Сотрудничество России и ОЭСР

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

На данный момент ОЭСР объединяет 30 наиболее развитых стран мира и небезосновательно считается самым авторитетным мониторинговым агентством. Основным направлением деятельности сообщества является анализ социально-экономического развития стран-участниц и выработка рекомендаций по повышению стабильности и устойчивости.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………… 2
2. Какие перспективы открывает членство в ОЭСР………………… 3
3. История сотрудничества России и ОЭСР………………………....... 4
4. Основные направления и итоги сотрудничества…………………. 7
5. Заключение……………………………………………………………...15
6. Список использованной литературы……………………………….. 17

Работа содержит 1 файл

Россия и ОЭСР.docx

— 51.90 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………… 2
  2. Какие перспективы открывает членство в ОЭСР………………… 3
  3. История сотрудничества России и ОЭСР………………………....... 4
  4. Основные направления и итоги сотрудничества…………………. 7
  5. Заключение……………………………………………………………...15
  6. Список использованной литературы……………………………….. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

После Второй мировой войны  программа по восстановлению и развитию Европы в основном реализовывалась Организацией европейского экономического сотрудничества, основанной в 1948 году. Через 13 лет по инициативе США она была преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которую мы знаем сейчас.

Двадцать наиболее экономически развитых стран-участниц, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики, видели основной целью данного сообщества достижение высоких и устойчивых результатов общего и индивидуального социально-экономического развития на основе финансовой стабильности, максимальной занятости, и расширение мировой торговли на недискриминированной основе.

С целью достижения этих целей страны-участницы приняли  пакет индивидуальных обязательств, в основном, связанные с разумным использованием трудовых, природных, финансовых ресурсов, проведением сбалансированной социальной и экономической политик и устранением ограничений на пути передвижения товаров и услуг.

На данный момент ОЭСР объединяет 30 наиболее развитых стран мира и небезосновательно считается самым авторитетным мониторинговым агентством. Основным направлением деятельности сообщества является анализ социально-экономического развития стран-участниц и выработка рекомендаций по повышению стабильности и устойчивости.

 

 

 

 

Какие перспективы  открывает членство в ОЭСР?

Стоит отметить, что ОЭСР-это организация с полувековой историей и опытом, указывающая крупнейшим и богатейшим странам способы улучшения качества жизни. Режим деятельности сообщества полагает  постоянный обмен опытом и информацией между наиболее авторитетными экспертами стран-участниц. Эта организация считается крупнейшим мозговым центром мировой экономики. Именно ОЭСР осуществляет регулирование важнейших практических вопросов экономических обменов, определяет перспективы развития крупнейших стран мира. Неоднократно были ситуации, когда оценки ОЭСР конкретных стран предопределяли принятые правительством решения. Членство в данной организации дает стране шанс участвовать в выработке правил игры, определяющих систему мировой экономики, и расширить сферы влияния. Более того членство, непосредственно, означает вход в эксклюзивный клуб ведущих промышленно-развитых стран, являющихся мощнейшим полюсом экономического роста во всем мире. Что наиболее ценно, так это то, что в рамках ОЭСР страны-участницы обмениваются опытом, обсуждают пути решения, как общих, так и индивидуальных проблем,  разрабатывают согласованную внешнюю и внутреннюю политики, совершенствуют социальную и экономическую политики. Иными словами, членство в ОЭСР дает стране статус, возможность повышения уровня жизни и сохранения устойчивых темпов развития.

В этой связи, Россия, как  одна из ведущих держав, объективно нацеленная на равноправное участие в глобальном хозяйстве, чрезвычайно заинтересована  членством в ОЭСР, что вполне объяснимо. ОЭСР, в свою очередь, также в определенной мере хотела бы видеть Россию членом своей организации, как страну с крупной и динамично развивающейся рыночной экономикой и играющую важную роль в мировом хозяйстве.

Членство России в данной организации явилось бы важным шагом  на пути решения проблем,  возникающих в ходе социально-экономических реформ, с помощью уникального опыта и экспертного потенциала ОЭСР. Также членство дает прямой и неограниченный доступ к опыту управления рыночной экономикой  стран-участниц  (в том числе и конфиденциальной)1, в таких направлениях как,  повышение эффективности государственного регулирования, реформирование естественных монополий, привлечение иностранных инвестиций, содействие внедрению экологических норм, борьба с коррупцией и другое. Организация также может выступать чрезвычайно полезной зоной для разработки новых идей и концепций в социальной и экономической политике. Как уже было отмечено выше, членство в ОЭСР даст России весьма почетный статус, что повысит рейтинг страны как для международных организаций, занимающихся распределением финансовых средств, так и для частных кредитных организаций и инвесторов.

Сотрудничество России и  ОЭСР прошла свой долгий путь, и в этом году присоединение России в организацию вступило в завершающую фазу. В феврале-месяце в Париже Генеральному секретарю ОЭСР был вручен акт о присоединении России к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок. Это событие означает, что к 17 апреля 2012 года Россия станет полноправным членом Организации2. В связи с этим, вполне обоснованным и нужным является рассмотрение промежуточных итогов сотрудничества ОЭСР и России.

История сотрудничества России и ОЭСР

История сотрудничества России и ОЭСР своеобразна и продолжается уже более 20 лет. Еще в советский период специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Тем не менее, предпосылкой для начала более тесного сотрудничества между Россией и ОЭСР послужило принятие решения в1990 году советом ОЭСР о развитии взаимодействия с заинтересованными государствами и учреждение Центра по сотрудничеству со странами с переходной экономикой, более того, при выполнении ряда условий, прежде всего перехода к свободной рыночной экономике, была предоставлена возможность членства в данной организации. В июне 1994 года в ходе очередной сессии Совета Организации была подписана Декларация о сотрудничестве России и ОЭСР. Базой для развития отношений России и ОЭСР послужило заключение Соглашения о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в России, также это дало возможность изучения в интересах экономических преобразований опыта ОЭСР в области регулирования экономики, денежно-кредитной, финансовой, социальной, а также других политик страны3.

Началу официального сотрудничества также способствовали как внутренние реформы ОЭСР, которая до 1990 года являлась своего рода «закрытым клубом», связанные с осуществлением стратегии расширения, включившие в свой состав бывшие социалистические страны Европы, так и внутренние реформы в самой России, в отношении установления рыночных отношений и демократических норм. ОЭСР обязалась оказывать поддержку России в переходе к рыночной экономике, включая выработку и реализацию рыночных преобразований на отраслевом и макроэкономическом уровнях,  в том числе оказывать содействие в создании институтов и инструментов рыночной экономики.

В целях координации взаимодействия министерств и ведомств России, сотрудничающих с ОЭСР, в 1994 году была создана Межведомственная комиссия во главе с заместителем министра иностранных дел России, обязанности которой включали разработку мероприятий по обеспечению переговоров о вступлении России в ОЭСР и определение общей линии сотрудничества с сообществом. Позднее Правительством Российской Федерации была учреждена Комиссия правительства РФ в области взаимодействия России и ОЭСР, а также по вопросам ВТО4.

В следующем 1995 году была введена  в действие первая годовая рабочая  программа взаимного сотрудничества. К числу наиболее ощутимых результатов относится издание первого экономического обзора, подготовка рекомендаций по пересмотру российского закона о конкуренции, проведение мероприятий по улучшению российской налоговой системы, содействие развитию рынка рабочей силы и разработке социальной политики. Годовая рабочая программа является главным инструментом планирования сотрудничества России и ОЭСР. В корреспонденции с данными программами взаимное сотрудничество двигалось по следующим направлениям:

  • Консультативное содействие ОЭСР в реализации рыночных реформ
  • Участие российских экспертов в исследовательских проектах ОЭСР
  • Участие российских представителей в качестве наблюдателей в работе конкретных комитетов и рабочих групп ОЭСР
  • Доступ РФ к информационно-аналитическому потенциалу ОЭСР
  • Участие российских экспертов в конференциях и семинарах ОЭСР5

И, наконец, в мае 1996 года Россия направила в ОЭСР официальную  заявку на вступление. В мае 2007 года в Париже Совет ОЭСР провозгласил о своем решении пригласить Россию и ряд других стран к началу официальных переговоров по вступлению в сообщество6. За прошедшие десятилетия был накоплен обширный и нужный опыт сотрудничества России и ОЭСР. Нашей стране удалось повысить уровень политического диалога с Организацией, и приобрести особый статус страны-партнера. Россия участвует в работе большего числа Комитетов и вспомогательных органов ОЭСР, чем любая другая страна, не являющаяся членом Организации.  Россия активно участвует в качестве наблюдателя в деятельности 13 Комитетов и нескольких рабочих групп.

Основные направления и итоги сотрудничества.

Организация экономического сотрудничества и развития уже оказала  и продолжает оказывать значительную поддержку России в разработке и осуществлении рыночных преобразований и создании инструментов и институтов рыночной экономики.

Важную роль содействие ОЭСР играет в таких сферах деятельности, как разработка антимонопольного законодательства, и законодательства в налогообложении,  решение проблем государственного регулирования и управления, корпоративного и административного управления, в модернизации образования, в разработке антикоррупционной политики, в преобразованиях в здравоохранении, и в повышении энергоэффективности.

По мнению ОЭСР, одной из основных проблем России является неблагоприятный деловой климат, что в основном связан с коррупцией и взяточничеством. Рекомендации ОЭСР по изменению российского законодательства в области борьбы с коррупцией были учтены при разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»7 , который был подписан в мае 2011 года. Важнейшим итогом сотрудничества России и ОЭСР в сфере борьбы с коррупцией и взяточничеством стало приглашение России в Рабочую группу ОЭСР по борьбе с коррупцией в порядке официального  вступления России в феврале этого года в Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении сделок в международной торговле. Это стало возможным благодаря новому закону, подписанному президентом России Д.А. Медведевым, объявляющий дачу взяток иностранному государственному должностному лицу нарушением закона. Минэкономразвития Российской Федерации в рамках своей компетенции оказывает методическую и консультативную помощь федеральным органам исполнительной власти и иным государственным органам по вопросам осуществления антикоррупционной политики.

Также по вопросам улучшение  делового климата, по мнению ОЭСР, осуществляемая до недавнего времени неудовлетворительная практика корпоративного управления оставалось серьезным тормозом на пути создания в России благоприятного инвестиционного климата. Однако, за последние десять лет в данном направлении был достигнут немалый прогресс. Первым шагом к совершенствованию корпоративного управления было принятие Федерального закона «Об акционерных обществах» 1995 года8, который, по сути, заложил принципы защиты прав акционеров. Обязанность по предоставлению информации акционерам была значительно укреплена Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» в 1996 году9. За ним последовал закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», который расширил полномочия ФКЦБ, и ввел механизм наложения на компании штрафов за нарушение правил раскрытия информации. И, наконец, в 2001 году под эгидой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг был принят кодекс корпоративного поведения, основанный на нормах ОЭСР. Были созданы саморегулируемые институты, такие как Ассоциация по защите прав инвесторов, Национальная фондовая ассоциация, Российский институт директоров, Национальная ассоциация независимых директоров, Организация специалистов по связям с инвесторами. Более того, для снижения рисков иностранных инвестиций в 2011 году был создан Фонд по государственному софинансированию прямых иностранных инвестиций, направленных на создание новых предприятий. Приятно отметить, что поступление иностранных инвестиций с начала сотрудничества имеет неуклонные положительные темпы роста, что по-моему мнению, во многом происходит благодаря принятым Россией мерам по улучшению корпоративного управления.

10

К числу из основных рекомендаций ОЭСР в области торговли и иностранных  инвестиций было снижение барьеров для  торговли и иностранных инвестиций. Россией, в свою очередь, были приняты  следующие меры: в марте 2011 года, вышел указ о том, что негосударственным  банкам больше не нужно предварительно согласовывать с правительством приобретение коммерческих организаций  иностранными инвесторами. Что касается торговых барьеров, то таможенные тарифы для отдельных видов сельскохозяйственной продукции были снижены в ответ  на шок цен на продукты питания, как  результат засухи 2010 года11.

Тем не менее, стоит признать, что бизнес климат в стране еще  не соответствует уровню стран ОЭСР, и правительство России понимает всю необходимость увеличения усилий, для обеспечения комфортного  условия для работы предпринимателей. В связи с этим, государство  обозначило направление на снижение своей роли в экономической деятельности тех сфер, где можно обойтись без  его участия. Также планируется  существенная приватизация и передача части функций государства частному сектору. Значительные мероприятия  проводятся для облегчения условий  развития малого бизнеса.

Еще одним  приоритетным направлением сотрудничества России и  ОЭСР является повышение энергоэффективности  России до уровня развитых стран. ОЭСР предлагает России отказаться от государственного вмешательства в данную область, которое ведет к формированию цен ниже рыночных, от субсидий на внутреннее потребление энергии и от экспортных пошлин энергоносителей. Россия в свою очередь сформировала необходимую  нормативную базу, в 2010 году была запущена Государственная и региональные программы по повышению энергоэффективности, которая будет проводиться до 2020 года, программа опирается на бюджетное финансирование. Россия, по советам ОЭСР, также движется в направлении снижения перекрестного  субсидирования, однако это требует  времени. Важное достижение сотрудничества России и ОЭСР является то, что начиная с 2000 года, энергоемкость в стране снижается  на 4-5% в год, что является одним из самых высоких показателей повышения энергоэффективности во всем мире12.

Что касается итогов сотрудничества России и ОЭСР в сфере совершенствования  налогообложения, то наиболее ощутимые результаты были достигнуты с области налогового администрирования крупного бизнеса.  Хотя в России программа по работе с крупными налогоплательщиками появилась лишь 11 лет назад, тем не менее, российская налоговая система сделала немалый скачок в развитии данной сферы за последние годы, что было отмечено на трехдневном семинаре ОЭСР 2011 года. Единственное, что требовало поправки, по мнению менеджера программ по соблюдению налогового законодательства Агентства Канады Ф. Дигера, была необходимость принятия законопроекта о трансфертном ценообразовании. В соответствии с международной практикой под трансфертным ценообразованием понимается реализация товаров или услуг по ценам, отличным от рыночных13. Это позволяет перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, облагающихся налогом по низким ставкам или находящихся в государствах с меньшей налоговой нагрузкой. Через 4 месяца после данной встречи,  Президентом РФ был подписан Закон №227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". Закон вступил в силу 1 января 2012 года, но некоторые его положения начнут действовать не ранее 2013 и 2014 годов. Закон в большой степени следует Рекомендациям по трансфертному ценообразованию, разработанные ОЭСР. Закон вводит новый раздел в Налоговый кодекс РФ: "Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании"14. Принятые изменения нацелены на повышение эффективности государственного контроля в области трансфертного ценообразования.

Информация о работе Сотрудничество России и ОЭСР