Сотрудничество России и ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и ЕС в контексте расширения последнего.
Для осуществления поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть этапы формирования и интеграции ЕС;
2. Определить уровень взаимодействия РФ и ЕС;
3. Изучить европейское направление российской внешней политики и «восточную политику» ЕС;
4. Вывить основные направления и перспективы взаимодействия РФ и ЕС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ФОРМИРОВНАИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ. . . . . . 5
2.ВЗАИМОДЕЙСВТИЕ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. . . . . . . 8
2.1Европейское направление российской внешней политики. . . . . . .8
2.2Активизация «восточной политики» ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РОССИИ И ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3.1Экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2Политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.3Безопасность и правосудие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.4Исследования, образование и культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3.5Проблемы взаимоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа содержит 1 файл

Россия и ЕС.docx

— 55.21 Кб (Скачать)

Итак, по итогам многолетнего взаимодействия Европейского Союза и России можно сделать вывод, что внешнеполитические стратегии России и ЕС претерпели существенные изменения. Если в начале 90-х гг. обе стороны не были сильно заинтересованы друг в друге и старались дистанцироваться друг от друга, то уже в начале третьего тысячелетия им было некуда деваться друг от друга. Все более открывающая границы глобализации и углубляющаяся интеграция Европы заставляли забывать о прошлых обидах и двигаться вперед с новыми целями. Причинами все большего потепления отношений и уделения большего внимания в стратегиях обеих сторон стали и же упомянутые общемировые вызовы и угрозы безопасности. Одним из наиболее важнейших факторов смены геостратегических приоритетов стало расширение ЕС и тем самым приближение Союза к границам России. Объективная критическая оценка состояния дел в сфере экономического сотрудничества привела стороны к выводу о необходимости новых прагматических шагов - формированию общего европейского экономического и энергетического пространств, а в сфере политического – к формированию общих пространств внутренней и внешней безопасности.

Активизация «восточной политики» ЕС

После распада СССР, ЕС весьма четко дифференцировал свои отношения с восточной частью Европы по двум группам. Первую составили бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая - это большинство стран СНГ (в том числе Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Такая разница в договорно-правовой базе отражала политический курс ЕС на сближение со странами Центральной  Восточной Европы и отводила второстепенное значение отношениям с Россией.

Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве (СПС), вступившее в силу в декабре 1997 г., в настоящее  время является основной организационной  и правовой базой отношений России и Европейского Союза. Оно не сыграло  решающей роли в интеграции России в Европу и мировую экономику  и в целом не закрепило особые отношения между Россией и  ЕС. Реальность оказалась достаточно далекой от тех ожиданий, которые  первоначально связывались с  СПС.

Общая Стратегия ЕС определяет четыре основные области для реализации двусторонних отношений:  1. укрепление демократии и правового общества в России;  2. интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство;  3. сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и мире;  4. совместный ответ на «общие вызовы», такие как ядерная безопасность, экология и борьба с оргпреступностью.

Разработка особых стратегий  в отношении России - с одной  стороны, и Беларуси, Украины и  Молдовы - с другой, стала бы нецелесообразной. Прежде всего, Россия, равно как Украина и Беларусь, непосредственно граничат с Евросоюзом. Россия тесно связана - экономически и политически - со всеми странами в регионе. Во-вторых, в скором будущем возможно создание союзного государства между Россией и Беларусью, а также создание ОЭП. Следовательно, общая политика ЕС в отношении восточных соседей невозможна без участия Москвы. Наконец, исключение России из восточной политики разделило бы восточное соседство ЕС на две группы - Россию и остальные приграничные государства. Учитывая прогрессирующую политическую и экономическую интеграцию между странами, обосновать такое разделение весьма трудно, поэтому создание общей стратегии по отношению ко всему региону вполне оправдано.

Главной целью политики ЕС в отношении России является глубокая внутренняя трансформация России на основе постепенного восприятия ею комплекса  европейских норм и ценностей. Эта  задача четко обозначена в программных  документах ЕС. Ее решение позволило  бы единой Европе не только получить от соседства с Россией экономические  выгоды, но и ответить на ряд серьезных  вызовов в сфере безопасности12.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ И  ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И  ЕС

 

«Мы для России - партнер  номер один. Мы - главный экономический  партнер России, и Россия тоже экономически важна для нас. Поэтому нам  надо сделать все возможное, чтобы  построить - как мы это называем - общее пространство России и Евросоюза, общее не только в экономике, но и  в культуре13».

Среди основных направлений  взаимодействия России и Европейского Союза можно выделить следующие:

Экономика

В октябре 2000 года было принято решение о начале регулярного энергодиалога. Решение было принято на Парижском саммите, однако еще не решены вопросы увеличения поставок газа и ядерного топлива. Помимо этого направления отношений, разрабатываются и другие. Например, также была принята концепция общего европейского экономического пространства. Разработка этой концепции предполагает возможность тесного сотрудничества в секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии. При этом подобное сотрудничество будет возможно только в условиях общей либерализации торговли и упрощения торговых процедур, а также гармонизации их режимов.

Программа действий в экономической  сфере предусматривает:

  • содействие развитию торговли и инвестиций;
  • создание более благоприятных условий для деятельности экономических операторов - европейских, действующих в РФ и российских, которые начинают активно действовать на внутреннем рынке ЕС;
  • сближение законодательства (на основе норм ВТО и с учетом законодательства ЕС) в области развития торговли и инвестиций, создания благоприятных условий для деятельности экономических операторов.

Европейский Союз готов помогать России в проведении экономических  реформ, особенно путем предоставления финансовой и технической поддержки  через программу ТАСИС. Она содействуют использованию в странах СНГ западноевропейского know-how в различных секторах рыночной экономики и управления на федеральном, региональном и местном уровнях14.

Политика

ЕС и Россия ведут на регулярной основе политический диалог на всех уровнях двусторонних отношений. С 2001 года Россия является единственной страной-партнером, с которой Комитет  ЕС по политике и безопасности проводит ежемесячные консультации на уровне послов. Член Европейской Комиссии, отвечающая за внешние связи, г-жа Бенита Ферреро-Вальднер, Верховный Представитель  ЕС по общей внешней политике и  безопасности г-н Хавьер Солана и  Министр иностранных дел России также проводят регулярные консультации по международным событиям и вопросам управления кризисами.

Политический диалог между  ЕС и Россией сосредоточен на обмене мнениями и сотрудничестве в решении  международных кризисов и конфликтов (включая Грузию, Украину, Молдову, Ближний  Восток, Ирак, Иран, Западные Балканы  и Афганистан). ЕС и Россия также  согласны с необходимостью укреплять  многосторонние механизмы для разрешения конфликтов, особенно с учетом центральной  роли ООН и ОБСЕ. Растет взаимопонимание  в области разоружения и нераспространения  оружия массового уничтожения. Все  большее внимание в двусторонних консультациях уделяется борьбе с терроризмом.

Что касается сотрудничества в сфере безопасности, разработка Политики Европейского Союза в области  безопасности и обороны (ПЕСБО) придает  новый импульс стратегическому  партнерству между Европейским  Союзом и Россией. Начавшаяся в 1999 году ПЕСБО нацелена на то, чтобы предоставить Европейскому Союзу возможности  в гражданской и военной сферах, необходимые для проведения целого ряда гуманитарных операций и миссий по поддержанию мира, часто называемые «миссиями Петерсберга». С момента  создания ПЕСБО была открыта для  участия партнеров Европейского Союза в проводимых ЕС гуманитарных операциях и миссиях по поддержанию  мира. С самого начала (с 2000 года), ЕС рассматривал Россию в качестве своего основного партнера, который должен быть приглашен к участию в  предстоящих операциях под эгидой ЕС.

Представляется, что формирование общего пространства внешней безопасности России и ЕС является отдаленной перспективой. Его строительство требует не только нового политического мышления и особой степени доверия, определенного  временного задела, но и новой договорно-правовой базы между Россией и ЕС. Сегодня  пока только можно говорить о программе  конкретных совместных действий в области  внешней политики и безопасности (к примеру, участие России в полицейской миссии Евросоюза в Боснии и Герцеговине или по линии российского МЧС в сфере гуманитарного разминирования, в сфере совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, природные катастрофы, техногенные и др.).

Первое, что необходимо предпринять  сейчас, - это реформирование ООН  и создание новой системы безопасности, отвечающей постбиполярным реальностям. Второе - сотрудничество и теснейшее  взаимодействие на пространстве Большого Ближнего Востока (неотъемлемой частью которого являются как Балканы, так  и Кавказский регион), как в противодействии  распространению ядерного оружия, так  и в борьбе с терроризмом. Следовательно, в интересах России, НАТО и Евросоюза  обеспечить более полную интеграцию России в развивающиеся международные структуры и институты.

Безопасность  и правосудие

Общее пространство в области  свободы, безопасности и правосудия включает направления сотрудничества, ориентированные на переход к  свободному движению людей и обеспечение  их прав на территории стран ЕС и  России, вопросы применения Шенгенского  визового режима, задачи и условия перехода к безвизовому режиму и свободному движению людей, сотрудничество в борьбе с трансграничной преступностью, торговлей наркотиками, отмыванием денег, торговлей людьми, сотрудничество в области юстиции, свобода правосудия, верховенство права, внутренней безопасности. Сотрудничество также включает в себя содействие развитию пограничной и другой инфраструктуры, модернизацию таможенных и пограничных постов и повышение профессионального уровня их сотрудников. 15

В то же время, ЕС и Россия твердо убеждены, что усилия, направленные на обеспечение большей безопасности и улучшение охраны границ, не должны привести к возведению барьеров на пути взаимодействия в рамках закона между нашими экономиками и обществами. Граждане должны иметь большую свободу передвижения. В более длительной перспективе ЕС и Россия надеются создать необходимые условия (в частности, безопасность проездных документов, охрана границ), которые позволят устранить на взаимной основе визовые ограничения16.

Исследования, образование  и культура

Создание общего пространства в сфере образования на сегодняшний день является самой перспективной областью в отношениях России и ЕС. Практически единственной крупной инициативой, осуществленной на уровне ЕС в сфере образования, является программа ТЕМПУС, цель которой состоит в содействии сотрудничеству между университетами стран СНГ и ЕС.

Менее развито, но постепенно расширяется сотрудничество в области  среднего образования, в том числе  непосредственно между школами, гимназиями и другими общеобразовательными учреждениями. Более развито сотрудничество в сфере высшего образования. Формирование общего пространства в  области высшего образования  идет достаточно интенсивно при содействии Европейской Комиссии. Для России один из важнейших вопросов на этом направлении - вопрос о взаимном признании  дипломов, что является стимулом для  гармонизации систем образования России и ЕС.

Общее пространство исследований, образования и культуры имеет  своей целью развитие сотрудничества в области науки, образования  и культуры, в частности через  программы обмена. Такие программы  помогут укрепить общий экономический  и интеллектуальный потенциал, и  в то же время будут содействовать  развитию контактов между людьми и лучшему взаимопониманию между  нашими обществами.

Проблемы взаимоотношений

Когда две огромные и влиятельные  организации пытаются наладить отношения, это не может произойти тихо и  слажено. Проблемы при этом неизбежны, поскольку необходимо время чтобы  понять и исправить слабые стороны  договоров. Невозможно предусмотреть  все и сразу. Все проблемы можно  разделить на две группы.

По основанию пострадавшей стороны:

- Проблемы, вызывающие недовольство  России к ЕС;

- Проблемы, вызывающие недовольство  ЕС в отношении России.

По основанию причины:

- Связанные собственно с ЕС;

- Связанные с расширением  ЕС.

К первой группе проблем (не связанные с расширением ЕС) можно  отнести недовольство России в отношении  предложения ЕС о проведении диалога в рамках программы «Новое партнерство», что низводит Россию до уровня североафриканских стран. Также надо упомянуть ущемление прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии. Упоминаются попытки противостояния сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве со стороны ЕС. Помимо этого существует неурегулированность вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью. Кроме всего перечисленного обязательно надо добавить проблемы, связанные с нарушением в России прав человека и гражданских свобод, сохранением военных баз России в Грузии и Приднестровье, вмешательством России в конфликт Грузии и Абхазии, Грузии и Южной Осетии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Трудно недооценить  важность России для Евросоюза. Россия является крупнейшим соседом ЕС, серьезной  мировой силой и очень важным торговым партнером, обладающим значительным потенциалом. Точно так же и ЕС является ключевым партнером для  России, как с политической, так  и с экономической точки зрения.

В данной работе является обзором отношений России и Евросоюза, включая проблемы и перспективы взаимоотношений на современном этапе. Следовательно, исходя из данного исследования, можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Сотрудничество России и ЕС