Однако в 2002 г. произошло снижение этого показателя до 16,4 %. Но и эта цифра не дает адекватной картины по состоянию экономики, так как является прямым эффектом множественности валютного курса, который приводит к занижению себестоимости продукции. В таких условиях значительная часть оборотного капитала предприятий направляется на налоговые платежи, одновременно снижаются и инвестиционные ресурсы предприятий. Доля убыточных предприятий в промышленности в 2002 г. увеличилась до 23 % от общего числа по сравнению с 10,4 % в 1999 г. По итогам I квартала 2001 г. этот показатель составил 36 %. (13)
Поставляя все больше товаров на экспорт, Беларусь располагает все меньшим объемом экспортной выручки от их реализации, и таким образом существенно снижаются возможности закупки как промежуточного, так и инвестиционного импорта.
В основных товаропроизводящих отраслях Республики Беларусь в течение 3 –5 лет после распада СССР сократилось из реального хозяйственного оборота от четверти до половины рабочих мест. Эти потери невосполнимы, поскольку при нынешней конъюнктуре рынка уже нельзя ежегодно продавать 100 – 105 тыс. тракторов «МТЗ», по 40 – 42 тыс. грузовых автомобилей «МАЗ» и «БелАЗ», по 110 – 115 автоматических и полуавтоматических линий и т. д. Сейчас при их качестве и цене нет достаточного спроса. В то же время, как справедливо отмечено, ошибочно стереотипное мнение, что Беларусь имеет высокую долю экспорта и импорта. В частности, некоторые эксперты, исходя из оценки ВВП в долларах по номинальному курсу, считают экспортную квоту, т. е. долю экспорта в ВВП в 65 – 70 %. Это, безусловно, не так. Методически правильно поступает Всемирный банк, когда оценивает экспортную квоту за 1998 г. Республики Беларусь в 11 – 12 %, исходя из белорусского ВВП по паритету покупательной способности в 65 млрд. USD (3, с. 19).
Значительные
ресурсы предприятий
У российских товаропроизводителей ниже налоги, дешевле ресурсы, проявляется эффект от проведенных структурных преобразований (особенно формирование конкурентной среды в сфере малого и среднего бизнеса). К этому следует добавить существование перекрестного субсидирования, необходимость содержания на предприятиях социальной инфраструктуры и т. д. В результате конкурентоспособность и финансовые возможности белорусских субъектов хозяйствования ухудшаются и, следовательно, все меньше средств остается на инвестиции, без которых проблематично повысить эффективность и сократить затраты (1, с. 43).
Наиболее узким местом с точки зрения активизации нецентрализованных инвестиций за счет собственных средств субъектов хозяйствования в макроэкономической политике в настоящее время является налоговое регулирование. Не случайно сложившаяся в Республике Беларусь налоговая система получает негативную оценку как со стороны руководителей белорусских предприятий (по проведенному опросу попала в четвертую, наиболее неблагоприятную группу факторов), так и иностранных инвесторов (представителей совместных и иностранных предприятий в Беларуси). Это совпадает с точкой зрения представителя Всемирного банка Дж. Хансена, отметившего, что одним из существенных препятствий привлечения прямых иностранных инвестиций в Беларусь является налоговая система (1, с. 45).
Важным инструментом повышения роли государства и эффективного размещения капитала остается бюджетное финансирование инвестиционного процесса. Удельный вес консолидированного бюджета в общем объеме инвестиций составил в 2001 г. 22,3 %, а в 2002 г. – около 22 %. За период 1995 – 2000 гг. инвестиционные возможности консолидированного бюджета сузились, и основная часть бюджетных средств направляется на решение неотложных проблем социальной сферы.
Выделение среди банковского сообщества группы уполномоченных банков, пользующихся определенными преференциями со стороны государства (предоставление льготных кредитов, принудительное закрепление клиентуры, особые требования по созданию резервов, пополнение уставного фонда из средств бюджета и т. д.), препятствовало развитию здоровой конкуренции между банками, повышению эффективности их деятельности, выходу на мировые финансовые рынки и, как следствие, предопределило общую финансовую слабость банковской системы и ее неспособность оказать значимую кредитную поддержку реальному сектору экономики.
Следует отметить, что два банка (Беларусбанк и Белагропромбанк) контролируют от 42 % (на 01.01.2001 г.) до 54 % (на 01.01.2002 г.) предоставляемых кредитов (не включая кредиты населению, 98 % которых приходится на долю Беларусбанка). Фактически можно говорить о наличии в банковской системе страны одного монополиста, контролирующего более трети ресурсной базы банков, пяти крупных государственных или полугосударственных банков, которые в союзе с указанным монополистом практически определяют денежно-кредитную ситуацию в стране. На долю остальных банков приходится менее 10 – 15 % ресурсов и они играют второстепенную роль во внутреннем кредитно-расчетном обслуживании реального сектора экономики.
Общей, характерной чертой применения нормативов банковской деятельности является то, что они более или менее последовательно контролируются Национальным банком в отношении средних и мелких банков и сопровождаются массой льгот в отношении «уполномоченных банков». Непрофессионализм и несоблюдение даже действовавшего в те годы законодательства привели к фактическому разрушению денежно-кредитной системы страны и финансовому истощению банковской системы (9, с. 16, 18).
Ограниченность кредитных ресурсов обусловлена, в первую очередь, слабостью отечественной банковской системы. На 01.01.2002 г. суммарный собственный капитал банков составлял 347 млн. EURO, или около 4 % внутреннего валового продукта (ВВП). Суммарные активы банков в текущих ценах равнялись 31 % ВВП. В сравнении с развитыми странами относительная величина капитала (банковских активов на душу населения) ничтожна, так как банковские активы развитых стран в 1,7 – 2,7 раза превышают ВВП, а ВВП на душу населения в этих странах на порядок выше, чем у нас. Общий разрыв относительной величины кредитных ресурсов Республики Беларусь и развитых стран оценивается в 5000—8000 % (14). Очевидно, что, располагая столь ограниченными средствами, банковская система практически не могла нормально обслуживать расчетно-кассовый и кредитный процесс в реальном секторе.
Вследствие слабости банковской системы кредиты на инвестиции в основной капитал в производственную сферу в 1996 – 2001 гг. составляли 2,6 – 3,1 % валового объема кредитов, выданных банками. В 2002 г. положение с кредитованием производственного сектора ухудшилось, поскольку коренным образом изменилась схема целевого кредитования экономики. Национальный банк практически сохранил только кредитование дефицита бюджета, при этом доля централизованного кредитования сократилась с 68,6 % в 1999 г. до 37,0 % в 2002 г. (24).
Вместе с тем растущие процентные ставки по кредитам коммерческих банков при существующем в настоящее время уровне рентабельности делают недоступными долгосрочные кредиты для большинства предприятий, финансовое состояние которых в текущем году ухудшилось, в том числе и по причине удорожания кредитных ресурсов.
К наиболее общим характеристикам белорусской банковской системы в целом следует отнести следующие черты:
1. слабость капитальной базы (собственного капитала) банков и отсутствие полноценных финансовых источников для ее наращивания;
2. дифференциация
банков на крупные «
3. формальное
соблюдение нормативов
4. отсутствие
прозрачности в банковском
5. неопределенность перспектив развития, в том числе с законодательной точки зрения (10, с. 41).
По оценкам экспертов: «В настоящее время удельный вес кредита во всех источниках финансирования НТП не превышает 1,0 %, хотя следует отметить, что начался процесс создания коммерческих инновационных банков».
При ограниченности собственных инвестиционных ресурсов в переходный к рыночным отношениям период и огромной потребности в них для осуществления структурной перестройки экономики на более высокой технологической основе возрастает значимость иностранных инвестиций.
Основными источниками внешнего финансирования экономики Республики Беларусь являются иностранные кредиты под правительственные гарантии, иностранные кредиты по прямым договорам под гарантии коммерческих банков, а также прямые иностранные инвестиции в форме уставных фондов совместных и иностранных предприятий. Однако за последние годы не произошло резкого сдвига по привлечению иностранных инвестиций и кредитов. Если в отдельные годы (1994, 1996, 1998) их доля достигала 7 – 12 %, то в 2000, 2002 гг. – соответственно 2,6 и 4,7 %. Кроме того, иностранные инвестиции в основном осуществлялись в форме кредитов под гарантию правительства.
Несмотря
на однозначную эффективность