Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа
Германия исторически является важнейшим политическим и торгово-экономическим партнёром России в Европе. Вследствие этого, изучение темпов развития, динамики и тенденций экономики Германии в целом важно не только для изучения проблем и перспектив участия Германии в мировой экономике, но и для всестороннего анализа существующих и перспективных направлений товарооборота во внешней торговле и сфер привлечения в российскую экономику немецкого капитала.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Специфика социально-экономической модели развития
Германии…………………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. Макроэкономическая характеристика Германии………………....9
ГЛАВА 3. Роль индустрии на постиндустриальной фазе развития немецкой экономики………………………………………………………………………..12
3.1 Старые, базовые отрасли………………………………………………….13
3.2 Модернизация и появление новых отраслей…………………………….24
ГЛАВА 4. Место германской промышленности на мировых рынках……….27
ГЛАВА 5. Экспортно-импортная география…………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таким образом, можно отметить относительную гармоничность отраслевой структуры и увеличивающуюся равномерность территориального распределения германской экономики и её субъектов.
3.2 Модернизация
и появление новых отраслей
Несмотря
на сохраняющуюся «
В то же время для Германии свойственна выраженная социальная направленность государственной экономической политики, активность государства в сфере образования, охраны окружающей среды, медицинском обслуживании, жилищном строительстве, социальном обеспечении, что также способствует росту занятых в сфере услуг. В настоящее время в секторе услуг ФРГ занято около 72,3% всего населения, при этом наибольший удельный вес приходится на финансовый сектор (30,7%), торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес и транспорт (18%). Сфера государственного управления занимает около 15%. Таким образом, каждый третий из четырех работающих связан со сферой услуг.
Всего в сфере услуг оперирует более 654 758 компаний, на которых работает приблизительно 5 827 925 человек. Ежегодный оборот составляет приблизительно 653,3 млрд. евро, а объем инвестиций превышает 71,2 млрд. евро. Больше всего компаний создается в третичном секторе, но и ликвидируется там же. Около 86% компаний сосредоточено в сфере недвижимости, аренды и предоставления деловых услуг (число занятых 3 979 375, оборот 377 978 млрд. евро), 20% - транспорт и телекоммуникации ( число занятых 1 848 550, оборот 275 309).
Отличительной особенностью современного сектора услуг является тенденция к диверсификации форм собственности , в основном это относится к таким отраслям как банки и страхование. Так, на долю государства приходится около 30%, на частные домохозяйства около 3%. С точки зрения частного сектора сфера услуг рассматривается в качестве одной из наиболее перспективных отраслей для осуществления бизнеса. Там около 35% малых и средних предприятий приходится на сферу услуг.
А в
традиционной отрасли услуг туризма создается
около 8% ВВП и 2,8 млн. рабочих мест. В 2005
г. Германия заняла 9 место в мире среди
наиболее привлекательных стран для туризма
(18,4 млн. туристов), первое место заняла
Франция (75 млн. туристов). Кроме того, по
статье туризм зарегистрирован отрицательный
платежный баланс: немецкие туристы оставили
около 68,3 млрд. долл. за пределами государства
против 24,6 млрд. долл., потраченных иностранными
туристами в Германии.
Из-за страшных разрушений времен Второй
мировой войны богатейшее культурно-историческое
наследие страны понесло невосполнимые
потери. Почти до неузнаваемости изменил
свой облик Берлин, не говоря уже о десятках
стертых с лица земли средних и малых городов,
особенно на востоке страны. Огромными
усилиями немцы вот уже более полувека
восстанавливают всё, что возможно восстановить.
Многим старинным городам удалось вернуть
исторический облик. Практически заново
отстроен один из красивейших городов
Германии Дрезден, полностью уничтоженный
во время англо-американской бомбардировки
в феврале 1945 г. Недалеко от Потсдама находится
жемчужина дворцово-парковой архитектуры
в стиле рококо - Сан-Суси, резиденция Фридриха
Великого. Это один из европейских центров
познавательного туризма. На юге страны
действуют горнолыжные комплексы международного
класса Оберхоф и Обервизенталь. Элитные
курорты расположены вокруг живописного
Боденского озера.
Очень разнообразны такие отрасли немецкой промышленности, как приборостроение и электроника, рассеянные по всей территории страны. По техническому уровню электротехники, разнообразию и качеству ее продукции ФРГ занимает ведущее положение в мире; на мировом рынке ее продукция составляет около 20-25%, наравне с США или чуть позади их «по массе стоимости».Фирма «Siemens» стоит на втором-третьем месте в мире (например, по выпуску компьютеров он уступает лишь японскому концерну «Мацусита электрик»).Фирма «Bosch» неизменно в числе первых десяти в ФРГ и среди ведущих в мире, особенно по производству автоматизированных систем управления. Один из крупных центров электротехнического машиностроения - Нюрнберг. Всемирную славу получила продукция оптико-механических заводов компании «Карл Цейс»: фотоаппараты, очки, бинокли, микроскопы и т.д., производство которых сконцентрировано в основном на юге страны в землях Баден-Вюртемберг и Гессен, а также в Баварии в окрестностях Мюнхена. В ГДР аналогичную продукцию выпускал завод в Йене.
Современная немецкая электроника финансово и технологически теснейшим образом связана с США. Наиболее сильные позиции здесь занимает компания «IBM» (немецкая штаб-квартира во Франкфурте-на-Майне). В последние десятилетия электронная промышленность особенно активно развивалась на юге страны, прежде всего в Баварии. Одним из факторов притяжения стал экологический, так как именно в этих районах можно удовлетворить самые взыскательные требования к качеству жизни, которые предъявляются высококвалифицированными и хорошо оплачиваемыми работниками. В частности, здесь нет крупных источников загрязнения воздуха и воды. Особенно привлекательны для жизни живописные ландшафты Баварского плато и Тирольских Альп в окрестностях Мюнхена, где находится известный технопарк Изар- Велли.
Ежегодно в Германии проводится более 2 тыс. международных выставок и ярмарок - более 50% от их общего числа в мире, приносящих многомиллиардные прибыли.
Крупнейшими
ярмарочными центрами являются Кёльн,
Франкфурт-на-Майне, Ганновер-Мюнхен,
Дюссельдорф, Эссен, Лейпциг.
ГЛАВА
4. Место промышленности
Германии на мировых
рынках.
Для экономики Германии характерна достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (главным образом машиностроительной) продукции. Промышленность - главная опора германской экономики и обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции.
Решающее
значение для Германии имеет обеспечение
международной конкурентоспособности
предприятий на мировых рынках, где все
большую роль играет технологический
прогресс. Лишь в этом случае можно в полной
мере использовать преимущества международного
разделения труда, сохранить в стране
рабочие места и доходы. Для этого нужны,
однако, способность к инновациям, готовность
к структурной перестройке в экономике
и обществе и ориентация предприятий на
перспективные экономические сферы и
регионы. Германия как страна, бедная сырьем,
но имеющая высокий уровень доходов и
социальных услуг, не может не предлагать
на мировых рынках высококлассные товары.
Соответствующую базу для этого создают
современные технологии, рациональные
и экономичные методы производства, а
также эффективные организационно-
Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются: автомобилестроение; транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); общее машиностроение (производство станков, различных приборов); электротехническая промышленность; точная механика и оптика; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; черная металлургия.
Эти отрасли обладают рядом преимуществ для успешной внешнеэкономической, экспансии. В частности, это:
• высокое качество производства и широкий ассортимент изделий
• использование международных стандартов и в то же время готовность выполнять индивидуальные, уникальные заказы;
• пунктуальность в выполнении поставок;
• широкая
сбытовая сеть и налаженное послепродажное
обслуживание, а также соответствие другим
критериям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность германской промышленной продукции на мировых товарных рынках достаточно высока. Если сгруппировать товарную номенклатуру мирового экспорта в 14 укрупненных позициях, то по уровню конкурентоспособности Германия стоит на первом месте в пяти группах (химические товары, продукция общего машиностроения, комплектующие к электронной технике, базовая продукция обрабатывающей промышленности, прочая продукция обрабатывающей промышленности), в двух группах (транспортные средства и текстиль) – на втором месте, т.е. занимает прочные позиции на рынках, составляющие не менее половины международной торговли. Это позволяет Германии прочно занимать 2-ое место в мире по масштабам экспорта, уступая только США, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше, и значительно опережая все другие государства мира, в том числе и Японию.
Международная конкурентоспособность германской экономики, и прежде всего ее базовых и наукоемких отраслей – автомобилестроения, химической и биотехнической промышленности, - в долгосрочной перспективе будет расти. В настоящее время ряд отраслей германской промышленности, начиная с машиностроения и автомобилестроения и кончая фармацевтической промышленностью и производством спортивных товаров, уже успешно экспортируют свою продукцию. Это стимулирует и другие отрасли.
В производственной
сфере самые высокие темпы
роста и через 20 лет будут наблюдаться
в экспортно-ориентированных
Внешнеэкономические связи играют ключевую роль для экономики Германии. При сравнительно незначительных природных ресурсах экономическая мощь страны создавалась благодаря внешней торговле, путем все более тесного интегрирования в мировую экономику.
Ситуация в 2004 году не значительно изменилась по сравнению с 2003 г. Экспорт увеличился до 612,59 млрд. долл. (+7,5%) или 9,5% мирового товарного экспорта (США – 693,9 млрд. долл. или 10,7% соответственно), импорт достиг 491,9 млрд. долл. (+1,4%).
Несмотря на рост экспорта по сравнению с импортом, германская внешняя торговля переживает трудные времена: высокий курс евро по отношению к доллару не только ведет к росту цен на товары, вывозимые в США, но и оказывает негативное влияние на германский экспорт на важные для ФРГ рынки стран Азии, поскольку курс валют стран этого региона по отношению к евро, так же как и курс доллара, существенно снизился. В то же время усиливается конкуренция азиатских производителей, которые предлагают свою продукцию в странах еврозоны по более низким ценам.
Следует отметить существенные изменения в структуре германского экспорта готовых изделий в последние годы. Стремительно развивался вывоз наиболее высокотехнологичных прогрессивных видов машин и оборудования. На долю продукции машиностроения и химии в настоящее время приходится свыше 2/3 всего товарного вывоза Германии, т.е. конъюнктура в традиционных «старых» отраслях продолжала оказывать решающее воздействие на динамику товарного экспорта этой страны в целом. Одновременно продолжалось снижение в германском экспорте доли сырья, сельхозтоваров и продовольствия, продукции легкой промышленности, а также черной и цветной металлургии. В импорте основная доля приходилась также на готовые промышленные товары и полуфабрикаты. Эти группы и дали основной прирост импорта за счет таких товаров, как автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, текстиль, одежда, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье.
Германия испытывает недостаток во многих видах ресурсов, поэтому она - крупный нетто-импортер непродовольственного сырья, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности (включая мебель), цветных и редких металлов, их сплавов, а также одежды, обуви, туристического снаряжения. Однако по нескольким сырьевым товарам у ФРГ положительное сальдо - это торговля шкурами, кожами и мехами, а также текстильными волокнами.
Крупных сдвигов в географии германского экспорта в последнее десятилетие не произошло. Основное количество германских товаров (57%) направляется в соседние страны - государства ЕС.
Вторым
по значению регионом сбыта германских
товаров являются США. Япония занимает
сравнительно скромное место.
ГЛАВА 5. Экспортно-импортная география.
Немецкая
экономика не только самая крупная, но
и наиболее открытая в ЕС: совокупная доля
экспорта и импорта составляет около 70%
в ВВП страны. Германия является мировым
лидером в области экспорта товаров еще
с 2003 года и обгоняет по этим показателям
Китай и США. Крупнейшими торговыми партнерами
Германии остаются западные государства.
Более 55% немецких товаров и услуг поставляется
в страны Евросоюза.
Объем
экспорта Германии в прошлом году вырос
на 12,4, а импорта – на 12,1 процента. Совокупные
расходы немецких потребителей увеличились
на 0,6 процента, инвестиции в оборонную
промышленность – на 12,1, в строительство
– на 3,6 процента .Экспорт
состоит из: машин — 31%, станков и оборудования
— 17%, продукции химической промышленности
— 13%, металлов, продовольствия и текстиля.
География экспорта: страны ЕС — 55,5% (Франция—10,7%,
Великобритания — 8,5%, Италия — 7,4%, Нидерланды
— 7,0%. Бельгия-Люксембург - 5,8%), США - 8,6%,
Япония - 2,3%.Импорт состоит из: машин —
22%, станков и оборудования — 10%, продукции
химической промышленности — 9%, продовольствия
и текстиля.
Информация о работе Состояние ведущих промышленных отраслей Германии