Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:56, контрольная работа
Цель данной работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и ЕС в контексте расширения последнего.
Для осуществления поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть этапы формирования и интеграции ЕС;
2. Определить уровень взаимодействия РФ и ЕС;
3. Изучить европейское направление российской внешней политики и «восточную политику» ЕС;
4. Вывить основные направления и перспективы взаимодействия РФ и ЕС.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ФОРМИРОВНАИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ. . . . . . 5
2.ВЗАИМОДЕЙСВТИЕ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. . . . . . . 8
2.1Европейское направление российской внешней политики. . . . . . .8
2.2Активизация «восточной политики» ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РОССИИ И ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3.1Экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2Политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.3Безопасность и правосудие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.4Исследования, образование и культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3.5Проблемы взаимоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Федеральное
государственное
Кафедра региональной экономики
Контрольная работа
По дисциплине Россия в международной экономической интеграции
Сотрудничество России и ЕС
Выполнила:
студентка 4 курса
группы 09134
Федюк К.Е.
Научный руководитель:
к.э.н, доцент кафедры
Ковтун Б.А.
Новосибирск, 2012
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ФОРМИРОВНАИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ. . . . . . 5
2.ВЗАИМОДЕЙСВТИЕ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. . . . . . . 8
2.1Европейское направление российской внешней политики. . . . . . .8
2.2Активизация «восточной политики» ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РОССИИ И ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3.1Экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2Политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.3Безопасность и правосудие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.4Исследования, образование и культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3.5Проблемы взаимоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой современных
международных отношений
Цель данной работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и ЕС в контексте расширения последнего.
Для осуществления поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть этапы
2. Определить уровень взаимодействия РФ и ЕС;
3. Изучить европейское
направление российской
4. Вывить основные направления и перспективы взаимодействия РФ и ЕС.
Объектом исследования является внешняя политика России и Европейского Союза. Предметом - взаимоотношения России и Европейского союза на современном этапе.
Актуальность выбранной
теме определяется, прежде всего, тем
обстоятельством, что ЕС стал крупнейшим
центром экономического и политического
развития Европы, примером совершенно
новых отношений между
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ФОРМИРОВНАИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ
Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение «как можно более тесного союза европейских народов»1.
Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: «принципы свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства»2.
Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Наиболее принципиальные достижения Союза:
- построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС – «пространство без внутренних границ, в котором, согласно положениям настоящего договора, обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов3”;
- строительство экономического и валютного союза;
- создание Шенгенского пространства и введение единой визы для иностранцев на основании Шенгенских соглашений;
- разработка и проведение
- формирование права
- введение института
- разработка законодательства
и принятие организационных
- превращение Европейского
Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила заложить «первый конкретный фундамент европейской федерации»5. В самом начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды). После присоединения в четыре этапа других европейских государств (1973: Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия; 1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входили 15 стран-членов.6
Затем, с расширением Европейского Союза в мае 2004 года в состав ЕС вошли новые страны из Восточной и Южной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр). С 1 января 2007 года в состав ЕС входят также Болгария и Румыния. На очереди, с некоторыми оговорками, Хорватия и Турция - ближайшие кандидаты на вступление в ЕС.7 Европейский Союз основан на принципе верховенства закона и демократии. Союз - это не новое государство, создаваемое из ныне существующих стран, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют часть своего суверенитета единым институтам власти, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общеевропейский интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами. Основные декларированные цели Союза: 1.Введение европейского гражданства; 2.Обеспечение свободы, безопасности и законности; 3. Содействие экономическому и социальному прогрессу; 4. Укрепление роли Европы в мире; 8
В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении.
В последние годы интеграционные процессы в ЕС интенсивно развиваются вглубь. Это вызвано, завершением формирования единого внутреннего рынка стран-членов, в рамках которого обеспечено свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и граждан, и подписанием в 1992 г. Договора о Европейском Союзе, предусматривающего, наряду с политическим союзом, образование в 1999 г. экономического и валютного союза и введение единой валюты. В Западной Европе сообщество государств под названием Европейский Союз сформировалось как централизованное, мощное политическое и экономическое, ведущее торговое объединение стран с перспективами дальнейшего его расширения.
Именно Евросоюз определяет лицо своей части света, чего не скажешь о североамериканской НАФТА, азиатской АСЕАН, постсоветском СНГ и уж тем более трансконтинентальном АТЭС. Интеграция стала мощным стимулом экономического роста, ускорителем научно-технического прогресса и способствовала усилению конкурентоспособности стран-участниц на мировых рынках.
В современном мире происходят радикальные изменения. Особенность их в том, что они происходят в исторически короткий период времени. Буквально за полтора десятка лет коренным образом трансформировалась вся геополитическая ситуация в мире. В первую очередь, это связано с распадом СССР и тем самым с исчезновением одного из двух полюсов силы, обеспечивавших во второй половине XX века стратегическую стабильность и отсутствие мировых войн. Россия стала совсем другой страной. Укрепляются старые и развиваются новые политические, экономические и культурные связи. С уходом в прошлое острой идеологической конфронтации, с изменением отношений между ведущими мировыми державами смена элит, смена политических поколений неизбежна. Так, в частности, меняется геополитическая карта Европы. В современной Европе существует множество различных институтов, союзов, альянсов и коалиций. Однако обстановка на европейском континенте определяется ключевыми игроками: а именно Европейский Союзом, ОБСЕ и НАТО. На другой стороне континента ключевым игроком выступает Россия.
Европейский Союз и Россия обречены на взаимодействие, вне зависимости от того, хотят они того или нет. Слишком многое связывает Россию и Европу - история, география, культура, экономика, чтобы можно было не только отгородиться, но даже просто дистанцироваться друг от друга. «Заменить» Европу в качестве основного партнера России ни одна страна - ни США, ни Китай, никакая иная страна - не может по объективным причинам. И самое главное - те изменения, на которых настаивает Европейская Комиссия для успешного сотрудничества, прежде всего, необходимы самой России для того, чтобы построить эффективную экономику и здоровое общество9.
Европейское направление российской внешней политики
Отличительной чертой российской внешней политики является ее сбалансированность. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.
Традиционным приоритетом
внешней политики России на европейском
направлении после
Российская Федерация
видит в ЕС одного из своих важнейших
политических и экономических партнеров
и будет стремиться к развитию
с ним интенсивного, устойчивого
и долгосрочного
Первый этап - это период
начала 90-х, когда сам ЕС переживал
постмаастрихтский период становления
в качестве единого игрока и партнера
России. Тогда у Москвы не было необходимых
административных и экспертных ресурсов
для адекватной оценки природы, роли
и тенденций развития ЕС. В результате
главным достижением этого
Второй этап (1996-1999 гг.) отразил общую тенденцию похолодания в отношениях России с Запада. В этом контексте ЕС рассматривался Москвой как элемент ее непростых взаимоотношений с Соединенными Штатами и возглавляемого последними НАТО.
Наконец, третий этап (после
1999 г., который стал переломным в
отношениях России и ЕС - операция НАТО
против Югославии, появление Общей
стратегии ЕС по отношению к России)
характеризуется решительным
Российский интерес к Европейскому Союзу в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредоточивается на самой себе, она стремится избежать международной изоляции. Более того, тесное взаимодействие с внешним миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна для России с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны. Кроме того, по самому факту своего рождения Россия - неотъемлемая часть Европы в географическом смысле, по факту принятия христианства на заре своей государственной истории - составная часть западной цивилизации.11