Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа
Германия исторически является важнейшим политическим и торгово-экономическим партнёром России в Европе. Вследствие этого, изучение темпов развития, динамики и тенденций экономики Германии в целом важно не только для изучения проблем и перспектив участия Германии в мировой экономике, но и для всестороннего анализа существующих и перспективных направлений товарооборота во внешней торговле и сфер привлечения в российскую экономику немецкого капитала.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Специфика социально-экономической модели развития
Германии…………………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. Макроэкономическая характеристика Германии………………....9
ГЛАВА 3. Роль индустрии на постиндустриальной фазе развития немецкой экономики………………………………………………………………………..12
3.1 Старые, базовые отрасли………………………………………………….13
3.2 Модернизация и появление новых отраслей…………………………….24
ГЛАВА 4. Место германской промышленности на мировых рынках……….27
ГЛАВА 5. Экспортно-импортная география…………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Сердцевина» современной индустриальной мощи Германии - многопрофильное машиностроение, образующее основу вторичного сектора экономики. Оно обеспечивает более половины товарного экспорта страны. В стране действует большое количество крупных заводов тяжёлого и транспортного машиностроения, приборостроения.
Современное немецкое машиностроение формировалось после войны как
конверсионное. В результате конверсии многочисленные военные заводы были переориентированы на производство продукции гражданского машиностроения. Дуйсбург и Дюссельдорф стали центрами производства горношахтного оборудования, военные заводы Крупна в Эссене перешли на выпуск промышленных станков, строительных кранов и другого строительного оборудования. В бывшей ГДР мощные заводы тяжёлого машиностроения работали в Магдебурге, Лейпциге, завод химического машиностроения -в Карл-Маркс-Штадте (ныне Хемниц). Общее машиностроение занимает ведущее положение в структуре промышленного производства (в производстве станков – втрое, автомобилей – третье). На него приходится около 50% занятых в сфере промышленного производства. В структуре выпуска центр тяжести стал перемещаться от производства традиционной продукции в область научно-технических производств. В общем машиностроении функционируют свыше 5,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учётом требований заказчиков. Общая сумма заработной платы в 2006г. составила более 229 млрд. евро.
По материалам «Handelsblatt», в общем машиностроении Германии отмечен четвёртый год роста. Для данной отрасли характерно неравномерное циклическое развитие. В течение 25 лет не было зафиксировано 4-летнего подъёма. Так, в 1976-1980 гг. совокупный прирост производства составил 15%, а по прогнозам специалистов отраслевого союза «VDMA» он составит 18%.
По данным Федерального статистического ведомства Германии в 2006г. оборот промышленных предприятий составил более 1,5 трлн. евро (+4,7% по сравнению с 2005г.), чему способствовали сделки на внешнем рынке и почти полная загрузка производственных мощностей почти на 86% (так же положительно сказывается на занятости). Оборот компаний на территории ФРГ вырос на 3% до 885 млрд. евро, а зарубежных предприятий на 7% до 604 млрд. евро. Рост объёма производства составил почти 3,7%.
Так за 2006г. число работников общего машиностроения увеличилось на 10 тыс. человек по сравнению с 2005г. Однако, в настоящий момент наблюдается острый дефицит инженеров, несмотря на то, что каждый шестой работник машиностроения является представителем этого вида профессии. (140 тыс. инженеров в 2006г.)
Вследствие
чрезвычайно высоких
Наиболее
конкурентоспособные отрасли в
общем машиностроении: автомобилестроение,
электротехническая промышленность, станкостроение,
производство оборудования для пищевой
и полиграфической
Гордость Германии - автомобилестроение. По выпуску автомобилей она занимает 3-е место в мире и 1-е в Европе. К концу XX в. общий выпуск автомобилей превысил 5 млн. в год. Однако практически вся автомобильная промышленность до недавнего времени была сконцентрирована в западных землях - в ГДР производились лишь грузовики (в г. Людвигсфельд), производство же легковых автомобилей было незначительным.
В настоящее время заводы по производству автомобильного оборудования и сборочные цеха разбросаны по всей стране. К тому же большинство автомобильных компаний ФРГ в послевоенный период стали транснациональными и наладили производство своих автомобилей в десятках других стран.
Германия (16,7%) является третьим в мире крупнейшим производителем автомобилей, уступая США (18,9%) и Японии (18,1%). Так в 2006 г. немецкими компаниями было изготовлено 10,8 млн. автомобилей (в 2005 г. – 10,4 млн.), в том числе 9,8 млн. – легковых, 1млн. грузовых. Если учитывать продукции «Chrysler», то число автомобилей составит 13,6 млн. или 20,9% мирового рынка. Таким образом, каждый пятый автомобиль в мире является продуктом немецкого автопрома. Объем экспорта автомобилей составил около 13,8% в общем объеме экспорта. Основными экспортерами стали «DaimlerCrysler» (20,6%), «Volkswagen» (19,3%), «Ford» (15,3%), «Opel» (14,6%), «BMW AG» (13,8%)
Важную
роль в развитии автомобилестроения
и других отраслей промышленности играют
научно-исследовательские и
Лидерами
германского автомобилестроения являются
всемирно известные компании «Фольксваген»
(штаб-квартира и головное предприятие
в Вольфсбурге), «Мерседес-Бенц» (Штутгарт),
«БМВ» (Мюнхен) и «Опель» (Рюссельсхайм).
После объединения, Германии западногерманские
компании стали строить свои филиалы и
в восточных землях, например «Форд» -
в Цвиккау, «Опель» - в Айзенахе.
В 2006 г. автомобильные запчасти и услуги
составили 62 млрд. евро, 60% из которых приходилось
на запчасти. В числе крупнейших поставщиков
послепродажных услуг можно выделить
«Robert Bosch», «Siemens», «Continental», «ThussenKrupp».
В
наследство от Третьего рейха Германии
остались мощные судостроительные верфи
в Киле, Гамбурге, Бремене, Эмдене, но в
последние десятилетия германское судостроение,
как и европейское в целом, находится в
глубоком кризисе. Гораздо лучше обстоит
дело с другим наследием - авиастроением.
В 1959 г. в Германию из эмиграции вернулся
знаменитый В. Мессершмитт, авиаконструктор
и промышленник, ставший сразу почетным
председателем концерна
«Мессершмитт-Булков-Блеем».
авиастроители вместе с
французами и англичанами
участвуют в создании
серии европейских аэробусов «Airbus». С
2008 г. планируется производство самого
большого в мире пассажирского самолета
«А-380», по 35 машин в год, что создаст еще
40 тысяч дополнительных рабочих мест.
Объем производства продукции военного
назначения составляет примерно 1 трлн.
евро, создаваемый в рамках производства
вертолетов «NH-90», «Tiger» и военно-транспортного
самолета «А400М». Кроме того, в Мюнхене
и Фридрихсхафене производят авиационные
и ракетные двигатели. Общее количество
занятых в этой отрасли примерно 64 тыс.
человек, 156 предприятий, оборот 16,5 млрд.
евро. Объем производства гражданской
продукции 9,2 млрд.евро (61,3% в мире).
Среди многочисленных направлений специализации Германии нельзя не упомянуть особую отрасль, в которой германская продукция считается эталонной, - это производство музыкальных инструментов, Наиболее известными немецкими марками пианино и роялей являются «Бехштейн», «Блютнер», «Зейлер», «Петрофф», «Стенвей».
Особую роль в жизни Германии играет строительная индустрия. Благодаря большим объёмам жилищного строительства в послевоенный период, как в западных, так и в восточных землях, на рынке жилья нет большой напряженности. С 1990-х гг. здесь ежегодно вводится в строй примерно по 500 тысяч квартир со всеми удобствами, в
восточных же землях несколько миллионов квартир пришлось капитально отремонтировать.
Как уже отмечалось, почти 2/3 валового внутреннего продукта страны сегодня дает третичный сектор, или сфера нематериального производства, что типично для постиндустриальной страны. В неё входят такие отрасли хозяйства, как туризм, торговля, информационные услуги, транспорт.
Транспортная сеть Германии - одна из самых густых в мире. Ведущий вид транспорта - автомобильный, он обеспечивает 9/10 пассажирооборота и 3/5 грузооборота. Общая протяженность только дорог высокого класса - автобанов - превышает 11 тыс. километров. В то же время традиционный железнодорожный транспорт стал нерентабельным. В определенной степени положение должны поправить скоростные железные дороги, сеть которых активно создаётся в последние десятилетия. Ключевое место в их сети занимают поезда «Трансрапид», которые будут курсировать со скоростью 500 км/ч между Берлином и Гамбургом.
Главная воднотранспортная магистраль - Рейн. Здесь находится крупнейший в мире речной порт Дуйсбург с годовым грузооборотом более 50 млн. тонн. Большую роль в обеспечении товаропотоков в рамках мирового хозяйства играют морские порты Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен, Киль. Суммарный грузооборот германских портов около 180 млн. тонн, из них 20 млн. приходятся на восточногерманские порты, самым крупным из которых является Росток.
Особую роль в международных связях Германии играет авиационный транспорт. Франкфурт-на-Майне - один из крупнейших авиаузлов мира и первый по грузообороту в Европе. Новые аэропорты между народного класса строятся под Берлином.
Транспорт является основным источником загрязнения окружающей среды, так по данным Европейского Статистического Ведомства, в 2005 г. его доля увеличилась более чем на 17% по сравнению с 1993 г. и составила около 20% всех парниковых выбросов в атмосферу. Почти во всех странах зафиксировано увеличение выхлопных газов в атмосфере, лишь в Литве и Германии удалось добиться их сокращения на 30% и 4,5% соответственно.
В рамках ЕС (Лиссабонская стратегия) предпринимается попытка изменить прямую взаимосвязь между экономическим ростом и увеличением транспортных перевозок. Так в 2005 г. более чем в 11 странах ЕС темпы роста перевозок не превосходили темпы роста ВВП за период 1995-2005 гг. Однако, в Германии, как и в ряде других стран, транспортные перевозки увеличивались быстрее, чем ВВП.
Рассматривается возможность о пересмотре Закона о производстве энергии и тепла, определение списка товаров соответственно энергоемкости их производства, уровня эмиссии CO2, величина налога на владельцев автотранспорта в зависимости от объема вредных выбросов, минимальных стандартов эффективности использования энергии для производства отдельных товаров. Таким образом, с ближайшие 6 лет планируется инвестировать более 70 млрд. евро, в том числе 40 млрд. евро в возобновляемы источники энергии.
Одним
из приоритетных направлений развития
является использование альтернативных
источников (Таблица 21) энергии. Германия
в ходит в число мировых
лидеров по использованию экологически
чистых видов энергии – солнца, воды, ветра
и биомассы: если в 2004 г. их доля составила
около 10,0%, то в 2005 г. она составила уже
11,0%, что равно 59 млрд. кВт (55 млрд. кВт в
2004 году).
Производство электроэнергии в ФРГ по основным видам источников.
Тип электростанции | 2004 год | 2005 год | ||
млрд. кВт | доля в % | млрд. кВт | доля в % | |
АЭС | 158 | 30 | 155 | 29 |
Тепловые (бурый уголь) | 143 | 27 | 140 | 26 |
Тепловые (каменный уголь) | 117 | 22 | 111 | 21 |
Тепловые (природный газ) | 45 | 8 | 52 | 10 |
Возобновляемые источники, в т.ч. | 55 | 10 | 59 | 11 |
гидро | 21 | 4 | 21 | 4 |
ветряные | 25 | 5 | 26 | 5 |
другие | 9 | 1 | 12 | 2 |
Жидкое топливо, ГАЭС и другие | 16 | 3 | 19 | 3 |
Всего | 534 | 100 | 536 | 100 |
Источник
по материалам Торгпредства РФ в ФРГ.
К общим чертам территориальной структуры хозяйства Германии можно отнести:
Информация о работе Состояние ведущих промышленных отраслей Германии