Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:32, реферат
Современный мир — мир конкуренции. Лучшей иллюстрацией этого служит развитие событий XXI века. Страны с высокоразвитой экономикой оттесняют менее развитых конкурентов с тех перспективных мировых рынков, где это оказывается им по силам. Но конкурируют не только экономики — идет соревнование между проектами будущего мирового устройства, между различными точками зрения на пути развития, между формами организации международной жизни и принципами отношений между странами.
Введение
1.СНГ:цели организации
2. Альтернативные интеграционные формы
3. Интеграционные процессы в СНГ
4. Региональные объединения на территории СНГ
5. Анализ предпосылок и препятствий интеграции стран Содружества
6.Анализ возможных последствий распада СНГ
Выводы
Литература
В связи с
вышесказанным можно сделать
вывод о том, что объективных
условий для реальной интеграции
постсоветского пространства не существует.
Процессы суверенизации не только препятствуют
интеграционному
На сегодняшний день поступательное развитие интеграционных процессов имеет место только в одном регионе мира — в Европе. Интеграционные процессы все в большей степени влияют на ход развития экономики, общественно-политической ситуации, межгосударственных отношений в европейском регионе, формируют облик Европейского союза как единого целого. Интеграция стран Европы показала тенденцию как к устойчивости, так и к углублению и расширению. Опыт ЕС свидетельствует о том, что интеграционное взаимодействие, с одной стороны, предполагает довольно существенное ограничение национального суверенитета стран-участниц, с другой стороны, обеспечивает им гораздо большие возможности прогрессивного экономического и социального развития, способствует реализации прав и свобод граждан.
Разумеется,
всякие попытки механического, произвольного
переноса опыта деятельности ЕС на
другую почву не имеют под собой
ни научной, ни материальной основы. Государства
Латинской Америки, Африки, Ближнего
и Среднего Востока, Юго-Восточной
Азии использовали, зачастую некритически,
модель западноевропейского «Общего
рынка». Однако она не смогла оказать
эффективного воздействия на формирование
в развивающихся странах
В СНГ складывается похожая ситуация: попытка сохранить единое экономическое пространство без единого государства либо надгосударственных структур, в условиях системной ломки, оказалось безрезультатной. Распад СССР и трансформационная рецессия вызвали мощные дезинтеграционные тенденции. В этих условиях реализация соглашений, во многом скопированных с основополагающих документов Евросоюза, была и остается невозможной. Использование опыта ЕС должно означать не заимствование, а изучение основных закономерностей интеграционного процесса, форм организации взаимодействия, с тем, чтобы выработать адекватную стратегию развития, учитывающую особенности современного состояния стран СНГ.
Решение этой
задачи существенно затрудняют расхождения
в трактовке понятия «
Следует отметить, что распад СССР и опыт взаимодействия стран СНГ имеют очень большое значение для общей теории региональной интеграции, для понимания сущности интеграционного процесса в целом и европейской интеграции в частности.
Именно эти события и явления помогают уточнить иерархию интегрирующих факторов, выделить среди них главные и второстепенные. Определяющими являются следующие условия:
— завершенность внутристрановой интеграции, обеспечиваемая за счет естественного развития хозяйственных связей на микроуровне в системе рыночных отношений;
— зрелость государственного суверенитета, выражающаяся в том, что регулирование общественной жизни на национально-государственном уровне уже не способно обеспечить решение задач стратегического развития, и в том, что ограничение суверенитета воспринимается политической элитой и основной массой населения как необходимое.
Все прочие условия
— географическая близость, культурно-историческая
общность, наличие сходных проблем,
внешних угроз — не могут гарантировать
развитие интеграционных процессов, пока
не обеспечена экономическая и политическая
готовность стран региона.
6 Анализ возможных последствий распада СНГ
Попробуем
представить себе, что будет, если
СНГ распадется. Наверняка некоторые
из нынешних его участников, вернее,
часть их элит, почувствуют себя
свободными от опеки «старшего
брата» и устремят взгляды
на Европейский союз. Однако реальные
перспективы вступления
Распад Содружества
или его пребывание в состоянии
латентной дезинтеграции (что происходит
со многими группировками
Из этого
следует несколько выводов. Первый:
Содружеству в кратчайшие сроки
следует разработать новую
Вывод второй: интеграции нужна новая модель, рассчитанная на условия рынка и демократии. Мобилизационная модель, появившаяся больше десяти лет назад для управления чрезвычайной ситуацией — распадом СССР, — выполнила поставленные задачи и исчерпала себя.
Создавая
новый формат интеграции, Содружеству
следует исходить из условий региона
(включая особенности
Третий вывод:
СНГ не обойтись без новой концепции
лидерства. Именно Россия, и только
она, может стать локомотивом
интеграционного процесса. А для
этого ей необходимо взять на себя
соответствующие политические и
финансовые обязательства. По-другому
региональная интеграция не делается.
В Евросоюзе все полвека
И последнее.
Чтобы дать странам СНГ ясную
внешнеполитическую перспективу, Содружеству
следует выработать общую стратегию
развития отношений с Евросоюзом.
На сегодня все действующие
Выводы
Интеграционные
процессы набирают сегодня силу во
многих регионах мира. Ко все более
высокой степени интеграции идет
Европейский Союз; расширяется вглубь
и вширь кооперация и сотрудничество
в Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Не миновал
этот процесс и Северную Америку
(НАФТА). И даже на просторах само-
Содружество
создавалось как средство преодоления
распада СССР и установления новой
системы связей между его бывшими
частями. Перед СНГ ставилась
задача сохранить жизненно важные элементы
инфраструктуры, отвести от новых
государств самые опасные военно-
Действующая в СНГ модель интеграции рассчитана на взаимодействие государств, а не рынков, и поэтому по мере развития последних она будет давать все больше сбоев. Однажды они могут привести к разрушению всей конструкции.
СНГ строилось как региональный союз государственного типа, рассчитанный на централизованную экономику и трансграничные связи на макро-, а не на микроуровне. Если институты Содружества не начнут отталкиваться от интересов бизнеса стран-участниц, оно обречено на распад
Сейчас
Содружество состоит из
Действительная
интеграция стран СНГ может осуществиться
только на основе противодействия невыдуманным
угрозам и совместного
Вероятно, другой реальной возможностью для укрепления СНГ может стать создание единого экономического содружества.
Особенно
важную роль интеграционные процессы
в СНГ играют для нашей страны.
Именно Россия, и только она, может
стать локомотивом
Кроме того,
освоив принципы интеграции в СНГ, Россия
сможет участвовать в будущих
интеграционных процессах, а, сформировав
межгосударственные инфраструктуры, обеспечивающие
реализацию вышеупомянутых «четырех свобод»,
— подключаться к мировым инфраструктурам
в таких сферах, как транспорт,
энергетика, торговля, капиталы и рабочая
сила. Таким образом, единственный путь
интенсивного развития России — реальная,
институционально закрепленная экономическая
интеграция.
Пока же СНГ,
к сожалению, по большей части
сохраняет дезинтегративную природу,
а принятые внутри этого объединения
правила экономической и
Информация о работе СНГ:цели и проблемы региональной интеграции