СП как источник привлечения инвестиций

Автор: Анна Судинко, 22 Ноября 2010 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение деятельности СП, их роли в привлечении иностранных инвестиций, анализ политики стимулирования создания СП и выработка предложений по совершенствованию политики государства в отношении совместных предприятий в трансформационной экономики Беларуси.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Совместное предприятие и его роль в привлечении инвестиций 5
Глава 2. Основные направления и инструменты политики стимулирования создания СП 12
Глава 3. Особенности инвестиционного климата РБ, его влияние на инвестиционную деятельность и деятельность совместных предприятий в РБ 15
3.1. Инвестиционная деятельность СП на территории РБ
15
3.2. Инвестиционный климат РБ
18
Заключение 28
Литература 30
Приложение 1 32
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

CП как источник привлечения инвестиций.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

 9) снижение  экспортных пошлин;

 10) преференциальное  налогообложение доходов от экспорта;

 11) сокращение  налоговых ставок на специальные  поступления иностранной валюты, в том числе за экспорт произведенных  товаров;

 12) налоговые  кредиты на внутренние продажи в обмен, на экспортные поступления;

 13) налоговые  кредиты в связи с использованием местного сырья в производстве товара, предназначенного на экспорт;

 14) сокращение  налогообложения экспортно-ориентированного производства,

Группа финансовых стимулов включает в себя:

  1) прямые  субсидии на покрытие части  капитальных расходов, производственных или маркетинговых расходов конкретного инвестиционного проекта;

  2) субсидированные  займы;

  3) гарантии  на предоставляемые займы;

  4) гарантированные  экспортные кредиты;

  5) участие  государственного капитала в  инвестициях в проекты с высоким коммерческим риском;

  6) правительственное  страхование льготных кредитов, предоставляемое для некоторых видов риска. Например, при изменении курса валюты, девальвации или по некоммерческим рискам — экспроприации, изменении политического строя страны и др.

  Третья  группа средств стимулирования —  прочие льготы — подразделяется на:

  1) субсидирование расходов на создание или реконструкцию инфраструктуры инвестиционного проекта;

  2) субсидирование услуг, в том  числе помощь в разработке проектов, предоставление информации о конъюнктуре рынков, наличии сырья, помощь в подготовке кадров, предоставление технических возможностей для развития ноу-хау или улучшение контроля за качеством;

  3) заключение преференциальных государственных  контрактов;

  4) закрытие рынка для последующего прихода других производителей или предоставление монопольных прав на производство тех или иных товаров:

  5) защиту от импортной конкуренции и т.д.

     Инвестиционная привлекательность страны определяется целым набором факторов, включая политический и коммерческий риски, политическую и экономическую стабильность внутри страны, состояние законодательства, ясность в системе принятия решений, уровень развития рыночной инфраструктуры. При формировании политики привлечения иностранных инвесторов государство должно исходить из необходимости обеспечения унификации условий деятельности национальных и иностранных инвесторов, т. е. установления для них "национального режима" по всем аспектам предпринимательства, включая налогообложение, доступ к кредитным ресурсам, снабжению, рынку ценных бумаг, право осуществления экспортных и импортных операций и т. п. Однако в существующих условиях представляется необходимым создание для иностранных инвесторов льготных условий приложения капитала, особенно в приоритетных направлениях, которые смогли бы компенсировать отсутствие политической и экономической стабильности, неустойчивость правовой базы.

 

Глава 3: Особенности инвестиционного климата  РБ, его влияние на инвестиционную деятельность и деятельность совместных предприятий в РБ.

    3.2. Инвестиционная деятельность СП на территории РБ

      Как было ранее сказано, прямые частные  инвестиции в экономику Беларуси со стороны иностранных инвесторов осуществляются путем создания совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом.

      По данным Министерства статистики и анализа на 01.01.2003 в Республике Беларусь зарегистрировано 2667 предприятий с иностранным капиталом (1396 СП и 1271 ИП) с объявленным уставным фондом 768,8 млн. долл. США, из которых 488,1 млн. приходится на долю иностранных инвесторов (63,5%). Фактически перечислено иностранными инвесторами в уставный фонд с момента регистрации организаций 449,7 млн. долл. США или 92,1% объявленной величины, в том числе 55,2 млн. долл. США за 2002 год. (Прил. 2, диаграмма1и таблица 1)

      Крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных СП и ИП на начало 2003 года являются: Россия (475 или 17,8% от общего числа зарегистрированных предприятий), США (361 или 13,5%), Польша (322 или 12,1%), Германия (320 или 12%), Литва (174 или 6,5%), Великобритания (124 или 4,7%), Кипр (115 или 4,3%), Латвия (94 или 3,5%), Чехия (88 или 3,3%), Италия (79 или 3%). На долю первой десятки стран приходится свыше 80 % созданных предприятий [ Прил.2, табл.2].

      Диаграмма 1:Основные страны инвесторы по доле в объявленном уставном фонде СП и Ип на 01.01.2003 (Мин. Стат.)

      

      Основными странами-инвесторами по показателю сформированного уставного фонда являются: США (17,7%), Германия (15,8%), Нидерланды (15,3), Россия (9,4%), Кипр (7,6%), Великобритания (7,1%), Австрия (4,6%), Польша (3,4%), Италия (2,4%), Швейцария (1,7%).

      Беларусь успешно сотрудничает с известными мировыми компаниями производителями. Созданы и успешно функционируют, например, совместные с немецкими "МАНом" (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), "Фрезениусом" (выпуск медицинского оборудования), «Карл Цейсс» (оптика, системы электронной визуализации), голландской "Кока-Колой", американским "МакДональдсом" (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским "Маерск Медикал", швейцарским "СБ Телеком", немецким "Алкатель СЭЛ", российскими “Мобильными ТелеСистемами”(внедрение мобильной телефонной системы стандарта ДжСМ и производство коммутационного оборудования) и другими(Прил. 2, диаграмма 2).

      В отраслевом разрезе по количеству созданных предприятий с иностранными инвестициями наибольшую долю занимает промышленность (40,3%), торговля и общественное питание (37,4%), транспорт (9,3%). Вклад иностранных инвесторов в промышленную отрасль составляет 66% совокупного их взноса в уставный фонд предприятий, торговлю и общественное питание - 16,3%, транспорт- 8,7% .

      В сельское хозяйство по-прежнему направляется менее 1% совокупных инвестиций (0,8%). Кроме того, инвестируются средства в развитие связи (2,3%), строительства (1,2%), операции с недвижимым имуществом (1,1%) и здравоохранение, физкультуру и социальное обеспечение (0,7%).

      Диаграмма 2: Отраслевое распределение иностранного капитала (17)

      Среди подотраслей промышленности следует отметить пищевую (44,6% всех инсостранных инвестиций в промышленность), машиностроение и металлообработка (13,9%), легкую (8,4%), химическую (8,3%), деревообрабатывающую (7,1%) и медицинскую (5,9%) отрасли. 

      По регионам республики вклад иностранных инвесторов в объявленный уставный фонд предприятий и организаций распределился следующим образом: г. Минск – 38,1%, Минская область - 25%, Гомельская – 16,6%, Витебская - 6,2%, Брестская – 6,2%, Могилевская - 4,8% и Гродненская - 3,1%.

      Региональная картина по количеству созданных СП: г. Минск – 57,2%, Минская область - 12,3%, Брестская - 11,4%, Витебская - 5,9%, Гомельская - 5,6%, Гродненская - 4,9%, и Могилевская – 2,7%.

      По данным Министерства статистики и анализа за 2002 год предприятиями и организациями с иностранными инвестициями произведено 8,2 % общего объема промышленной продукции по республике, торговый оборот превысил 3,0 млрд. долл. США и увеличился на 35,3% по сравнению с 2001 годом. Экспортировано товаров на сумму свыше 1,2 млрд. долл. США (или 15,4% от общего объема по республике), а импортировано соответственно 1,8 млрд. долл. США (19,5%). Экспорт увеличился на 22,5% (по республике экпорт возрос на 8,7%), а импорт соответственно - на 46,2% (по республике увеличился на 9,8%).

      Положительно  оценивая в целом роль прямых иностранных инвестиций в экономике республики, нельзя не отметить, что долгое время деятельность предприятий с иностранными инвестициями оказывало негативное влияние на торговый баланс, то есть рост импорта превышал рост экспорта. Такая тенденция характерна для стран с переходной экономикой, находящейся на раннем этапе роста прямых иностранных инвестиций. Это связано с тем, что совместным и иностранным предприятиям необходимо ввезти инвестиционные товары для освоения производственных объектов. В 1999 году сформировавшаяся структура торговли обусловила положительное сальдо внешнеторгового баланса предприятий с иностранными инвестициями в размере 54 млн. USD. При этом сальдо внешней торговли Республики Беларусь в 1999 году было отрицательным и составило 742 млн. USD. В 2001 году экспорт предприятий с иностранными инвестициями также превысил импорт. Положительное сальдо составило 57, 4 млн. USD. (15, с.35)

      Влияние прямых иностранных инвестиций на занятость  в Республике Беларусь не так велико, как на экспортно-импортное операции. Если в 1996 году в Венгрии и Чехии доля занятых на предприятиях с иностранными  инвестициями  составляла соответственно 36,1 %, и 13,1 %, то в Беларуси эта цифра составляла всего 0,9 % [Мин. Стат.]. Вместе с тем и этот показатель имеет тенденцию к росту. Так, в 2002 году доля работающих на предприятиях с иностранными  инвестициями составила 2,9 % от общего числа занятых в экономике.

      Важным  микроэкономическим эффектом от прямых иностранных инвестиций являются факторы  влияния предприятий с иностранным капиталом на реструктуризацию, включающие рост производительности, новые методы руководства, расширение ассортимента товара и их опосредованное влияние на другие субъекты хозяйствования.

3.2. Особенности инвестиционного климата  РБ.

     Неудовлетворительная ситуация, сложившаяся в настоящее время в инвестиционной сфере Республики Беларусь, в значительной мере связана с неблагоприятным общим инвестиционным климатом Беларуси и высокими инвестиционными рисками на ее территории.

     В условиях инфляции и нестабильного обменного курса весьма проблематично, с одной стороны, накапливать и сохранять от обесценивания финансовые ресурсы секторов экономики (например, прибыль и амортизационные отчисления, кредитные ресурсы, сбережения домашних хозяйств, бюджетные средства), с другой стороны, просчитать эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе. В результате макроэкономической неопределенности искажаются все финансовые и воспроизводственные потоки в народном хозяйстве, сложно получить адекватную информацию о происходящих экономических процессах в стране.

     Несмотря  на положительные достижения последних  лет - рост ВВП и стабилизацию промышленного  производства, снижение инфляционных процессов, ужесточение денежно-кредитной  политики, переход на средний курс рубля на всех сегментах валютного рынка, выход большинства отраслей народного хозяйства на уровень 1990 г. - в развитии экономики имеют место негативные тенденции. Объективной реальностью является низкий уровень инвестиций, недостаточный даже для простого воспроизводства основных производственных фондов республики. Прирост ВВП опережает прирост инвестиций на фоне ускоряющегося износа основных производственных фондов, падения рентабельности. За высокими темпами инвестиций в 1997 и 1998 гг. (120 и 125%) последовал спад до 92% в 1999 г., некоторый рост в 2001 г. - 102% и снижение в 2002 г. - 92,9 %. (18)

      Удельный  вес инвестиций по объектам непроизводственного  назначения в 2002 г. составил 39,5% в общем  объеме инвестиций при опережающем  росте нового жилищного строительства (61% в непроизводственном строительстве в 2002 г. при 49% в 1995 г.). При наметившейся тенденции сокращения инвестиций в основной капитал бюджетное финансирование снизилось в 2002 г., по сравнению с 1998 г., вдвое. Уменьшилась на 10% доля собственных средств юридических лиц. Банковский сектор обеспечил долгосрочные кредиты в экономику в объеме примерно 450 - 650 млрд. рублей ежегодно, что составляет около 13% в общем объеме инвестиций. Накопленные иностранные инвестиции составили 3,45 млрд. долларов США, в том числе 1,28 млрд. долларов прямых инвестиций, или 4% в объеме валовых инвестиций. За последние 10 лет прямые инвестиции на душу населения в Беларуси составили 128 долларов США, в Венгрии - 1925, в Чехии - 1425, Эстонии - 1392, Латвии - 862, Польше - 817 долларов США (рис. 2). Из-за нехватки внутренних и внешних инвестиций, доля накопления основного капитала в ВВП составила в 2002 г. всего 19% при 20 - 22%, обеспечивающих простое воспроизводство.

      

      Рис. 2. Прямые инвестиции на душу населения, [18].

      Жесткая денежно-кредитная политика, с одной  стороны, ряд факторов, влияющих на формирование условий производства и реализации продукции (работ, услуг) при росте ВВП на 4% в 2002 г., с другой стороны, вызвали определенные трудности в функционировании промышленности. Число убыточных организаций возросло до 34,2% в 2002 г. при 18,8% в 2000 г., значительно возросли дебиторская и кредиторская задолженность. В расчетах организаций большое место продолжают занимать бартерные операции и взаимозачеты.

     При этом за период 1991—2002 гг. в основных обрабатывающих отраслях промышленности спад инвестиций составил от 1,8 раза до 35 раз, в том числе в наукоемкие, экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли. В сельском хозяйстве снижение инвестиций составило 8,3 раза, в науке и научном обслуживании – 6,7 раза. В результате вкладываемых в модернизацию производства средств не хватает даже для простого воспроизводства основных фондов, не говоря уже о расширенном, которое является основой экономического развития.(1, с. 15)

     Существенные  изменения произошли в отраслевой структуре капитальных вложений. С одной стороны, наращивались непроизводственные инвестиции посредством эмиссионного кредитования, и таким образом предпринималась попытка решить одну из острейших социальных проблем (жилищную), загружались производственные мощности строительного комплекса. С другой стороны, такая экономическая политика привела к макроэкономической дестабилизации и, как следствие, к нарушению нормального воспроизводственного процесса, резко ухудшила финансовое состояние реального сектора экономики. В наибольшей мере это коснулось машиностроения и металлообработки – удельный вес инвестиций в эту отрасль в общем объеме по промышленности сократился с 36,8 % в 1990 г. до 22,4 % в 2002 г., радиопромышленности – с 4,8 до 1,3 %, электронике – с 7,6 до 1,7 %, легкой промышленности – с 6,9 до 3,9 %. При этом в целом доля производственных инвестиций снизилась не столь значительно – с 68,6 до 54,7 %. Удельный вес капитальных вложений в жилищное строительство в их общем объеме в 2002 г. возрос по сравнению с 1990 г. в 1,5 раза в связи с тем, что, кроме государственных средств, стали привлекаться также собственные и заемные средства населения. (1, с.16)

Информация о работе СП как источник привлечения инвестиций