СНГ:цели и проблемы региональной интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:32, реферат

Описание работы

Современный мир — мир конкуренции. Лучшей иллюстрацией этого служит развитие событий XXI века. Страны с высокоразвитой экономикой оттесняют менее развитых конкурентов с тех перспективных мировых рынков, где это оказывается им по силам. Но конкурируют не только экономики — идет соревнование между проектами будущего мирового устройства, между различными точками зрения на пути развития, между формами организации международной жизни и принципами отношений между странами.

Содержание

Введение
1.СНГ:цели организации
2. Альтернативные интеграционные формы
3. Интеграционные процессы в СНГ
4. Региональные объединения на территории СНГ
5. Анализ предпосылок и препятствий интеграции стран Содружества
6.Анализ возможных последствий распада СНГ
Выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 45.59 Кб (Скачать)

Указанные особенности  стали двойной преградой интеграционным процессам в Содружестве. Они  были проигнорированы при выборе стратегии интеграции по примеру  Евросоюза. Освоение опыта ЕС свелось  к формальному копированию его  действий по регулированию интеграционных процессов, поэтому следование «еврорецептам» не оказало никакого положительного влияния на Содружество. Кроме того, особенности экономических систем союзных республик активно использовались мировым рынком против интеграции в  Содружестве. Страны СНГ, действуя порознь, изначально попадали в глубокую зависимость  от мирового рынка и могли поставлять туда только продукцию национальных ресурсопроизводящих отраслей. Это  стало объективной экономической  основой для образования в  Содружестве дезинтеграционных  механизмов отраслевой и региональной природы, которых никогда не было в ЕС.

Интеграцию  стран СНГ необходимо регулировать принципиально иначе, чем в Евросоюзе. Такое регулирование должно быть межгосударственным и обеспечивать:

¾     добровольное самообъединение воспроизводственных  процессов государств Содружества  в основном «сверху», то есть исходя из их общих и национальных целей;

¾     сохранение государственных регуляторов  экономических систем стран СНГ  как основы их суверенитета в условиях глобализации;

¾     согласованное установление государствами  Содружества определяющих макроэкономических параметров для регулирования национальных воспроизводственных процессов  и связей между ними. 

4.Региональные объединения на территории СНГ

Совместные  усилия государств СНГ по воссозданию  общего пространства на новой основе хотя и были предприняты практически  сразу после оформления их государственной  независимости, но носили противоречивый характер. В результате накопленное  количество перекрестных договоренностей  не перешло в качество экономического взаимодействия.

В последние  годы интеграционные процессы в СНГ  идут параллельно с  возникновением и активным развитием региональных объединений стран Содружества.

Наиболее  тесные экономические связи еще  с советских времен сохранили  Россия и Беларусь. 8 декабря 1999 г. они  подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и  России (вступил в силу 26 января 2000 г.). Идет активная работа по формированию общей правовой базы, единого валютного, хозяйственного, оборонного, гуманитарного  пространства. Действует Парламентское  собрание, в состав которого делегируются депутаты Национального собрания Республики Беларусь и Федерального собрания Российской Федерации. 

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) организовано 10 октября 2000 года на основе создававшегося ранее Таможенного  союза. Объединяет пять государств: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. Украина и Молдова имеют статус наблюдателей. Цель Сообщества — создание таможенного, а возможно, и валютного  союза. В качестве образца взяты  принципы объединения государств Евросоюза. Отличительная особенность —  все решения в рамках ЕврАзЭС  принимаются на основании консенсуса, при этом они обязательны к  исполнению.

Сейчас довольно часто указывают на недостатки экономического взаимодействия в рамках СНГ и  Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).  Изначально в документах, подписанных в 1993—1994 годах, прежде всего в Договоре о создании Экономического союза стран СНГ, предполагалось, что Содружество будет развиваться  по «линейному» сценарию регионального  интеграционного объединения: зона свободной торговли, затем таможенный союз, после него экономический и  валютный союзы. Однако понимание того, что на текущем этапе невозможно создать общее таможенное пространство в рамках всех стран СНГ, привело  в 1995 г. к учреждению Таможенного  союза пяти государств Содружества, на базе которого в конце 1999 года было сформировано ЕврАзЭС.

Правильность  решения о создании «таможенной  пятерки» подтверждается более высокими, по сравнению с другими странами СНГ, темпами развития взаимной торговли. Без СНГ и ЕврАзЭС товарооборот между странами-участницами мог  быть значительно ниже. При этом Россия совсем не обязательно смогла бы занять свою торговую нишу на рынках третьих стран. Реальный экономический  эффект от функционирования СНГ, несмотря на огромное количество подписанных  соглашений и других совместных документов, не настолько ощутим, чтобы не возникало  стремления запустить новые интеграционные механизмы.

Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) образовано 28 февраля 2002 года Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном взамен Центральноазиатского экономического сообщества. Заявленная цель — создание единого экономического пространства в центральноазиатском  регионе. Реально действует как "клуб лидеров " государств Центральной  Азии.

Углубленное военно-политическое сотрудничество между  странами СНГ развивается в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. В настоящее время  в нем участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Цель ДКБ — предотвратить, а при  необходимости ликвидировать военную  угрозу суверенитету и территориальной  целостности государств-участников.

ГУУАМ — организация, противопоставляющая себя региональным объединениям с участием России. Создавалась  при активной поддержке «внешних сил», в частности, США. Ее участники  — Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан  и Молдова — заявляют об общности стратегических интересов и координируют свою внешнеполитическую деятельность. Практикуются согласованные выступления  представителей стран ГУУАМ в  ООН и ОБСЕ.

В 2003 году главы  России, Беларуси, Казахстана и Украины  заявили о намерении создать  единое экономическое пространство (ЕЭП «четырех») с перспективой учреждения Организации региональной интеграции.

Создание  Единого экономического пространства призвано скоординировать усилия по сближению заинтересованных государств Содружества и представляет собой  реальный шанс изменить ситуацию к  лучшему. Прагматический экономический  интерес очевиден для всех стран-участниц. Преобладающая часть российского  товарооборота со странами Содружества  — торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, главными партнерами РФ в СНГ. Действительно, на эти государства  и Россию приходится 94 % ВВП и 88 % общего товарооборота Содружества.

Концепция ЕЭП  предполагает, что, помимо единого пространства для движения товаров, необходимо создать  единое пространство для движения капиталов, услуг и рабочей силы. Сегодня  на этом пространстве действует изрядное число барьеров, причем каждое государство  проявляет высокую степень изощренности, возводя их на абсолютно легитимных основаниях и защищая отечественный  бизнес.

Все это потребует  создания наднациональных структур в области регулирования и  принятия соответствующих решений  по ряду направлений экономической  политики. В сентябре 2003 года государства–участники  проекта ЕЭП (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан) подписали окончательный  документ о принципах строительства  такого пространства (Украина —  с оговоркой, что будет принимать  участие в формировании ЕЭП в  пределах, заданных ее Конституцией). Продвижение  в переговорном процессе по вопросу  дальнейшего создания и развития ЭЕП в последующие месяцы снова  остановился, в основном из-за резких политических изменений в Украине. И в настоящее время препятствия  на пути ЭЕП еще не преодолены.

При формировании ЕЭП важно не повторить ошибок прошлого, не пойти по пути «упрощенных» решений. Такие решения нивелируют эффект интеграции. Роль комплексных, системных решений, напротив, велика. Двигаться можно только параллельно, создавая условия для реализации всех «четырех свобод» (свободное перемещение  товаров, услуг, капиталов и рабочей  силы).

5.Анализ предпосылок и препятствий интеграции стран Содружества

Одной из основных проблем, связанных с анализом современного состояния СНГ и прогнозированием развития интеграционных тенденций, является вопрос о предпосылках объединения  бывших советских республик. В большинстве  исследований, посвященных взаимодействию стран Содружества, затрагиваются  факторы, препятствующие или способствующие восстановлению единства постсоветского пространства

К факторам, препятствующим интеграции постсоветских  республик, прежде всего, относятся  разновекторность и различная степень  продвинутости экономических и  политических преобразований в странах  Содружества. День за днем в ходе реформ государства СНГ теряют сходные  черты политико-правовых структур и  экономической политики, параллельно  накапливая все новые различия. Увеличивается  внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья за счет уменьшения объемов  экспорта и импорта во взаимной торговле государств-членов Содружества. При  этом СНГ превращается в ресурсный  сегмент мирового рынка, в условиях которого обострится конкуренция между  новыми независимыми государствами, как  экспортерами сырья. Эти качественные характеристики экономики постсоветских  государств также не способствуют углублению взаимодействия.

К дезинтегрирующим факторам политического характера  относят, прежде всего, авторитарные мотивы в поведении руководителей государств, недостаточно активную деятельность в  направлении сплочения Содружества  и повышения эффективности его  институтов, расхождения в подходе  к вопросам сотрудничества.

Ко второй группе факторов относят сохранившуюся  со времен СССР экономическую взаимозависимость. К интегрирующим факторам относят  также наличие общего языка. И, наконец, ученые и политики используют в качестве аргумента общие ценности, поведенческие  нормы, «евразийский менталитет», благодаря  которому народы, населявшие СССР, осознавали себя единым целым.  

Рассмотрение  способствующих интеграции факторов обычно сопровождается сравнением с предпосылками  европейской интеграции и приводит исследователей к заключению, что  в СНГ имеются гораздо более  благоприятные условия для развития интеграционного взаимодействия, чем  в свое время в Западной Европе.

На вопрос о наличии предпосылок для  интеграции стран СНГ большинство  исследователей дают однозначно положительный  ответ, отталкиваясь от тезиса о былой  сверхинтегрированности СССР. Однако именно это утверждение является противоречивым. Обращать внимание нужно  на способ формирования СССР как целого, на механизмы, способы поддержания  высокой степени его целостности. При этом корни проблемы уходят еще  в дореволюционный период истории.

В советском  государстве не были полностью преодолены экономическая и культурная неоднородность, неравномерность развития народов, свойственные Российской империи. Связать  народы Российской империи, а затем  и Советского Союза в единое экономическое, социальное и политическое целое  могли только рыночные отношения. Об этом свидетельствует, прежде всего, опыт Европы: до того, как развитие капитализма  вызвало завершение внутристрановой  интеграции, не могли получить развития тенденции интернационализации  общественной жизни и, следовательно, интеграционные процессы. Однако капитализм в России и на окраинах империи  развивался «сверху», преимущественно  вширь, и не успел затронуть глубинных  основ экономики и общества. Индустриализация и урбанизация оказывали на регионы  СССР неодинаковое преобразующее воздействие. В советский период неоднородные, территориально отдаленные друг от друга  республики объединяла сильная центральная  власть и командно-административная система управления экономикой. Политическая система СССР была построена на вертикальных связях, и сама ее структура предполагала возможность дезинтеграции.

Кризис советского федерализма повлек за собой распад Союза, диверсификацию экономических  связей между республиками и в  какой-то степени внутри республик. Началось национально-государственное  самоутверждение стран СНГ. Особенность  этой стадии развития состоит в стремлении к преодолению экономической  взаимозависимости, что в нашем  регионе сопровождалось деиндустриализацией, а в республиках Средней Азии — еще и демодернизацией общества. Даже те характерные черты и проблемы, которые являются общими для постсоветских  государств, работают скорее на углубление дезинтеграции, чем на интеграцию.

Бывшие советские  республики представляют собой сейчас переходные в социально-экономическом  и общественно-политическом плане  социумы, где потребности доминирующей политической элиты не выражают, а  подменяют собой еще не сложившиеся  общественные интересы. Именно эти  интересы влияли на характер и направленность взаимодействия между постсоветскими странами в рамках СНГ и иных структур. На сегодняшний день в СНГ сложилась  система взаимодействия, которую  можно назвать многоуровневой или  разноскоростной. Первый уровень —  так называемые интеграционные механизмы  Содружества, которые носят бюрократический  характер. Их задача состоит в том, чтобы декларировать интеграцию. СНГ представляет собой нечто  вроде форума, на котором высшие руководители обмениваются мнениями и  информацией. Второй уровень — создаваемые  в рамках Содружества с середины 1990-х гг. субрегиональные объединения. Эти структуры превращаются в  локальные организации по интересам, в которых их участники сами определяют свои права и обязанности независимо от решений, принятых в рамках «СНГ-12». Однако в рамках субрегиональных  альянсов взаимодействие также не идет дальше межгосударственного сотрудничества и поэтому не может называться интеграционным.

Информация о работе СНГ:цели и проблемы региональной интеграции