Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:56, контрольная работа
Цель данной работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и ЕС в контексте расширения последнего.
Для осуществления поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть этапы формирования и интеграции ЕС;
2. Определить уровень взаимодействия РФ и ЕС;
3. Изучить европейское направление российской внешней политики и «восточную политику» ЕС;
4. Вывить основные направления и перспективы взаимодействия РФ и ЕС.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ФОРМИРОВНАИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ. . . . . . 5
2.ВЗАИМОДЕЙСВТИЕ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. . . . . . . 8
2.1Европейское направление российской внешней политики. . . . . . .8
2.2Активизация «восточной политики» ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РОССИИ И ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3.1Экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2Политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.3Безопасность и правосудие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.4Исследования, образование и культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3.5Проблемы взаимоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Итак, по итогам многолетнего взаимодействия Европейского Союза и России можно сделать вывод, что внешнеполитические стратегии России и ЕС претерпели существенные изменения. Если в начале 90-х гг. обе стороны не были сильно заинтересованы друг в друге и старались дистанцироваться друг от друга, то уже в начале третьего тысячелетия им было некуда деваться друг от друга. Все более открывающая границы глобализации и углубляющаяся интеграция Европы заставляли забывать о прошлых обидах и двигаться вперед с новыми целями. Причинами все большего потепления отношений и уделения большего внимания в стратегиях обеих сторон стали и же упомянутые общемировые вызовы и угрозы безопасности. Одним из наиболее важнейших факторов смены геостратегических приоритетов стало расширение ЕС и тем самым приближение Союза к границам России. Объективная критическая оценка состояния дел в сфере экономического сотрудничества привела стороны к выводу о необходимости новых прагматических шагов - формированию общего европейского экономического и энергетического пространств, а в сфере политического – к формированию общих пространств внутренней и внешней безопасности.
После распада СССР, ЕС весьма четко дифференцировал свои отношения с восточной частью Европы по двум группам. Первую составили бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая - это большинство стран СНГ (в том числе Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Такая разница в договорно-правовой базе отражала политический курс ЕС на сближение со странами Центральной Восточной Европы и отводила второстепенное значение отношениям с Россией.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившее в силу в декабре 1997 г., в настоящее время является основной организационной и правовой базой отношений России и Европейского Союза. Оно не сыграло решающей роли в интеграции России в Европу и мировую экономику и в целом не закрепило особые отношения между Россией и ЕС. Реальность оказалась достаточно далекой от тех ожиданий, которые первоначально связывались с СПС.
Общая Стратегия ЕС определяет четыре основные области для реализации двусторонних отношений: 1. укрепление демократии и правового общества в России; 2. интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство; 3. сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и мире; 4. совместный ответ на «общие вызовы», такие как ядерная безопасность, экология и борьба с оргпреступностью.
Разработка особых стратегий в отношении России - с одной стороны, и Беларуси, Украины и Молдовы - с другой, стала бы нецелесообразной. Прежде всего, Россия, равно как Украина и Беларусь, непосредственно граничат с Евросоюзом. Россия тесно связана - экономически и политически - со всеми странами в регионе. Во-вторых, в скором будущем возможно создание союзного государства между Россией и Беларусью, а также создание ОЭП. Следовательно, общая политика ЕС в отношении восточных соседей невозможна без участия Москвы. Наконец, исключение России из восточной политики разделило бы восточное соседство ЕС на две группы - Россию и остальные приграничные государства. Учитывая прогрессирующую политическую и экономическую интеграцию между странами, обосновать такое разделение весьма трудно, поэтому создание общей стратегии по отношению ко всему региону вполне оправдано.
Главной целью политики ЕС
в отношении России является глубокая
внутренняя трансформация России на
основе постепенного восприятия ею комплекса
европейских норм и ценностей. Эта
задача четко обозначена в программных
документах ЕС. Ее решение позволило
бы единой Европе не только получить от
соседства с Россией
НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И ЕС
«Мы для России - партнер номер один. Мы - главный экономический партнер России, и Россия тоже экономически важна для нас. Поэтому нам надо сделать все возможное, чтобы построить - как мы это называем - общее пространство России и Евросоюза, общее не только в экономике, но и в культуре13».
Среди основных направлений взаимодействия России и Европейского Союза можно выделить следующие:
Экономика
В октябре 2000 года было принято решение о начале регулярного энергодиалога. Решение было принято на Парижском саммите, однако еще не решены вопросы увеличения поставок газа и ядерного топлива. Помимо этого направления отношений, разрабатываются и другие. Например, также была принята концепция общего европейского экономического пространства. Разработка этой концепции предполагает возможность тесного сотрудничества в секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии. При этом подобное сотрудничество будет возможно только в условиях общей либерализации торговли и упрощения торговых процедур, а также гармонизации их режимов.
Программа действий в экономической сфере предусматривает:
Европейский Союз готов помогать России в проведении экономических реформ, особенно путем предоставления финансовой и технической поддержки через программу ТАСИС. Она содействуют использованию в странах СНГ западноевропейского know-how в различных секторах рыночной экономики и управления на федеральном, региональном и местном уровнях14.
Политика
ЕС и Россия ведут на регулярной основе политический диалог на всех уровнях двусторонних отношений. С 2001 года Россия является единственной страной-партнером, с которой Комитет ЕС по политике и безопасности проводит ежемесячные консультации на уровне послов. Член Европейской Комиссии, отвечающая за внешние связи, г-жа Бенита Ферреро-Вальднер, Верховный Представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности г-н Хавьер Солана и Министр иностранных дел России также проводят регулярные консультации по международным событиям и вопросам управления кризисами.
Политический диалог между
ЕС и Россией сосредоточен на обмене
мнениями и сотрудничестве в решении
международных кризисов и конфликтов
(включая Грузию, Украину, Молдову, Ближний
Восток, Ирак, Иран, Западные Балканы
и Афганистан). ЕС и Россия также
согласны с необходимостью укреплять
многосторонние механизмы для разрешения
конфликтов, особенно с учетом центральной
роли ООН и ОБСЕ. Растет взаимопонимание
в области разоружения и
Что касается сотрудничества
в сфере безопасности, разработка
Политики Европейского Союза в области
безопасности и обороны (ПЕСБО) придает
новый импульс стратегическому
партнерству между Европейским
Союзом и Россией. Начавшаяся в 1999 году
ПЕСБО нацелена на то, чтобы предоставить
Европейскому Союзу возможности
в гражданской и военной
Представляется, что формирование общего пространства внешней безопасности России и ЕС является отдаленной перспективой. Его строительство требует не только нового политического мышления и особой степени доверия, определенного временного задела, но и новой договорно-правовой базы между Россией и ЕС. Сегодня пока только можно говорить о программе конкретных совместных действий в области внешней политики и безопасности (к примеру, участие России в полицейской миссии Евросоюза в Боснии и Герцеговине или по линии российского МЧС в сфере гуманитарного разминирования, в сфере совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, природные катастрофы, техногенные и др.).
Первое, что необходимо предпринять сейчас, - это реформирование ООН и создание новой системы безопасности, отвечающей постбиполярным реальностям. Второе - сотрудничество и теснейшее взаимодействие на пространстве Большого Ближнего Востока (неотъемлемой частью которого являются как Балканы, так и Кавказский регион), как в противодействии распространению ядерного оружия, так и в борьбе с терроризмом. Следовательно, в интересах России, НАТО и Евросоюза обеспечить более полную интеграцию России в развивающиеся международные структуры и институты.
Безопасность и правосудие
Общее пространство в области свободы, безопасности и правосудия включает направления сотрудничества, ориентированные на переход к свободному движению людей и обеспечение их прав на территории стран ЕС и России, вопросы применения Шенгенского визового режима, задачи и условия перехода к безвизовому режиму и свободному движению людей, сотрудничество в борьбе с трансграничной преступностью, торговлей наркотиками, отмыванием денег, торговлей людьми, сотрудничество в области юстиции, свобода правосудия, верховенство права, внутренней безопасности. Сотрудничество также включает в себя содействие развитию пограничной и другой инфраструктуры, модернизацию таможенных и пограничных постов и повышение профессионального уровня их сотрудников. 15
В то же время, ЕС и Россия твердо убеждены, что усилия, направленные на обеспечение большей безопасности и улучшение охраны границ, не должны привести к возведению барьеров на пути взаимодействия в рамках закона между нашими экономиками и обществами. Граждане должны иметь большую свободу передвижения. В более длительной перспективе ЕС и Россия надеются создать необходимые условия (в частности, безопасность проездных документов, охрана границ), которые позволят устранить на взаимной основе визовые ограничения16.
Исследования, образование и культура
Создание общего пространства в сфере образования на сегодняшний день является самой перспективной областью в отношениях России и ЕС. Практически единственной крупной инициативой, осуществленной на уровне ЕС в сфере образования, является программа ТЕМПУС, цель которой состоит в содействии сотрудничеству между университетами стран СНГ и ЕС.
Менее развито, но постепенно расширяется сотрудничество в области среднего образования, в том числе непосредственно между школами, гимназиями и другими общеобразовательными учреждениями. Более развито сотрудничество в сфере высшего образования. Формирование общего пространства в области высшего образования идет достаточно интенсивно при содействии Европейской Комиссии. Для России один из важнейших вопросов на этом направлении - вопрос о взаимном признании дипломов, что является стимулом для гармонизации систем образования России и ЕС.
Общее пространство исследований,
образования и культуры имеет
своей целью развитие сотрудничества
в области науки, образования
и культуры, в частности через
программы обмена. Такие программы
помогут укрепить общий экономический
и интеллектуальный потенциал, и
в то же время будут содействовать
развитию контактов между людьми
и лучшему взаимопониманию
Проблемы взаимоотношений
Когда две огромные и влиятельные организации пытаются наладить отношения, это не может произойти тихо и слажено. Проблемы при этом неизбежны, поскольку необходимо время чтобы понять и исправить слабые стороны договоров. Невозможно предусмотреть все и сразу. Все проблемы можно разделить на две группы.
По основанию пострадавшей стороны:
- Проблемы, вызывающие недовольство России к ЕС;
- Проблемы, вызывающие недовольство ЕС в отношении России.
По основанию причины:
- Связанные собственно с ЕС;
- Связанные с расширением ЕС.
К первой группе проблем (не связанные с расширением ЕС) можно отнести недовольство России в отношении предложения ЕС о проведении диалога в рамках программы «Новое партнерство», что низводит Россию до уровня североафриканских стран. Также надо упомянуть ущемление прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии. Упоминаются попытки противостояния сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве со стороны ЕС. Помимо этого существует неурегулированность вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью. Кроме всего перечисленного обязательно надо добавить проблемы, связанные с нарушением в России прав человека и гражданских свобод, сохранением военных баз России в Грузии и Приднестровье, вмешательством России в конфликт Грузии и Абхазии, Грузии и Южной Осетии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудно недооценить
важность России для Евросоюза. Россия
является крупнейшим соседом ЕС, серьезной
мировой силой и очень важным
торговым партнером, обладающим значительным
потенциалом. Точно так же и ЕС
является ключевым партнером для
России, как с политической, так
и с экономической точки
В данной работе является обзором отношений России и Евросоюза, включая проблемы и перспективы взаимоотношений на современном этапе. Следовательно, исходя из данного исследования, можно сделать следующие выводы: