Современные тенденции в развитии международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ международной торговли, исследование современных тенденций ее развития.
Для наиболее полного отражения состояния мировой торговли следует определить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты международной торговли;
проследить эволюцию международной торговли во второй половине XX века и ее современные тенденции;
представить основные прогнозируемые перспективы развития международной торговли на ближайшие 15 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……..…4

Сущность и роль международной торговли……………………….…..4
Теории международной торговли………………………………………7

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………………….…..11

Динамика развития международной торговли……………….………11
Современные тенденции в развитии международной торговли……13

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………...…...28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………..…29

Работа содержит 1 файл

Курсовая международная торговля России.docx

— 394.19 Кб (Скачать)

Это доказательство противоречило  теории Хекшера-Олина, потому как США  всегда характеризовались,  как страна, обладающая избытком капитала, и, следовательно (по теории «сравнительных преимуществ»), экспортирующая,  а не импортирующая  капиталоемкие товары.

Теория «сравнительных имуществ»  получила свое дальнейшее развитие путем учета дополнительных факторов, оказывающих влияние на специализацию страны. Среди них можно выделить:

1. неоднородность факторов  производства (например, рабочей силы, существенно различающейся по уровню квалификации);

2. направление государственной  внешнеторговой политики, стимулирующей  экспорт продукции отраслей, интенсивно  использующих относительно дефицитные  производственные факторы .

 

Я считаю, Россия относится к типичному  случаю для теории Хекшера-Олина: вследствие изобилия природными ресурсами, ряда передовых технологий (в авиационной и космической отрасли, а также вооружение) и наличия больших производственных мощностей по переработке сырья (металлургия и химическая промышленность) объясним экспорт преимущественно сырья, химической и металлургической продукции, продукции военной техники.

В то же время теория не в состоянии  объяснить причину малого экспорта и большого импорта в России гражданской  машиностроительной и продукции  сельского хозяйства при наличии  сравнительно дешевой и квалифицированной  рабочей силы и огромных сельскохозяйственных ресурсов.

Возможно, чтобы объяснить причины  внешней торговли той или иной продукцией, недостаточно брать во внимание лишь наличие в стране факторов производства. Их эффективное использование  также имеет важность.

 

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

    1. Динамика развития международной торговли

 

При подробном рассмотрении изменений в международной торговле изучают 2 аспекта:

1) темп роста торговли  в целом;

2) изменение её товарной  и географической структуры.

Темп роста изучают  у экспорта и импорта. Товарная структура  подразумевает соотношение между  определенными группами товаров, а под географической структурой понимают долю какой-либо страны, региона или группы стран.

Что касается темпов роста международной торговли, свое развитие она получает во второй половине XX века, в период «взрывного характера» роста международного обмена. Так, «период 1950-1970 годов характеризуется как «золотой век» развития мировой торговли»3. Именно в данный период достигнут 6% рост в мировом экспорте. В 1970-1980 гг. наблюдается снижение международной торговли до 4,5%, но уже в конце 80х гг. международная торговля демонстрирует заметное оживление до 7,5%.

После небольшого спада в начале 1990х гг. и стагнации в 1993 году международная торговля начинает расти и демонстрирует около 7% роста в динамике. Но уже в 1998 году в результате распространения азиатского финансового кризиса рост международной торговли сокращается на 2%.

В период 2000-2010 гг. мировой товарооборот развивается рекордными за последние  тридцать лет темпами, несмотря на финансовый кризис 2008-2009 гг. Так,  прирост международной торговли составил 12%. Более наглядно динамика международной торговли представлена на следующей диаграмме (рис.1).


    Рис.1. Динамика международной торговли 1950 – 2010 гг. 4

 

Однако, согласно статистике ВТО,  в 2012 году наблюдается снижение роста международной торговли до 5,5 % по сравнению с 8,5% в 2011 году. Учитывая глобальный финансовый кризис и увеличение цен на сырье, ВТО заявила о том, что в 2013 году продолжится снижение темпа роста мировой торговли и достигнет 4,5% на конец года.

Согласно ВТО, доли  лидеров  по объему экспортера, а именно Германии, Китая и США составили 9,6%, 8,9%, 8,5% соответственно. Тройку лидеров-импортеров, согласно данным ВТО, составили те же участники торговли: США, Германия и Китай, которые заняли 14,3%, 7,6% и 6,8% в мировом импорте.

 

2.2. Современные тенденции международной торговли товарами и услугами отражаются в следующих выводах:

 

  1. Мировой товарооборот растет высокими темпами. Согласно данным ВТО, объем международного экспорта увеличивается в 20 раз, тогда как мировое производство – лишь в 8 раз. К важнейшим факторам роста мировой торговли следует отнести либерализацию торговой политики и рост объемов прямых иностранных инвестиций в экономики других стран.

Международное движение капитала характеризуется исключительно  быстрым ростом объемов прямых иностранных  инвестиций в глобальном масштабе, преобладанием экспорта капитала из высокоразвитых стран в высокоразвитые страны и активизацией миграции капитала в развивающихся странах, а также активным вмешательством государства в контроль,   регулирование и стимулирование процесса осуществления прямого иностранного инвестирования.

В отличие от торговли товарами динамика международной торговли услугами характеризуется как один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. Мировая торговля услугами растет более  высокими темпами по сравнению с  внешней торговлей товарами: за период с 1980 по 2012 годы мировой экспорт услуг вырос в 8,5 раз, по сравнению с мировым экспортом товаров, который увеличился в 6,5 раз.

 

2. На современном этапе развития международных экономических отношений определились важные сдвиги в товарной структуре мировой торговли:

  - значительно снизилась доля сырья, а именно на сырье приходится всего 1/3 товарооборота, а доля торговли товарами обрабатывающей промышленности, наоборот, выросла до 2/3. Эта тенденция характерна как для развитых,  так и для развивающихся стран и является следствием НТР,  особенно повлиявшей на развитие отраслей обрабатывающей промышленности с внедрением ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

- увеличилась доля наукоемкой продукции (продукция среднего и точного машиностроения, химической промышленности), однако в связи с кризисом в  2008-2009 гг. наблюдались изменения в снижении объемов производства и стоимости реализации продукции машиностроения, особенно автомобилей. Стоит отметить повышение доли готовой продукции: на нее приходится порядка 70% международного товарооборота.

         -   расширяется рынок услуг: наибольшее значение имеют транспортные услуги и туризм (более половины стоимостного объема), однако за последнее десятилетие их положение несколько изменилось. Так, в мировом экспорте услуг (в период 1990-2012 гг.) сократился удельный вес транспортных перевозок и туризма, при этом возросла доля страховых и финансовых услуг,  а также компьютерных, информационных, коммуникационных и других коммерческих услуг. Такая тенденция наметилась в ходе развития научно-технического прогресса и значительного притока прямых инвестиций в развития сферы услуг.

 

3.   Географическая структура мировой торговли характеризуется наличием преобладающей доли развитых стран в основном объеме международной торговли товарами и услугами в рамках  «большой триады: Европа-США-Япония» и активизацией участия развивающихся стран, при этом основные товары поставок развивающихся стран - сырье и продовольствие, а также сравнительно простые готовые изделия:

- на индустриально развитые страны (developed economy)  во второй половине XX века приходилось примерно  2/3 стоимостного объема мирового экспорта товаров,  на развивающиеся страны  (developing        economy)  и государства с переходной экономикой (economy in transition) – 1/3. Однако с 1990 года это соотношение стало меняться за счет увеличения удельного веса развивающихся стран  (таких как НИС, Индия и Китай), и, как следствие, снижения доли развитых стран. В настоящее время соотношение удельного веса развитых и развивающихся стран в мировом экспорте товаров достигло примерно 60:40 (рис.2);


           

  Рис.2 Соотношение удельного веса в мировом экспорте развитых,  развивающихся и стран с переходной экономикой 5

    - географическая структура международной торговли услугами отличается крайней неравномерностью в пользу развитых стран, на долю которых приходится около 75 % стоимостного объема услуг, в то время как на долю развивающихся стран и стран с переходной экономикой  приходится 24   %  и на международные организации - 1 %. Мировой экспорт и импорт услуг занимают соответственно по  50%  от общего мирового объема торговли. На страны большой восьмерки приходится 45   %  мирового оборота услуг. Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами постепенно растет, но большинство из них имеет отрицательное сальдо по данной позиции;

  -  развитые страны  предпочитают осуществлять внешнеторговые операции примерно на 70 % между собой, а доля внутрирегиональной торговли среди развивающихся стран за данный период изменилась: если во второй половине XX века удельный вес внешней торговли развивающихся стран с развивающимися странами составлял порядка 20 %, то вначале XXI века этот показатель составляет порядка 55 % в импорте и 45 % в экспорте (рис. 3 и 4).


 Рис. 3 Динамика экспорта товаров развитых стран 6


  Рис. 4 Динамика экспорта товаров развивающихся стран 7

 

4. Для современной мировой торговли характерна тенденция роста внутриотраслевой торговли и увеличения доли взаимной внутрирегиональной торговли. К началу 60-х годов развитые страны, особенно в Западной Европе, все больше стали торговать друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли.   На современном этапе эта тенденция сохраняется и отражает международное производственное сотрудничество и экономическую интеграцию стран (рис. 5 и 6).

  Рис. 5 Доля региональных интеграционных группировок в мировой торговле товарами в 2012 году 8

     Рис. 6 Соотношение внутренних и внешних торговых отношений в региональных интеграционных группировках в мировой торговле товарами в 2012 году 9

Эта тенденция – следствие  того, что наиболее близкие рынки  объединяются, и чем меньше препятствий  для торговли с точки зрения расстояний и тарифов, тем вероятнее внутриотраслевая торговля. Такое слияние достигается только на высокой ступени развития обрабатывающей промышленности  (в особенности, ее высокотехнологических отраслей) – в Западной Европе и Северной Америке более 3/4 экспортных операций приходится на готовую продукцию, в том числе 40-50%  -  на продукцию машиностроения.  Подобная структура способствует объединению стран-партнеров посредством международного разделения труда.

Напротив, страны с аграрно-сырьевой структурой хозяйства, производя в значительной мере схожую продукцию, выступают по отношению друг к другу не как дополняющие партнеры, а в качестве конкурентов.  Поэтому они не открываются навстречу друг другу,  а стремятся отгородиться, и пытаются искать рынки сбыта для своих товаров в более развитых странах мира.   Однако некоторые успехи в этом направлении имеют только НИС Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, однако и их деятельность направлена на внешний рынок.

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Что касается перспектив развития мировой торговли, Hongkong and Shanghai Banking Corporation HSBC дают весьма оптимистичный прогноз относительно международного бизнеса. Несмотря на современное экономическое состояние, тенденция развития международной торговли начнется раньше, чем предполагалось: в 2014 году вместо 2015. Период после 2014 года – период завершения медленного экономического роста, роста объемов торговли и, как следствие, данных ВВП. В 2012-2017 годах прогнозируемый прирост международной торговли составляет 3,78% (Рис.7), прежде всего, благодаря ожиданиям более раннего восстановления экономики. В 2017 - 2021 годах ожидаемый прирост торговли предположительно будет еще выше и достигнет 6,23%, благодаря восстановлению динамики мирового спроса. В результате с 1012 до 2026 годы международная торговля вырастет на 86%, а ее объем достигнет в 2026 году 53,8 трлн долларов США по сравнению с прогнозируемыми на 2012 год 28,9 трлн. Долларов США. 10

 
   Рис.7   Ежегодные темпы роста торговли, Россия и мир, 2012 – 2026 11

Согласно прогнозу  Hongkong and Shanghai Banking Corporation, в течение последующих 5 лет торговля России на мировом рынке будет увеличиваться со скоростью около 6% в год. В период с 2017 по 2021 годы, ежегодный прирост торговли будет составлять приблизительно 7, 56%. К 2026 году объем внешней торговли РФ вырастет на 165,54%, в то время как среднегодовой рост международной торговли России составит 6,08%.

До 2026 года внешнеторговый оборот России будет увеличиваться, опережая средние темпы развития мировой торговли. Данный прогноз основывается не только на экспорте сырьевых товаров (таких как нефть, газ и металлы) и спросе на автомобили и технологии, но и указывает на преимущества развития торговых отношений России со странами АТЭС (Филиппины, Китай и Гонконг), так как именно эти страны, согласно прогнозу HSBC, будут стимулировать развитие международной торговли, начиная с 2015г. 12

 В таблице 1 обозначены  потенциальные партнеры России  по импорту и экспорту за 2012 – 2026г. 

Китай является крупнейшим экспортным партнером России. Ожидается, что в период 2012 - 2017 гг. ежегодный  прирост экспорта в КНР составит 6,96%. Относительно двух других крупных  экспортных партнеров: Нидерланд и  Турции, до 2017 года экспорт в эти страны будет также возрастать. 13

Информация о работе Современные тенденции в развитии международной торговли